Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Возникновение афинской рабовладельческой демократии. Реформы Солона, их историческая оценка



Каждая древняя цивилизация внесла свой вклад в общечеловеческий исторический опыт, составляющий содержание тысячелетней культуры. И, тем не менее, повышенный интерес к тому, что принесла с собой именно греческая цивилизация, оправдан. Непреходяще значение всего созданного творцами древнегреческой культуры, философии и права. Интерес к наследию древнегреческой цивилизации, а именно философии, права, науки и культуры непреходящ. Но особое значение он приобретает в наш век, век становления нового мышления, сохраняющего все лучшее из прежнего исторического наследия.

Именно в Древней Греции с достаточной ясностью выступает сознание необходимости правового совершенствования и начинает развиваться институт правового регулирования.

Верховенство права во всей деятельности граждан и должностных лиц - главное в государственном учении Древней Греции. Именно в Древних Афинах было впервые обосновано значение права как общеобязательный «минимум нравственности», раскрыто в общем виде соотношение индивидуальной справедливости и справедливости, выраженной в законе, утверждаются принципы законопослушания как гражданского долга первостепенной законности, как непременного условия правопорядка. Именно в эту эпоху родился афоризм: "Лучше плохой закон, чем никакого".

Создается учение об общеобязательности права, его высшем авторитете как выразителе божественной мудрости и исходной нормы. Счастье человека и справедливость состоят не в том, чтобы удовлетворять без разбора свои влечения и стремиться иметь больше других, а в том, чтобы, как только можно бежать от невоздержанности и уважать равенство, которое среди богов и среди людей имеет великое значение. Справедливость - центральное понятие Древнегреческой философии права. Только с соблюдением этого нравственно - филосовского принципа возможно разрешение всех социальных противоречий и межличностных конфликтов. Государство и закон п ризваны не столько обеспечивать порядок авторитетом и силой принудительной власти, сколько охранять господство добродетели и ее лучшего выражения - справедливости, исключающей уравнительное обезличивание и господство богатого над бедным, сильного над слабым.

Именно Древняя Греция является родиной многих принципов организации государственной власти, которые получили общее признание только в ХХ в.: принцип разделения властей, республиканская модель государственного правления, демократический режим.

В Х1-Х вв. до н.э. греческие племена постепенно заселили юг Балканского полуострова. В этот период у них шел активный процесс разложения родового строя и складывания предпосылок для формирования государства.

Развитие государственности в Греции прошло 4 этапа:

1. Xl-IX вв. до н.э. - гомеровский - складывание предпосылок для создания государства.

2. VIII - VI вв. до н.э. - архаический - формирование государства в форме полиса.

3. V-IV вв. до н. э. - классический - расцвет рабовладельческих государств^Древней Греции.

4. I II-II вв. до н.э. - эллинистический - кризис и упадок древнегреческой цивилизации.

Развитие государства в Древней Греции имеет следующие особенности:

1. Единое централизованное государство на территории Древней Греции не сложилось. В вв. до н.э. в процессе разложения родовых отношений в Греции образовались многочисленные города-государства (полисы).

2. Древняя Греция может по праву считаться родиной республиканской формы правления. Хотя ещё в Древнем Вавилоне существовали отдельные полисы - протореспублики. однако именно в Греции эта форма правления впервые приобрела классическое выражение.

3. Древняя Греция является и родиной двух основных видов государственного режима - демократического и недемократического (в Греции он назывался аристократическим). Сам термин «демократия», так прочно вошедший в наш современный лексикон, греческого происхождения и дословно в переводе означает «народовластие».

4. В Древних Афинах впервые в истории государства были воплощены на практике демократические принципы судопроизводства и создан специализированный орган судебной власти — гелиэя, ставший, по существу, прообразом современного суда присяжных.

По форме организации власти греческие полисы делятся на две основные группы: рабовладельческие аристократические государства и демократические рабовладельческие республики.

Наиболее типичным представителем первых является полис Спарта, вторых - полис Афины.

Охарактеризуем государственный, общественный строй и правовую систему Древних Афин.

Государственный строй. Территорию Аттики (область Греции, где впоследствии возникло Афинское государство) населяли в конце II тысячелетия до н. э. четыре племени, каждое из которых имело свое народное собрание, совет старейшин и выборного вождя — базилевса. Переход к производящей экономике с индивидуализацией труда привел к разделу общинной земли на участки с наследственным семейным владением, к развитию имущественной дифференциации и постепенному выделению родовой верхушки и обнищанию массы свободных общинников, многие из которых превращались в фетов — батраков или за долги попадали в рабство. Эти процессы ускорялись благодаря развитию ремесла и торговли, чему благоприятствовало приморское положение Афин. Богатые семьи стали и первыми собственниками рабов, в которых обращали военнопленных. К началу I тысячелетия до н.э. рабовладение было распространенным явлением, хотя эксплуатация рабского труда еще не стала основой общественного производства. Рабы были заняты, главным образом, в домашнем хозяйстве, ремесле, реже на полевых работах. Наряду с ними трудились и их хозяева, хотя рабы выполняли наиболее тяжелые работы. Только со временем рабский труд станет преобладать, а рабовладельцы, прежде всего крупные, перестанут участвовать в производительном труде. Родоплеменная организация власти начинает приспосабливаться к обеспечению интересов не только ее членов, но и богатеющей верхушки свободных, к эксплуатации рабов. В народном собрании возрастает влияние знатных родов, из их представителей формируется совет старейшин и избираются базилевсы. Первобытное общество превращается в политическое общество, часто называемое «военной демократией». Но и оно, сохраняя традиции родоплеменной организации власти, не было способно разрешить или хотя бы умерить развившиеся в обществе антагонизмы — между складывающимися классами рабов и свободных, между рядовыми общинниками и родоплеменной верхушкой.

Географические условия, требовавшие приспособления ведения хозяйства к условиям окружающей природной среды, истощение локальных природных ресурсов, усилившееся с переходом к производящей экономике, развитие обмена и связанная с ним интенсификация межплеменных контактов и, как следствие, ослабление кровнородственных связей и ассимиляция родов и племен, необходимость урегулирования и устранения возникающих конфликтов, вышедших за племенные рамки, стали предпосылками для объединения племен Аттики под единой властью.

Афинский полис становится территориальной формой политической организации общества. Территориальная организация общества настоятельно требовала единообразного (независимого от племенных различий) и, следовательно, централизованного управления общественными делами, гораздо более активного регулирования развивающихся социальных отношений. Ранее достаточно монолитное родоплеменное общество оказалось в сложном положении. Еще сохранялись межродовые и межплеменные распри. Но уже возникали новые острые конфликты в связи с усиливающейся имущественной дифференциацией в Аттике. Эти конфликты, наиболее отчетливо проявившиеся в углубляющихся противоречиях между свободными афинянами и различными группами неполноправного и зависимого населения (феты, иностранцы, рабы и т.д.), создавали почву для формирования новых механизмов власти. Возникла необходимость в политической (государственной) власти, стоящей над обществом и способной стать, с одной стороны, средством соглашения и примирения, с другой — силой подчинения и порабощения. Начало этому было положено закреплением не только социального, но и политического неравенства между свободными, их разделением (приписываемым Тесею) на эвпатридов — благородных, геоморов — земледельцев и демиургов — ремесленников.

К эвпатридам, родоплеменной верхушке, перешло исключительное право на занятие общественных должностей, что вело к дальнейшему отделению публичной власти от населения. Геоморы и демиурги вместе с торговцами и бедняками, составлявшими большинство свободных, постепенно отстранялись от непосредственного активного управления общественными делами. За ними сохранилось лишь право участвовать в народном собрании, роль которого в это время значительно упала. Вместе с тем положение мелких землевладельцев становилось все более тяжелым. Они разорялись и вынуждены были закладывать за долги земли. Наряду с залогом земли возникала и долговая кабала, по условиям которой неисправный должник мог быть продан в рабство за границу – в другие греческие полисы.

К VI в. до н .э. в Афинах складывается крайне сложная обстановка. Развитие товарно-денежных отношений привело к дальнейшему социальному расслоению свободного населения. В среде эвпагридов и геоморов выделяются богатые землевладельцы, некоторая часть эвпатридов беднеет, а геоморов — превращается в батраков, обрабатывающих чужую землю, получая за это 1/6 часть урожая, или попадает в долговую кабалу, теряет свободу и продается в рабство за границу. Растет экономическая роль богатой торгово-ремесленной верхушки горожан, по-прежнему отстраненной от власти. Все неустойчивее становится положение средних и мелких землевладельцев и ремесленников. В результате в среде свободных возникает целый комплекс противоречий — между богатыми и обедневшими евпатридами, все еще удерживающими власть, и богачами из землевладельцев, торговцев и ремесленников, стремящимися к власти и использующими недовольство бедноты и средних и мелких собственников. Эти противоречия кристаллизовались как противоречия между богатой родовой аристократией и народом (демосом), возглавляемым богачами.

Для смягчения этих противоречий и сплочения всех свободных в единый господствующий класс требовались глубокие социальные и политические преобразования. Начало им положил Солон, избранный архонтом в 594 году до н. э. Хотя Солон был эвпатридом, он пользовался доверием среди широких слоев населения. Главной целью реформ Солона было примирение интересов различных враждующих группировок свободных граждан Афин. Поэтому они носили компромиссный характер: Солон является родоначальником политики «золотой середины». Он стремился в своей политике отражать интересы различных социальных групп, примирить острые противоречия и достичь социальной стабильности в афинском обществ е.

Солон принадлежал к знатному аристократическому, но обедневшему роду. Тем не менее, его отец понимая значение образования, последние семейные деньги потратил на то, чтобы дать своему сыну блестящее образование. Когда Солон вырос, он решил во что бы то ни стало восстановить процветание семьи. Для этого он отправился за границу, где совершая удачные торговые сделки восстановил состояние семьи. Вместе с тем много разъезжая по Греции, он видел разные формы государственного устройства и изучал порядки, обычаи и нравы в других греческих полисах. Эти знания в дальнейшем очень помогли ему при проведении своих преобразований. Вернувшись в Афины, Солон застал свою родину на грани гражданской войны. Добившись избрания на высшую государственную должность архонта, Солон приступил к проведению реформ. Реформы Солона явились важным этапом в становлении в Афинах республиканской формы правления и утверждении демократического режима. Прежде всего, Солон провел сисахфию — долговую реформу, которая означала прямое вмешательство в отношения собственности. Задолженность бедняков была аннулирована. Афиняне, попавшие в рабство за долги, освобождались, а проданные за долги за границу, — выкупались. Долговое рабство в Афинах впредь отменялось, афинянин не мог быть продан в рабство за долги. Сисахфия посягала на интересы родовой знати и была уступкой демосу (народу). Эта реформа во многом способствовала укреплению социальной базы государственной власти.

В то же время Солон не выполнил важного требования бедноты — не произвел передела земли, хотя и установил максимальный размер земельного владения. Но, разрешив в интересах богатых афинян свободную куплю-продажу земли и дробление земельных владений, он сделал неизбежным дальнейшее обезземеливание бедноты.

С именем Солона связана также цензовая реформа, которая была направлена на уничтожение наследственных привилегий знати, замену привилегий происхождения привилегиями богатства Солон закрепил деление граждан на четыре разряда по имущественному признаку.

Самые богатые граждане были отнесены к первому разряду, менее богатые — ко второму и т.д. Каждый разряд имел определенные политические права: общественные должности могли занимать только граждане первых трех разрядов, а должность архонта (и, следовательно, члена ареопага) только граждане первого разряда. Бедняки, входившие в низший, четвертый разряд, этого права по-прежнему были лишены. Но они могли участвовать в народном собрании, роль которого увеличивается. Собрание стало вырабатывать законы, избирать должностных лиц и принимать от них отчеты.

Одновременно Солон сделал и другие уступки бедноте и эвпатридам: интересы первых получили отражение в создании нового судебного органа — гелиэи, в котогую мог быть избран любой афинский гражданин независимо от его имущественного положения. В интересах вторых был учрежден новый орган управления — Совет четырехсот, избиравшийся из граждан первых трех разрядов по 100 человек от каждого племени.

Таким образом, реформы Солона заложили в Афинах государственный строй, впервые основанный на принципе разделения властей. Высшим органом законодательной власти являлось народное собрание (эклессия), в котором участвовали все свободные граждане. Высшим органом исполнительной власти являлся Совет 400 (Булэ), в который избирались на один год на народном собрании 400 свободных граждан. Впервые в мировой истории был создан специализированный независимый судебный орган - Гелиэя, в которую избиралось 6000 свободных граждан на один год.

Мудрость Солона получила всегреческое признание. Уже при жизни он был причислен к числу «семи мудрецов мира».

Реформы нанесли удар по родовой организации власти и привилегиям родоплеменной аристократии. Они были важным этапом формирования демократической политической организации в Афинах. Но компромиссный характер реформ помешал разрешению ряда острых противоречий. Реформы вызвали недовольство родовой аристократии и не удовлетворили полностью демос. Борьба между ними продолжалась и привела через некоторое время к установлению тирании Писистрата, а затем его сыновей (560—527 гг. до н.э.), которые закрепили успехи демоса в борьбе с аристократией и упрочили политический строй, созданный Солоном. Существовавшие органы управления продолжали функционировать, но теперь уже под контролем захватившего власть тирана. Тираном в Афинах считался незаконный правитель, не обязательно устанавливающий жестокий режим. Писистрат облегчил положение мелких земледельцев, увеличение военного флота привлекли на его сторону афинских торговцев. Большой размах строительства общественных сооружений, украшавших город, давал средства существования бедноте. Немаловажную роль играло и соблюдение действовавших в Афинах законов.





Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 5664 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...