Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Суд и процесс в Древних Афинах. Гелиэя, как первый опыт демократического судопроизводства



СУДЕБНЫЙ ПРОЦЕСС. Судебная система Афин была достаточно сложной, но ключевое место в ней занимала Гелиэя, которая некоторыми исследователя определяется, как "вторая ипостась" суверенного народа, защищавшего свои права не только через посредство народного собрания, но и с помощью Гелиэи. Сам способ комплектования делал ее выразителем воли народа: каждый год по жребию из всех граждан, достигших 30 летнего возраста, избиралось 6000 судей (по 600 от каждой филы). Конечно, все вместе они заседали только в исключительных случаях. Обычно с помощью очень сложной системы жеребьевки их распределяли по отдельным "палатам", количество судей в которых определялось в зависимости от важности дела. Как правило, в одну коллегию («палату») входило 500 человек. Число коллегий составляло 10. 1000 тысяча гелиэстов была запасной.

Современные исследования показывают, что Гелиэя являлась совершенно независимым от народного собрания институтом судебной власти, к которому перешли около середины IV века до н.э. все юридические прерогативы, ранее принадлежавшие народному собранию. Несмотря на выдающуюся роль Гелиэи в судебной системе Афин, все же нельзя сводить эту систему только к ней. В Афинах существовало несколько видов судов, начиная от древнего совета Ареопага и кончая третейскими, которые, несмотря на свой неформальный характер, были признаны государством. ВАреопаге под председательством архонта-базилевса рассматривались дела об умышленном убийстве. По поручению народного собрания ареопаг мог проводить расследование дел о государственных преступлениях. Вотличие от других судов, которые в своих решениях опирались только на документы и свидетельские показания, Ареопаг мог проводить и самостоятельные дознания, и, видимо, довольно часто получал такие поручения от народного собрания, а иногда и производил их по собственной инициативе. Документы свидетельствуют о ряде случаев, когда наиболее сложные и вызывавшие наибольшее внимание дела расследовались именно Ареопагом. Втаких случаях заседание проводилось в вечернее время, а судьи должны были сидеть с повязками на глазах. Это, по мнению афинян, должно было обеспечить их беспристрастность.

Роль Ареопага была велика и потому, что он сохранял определенную сакральную значимость, выступая в качестве хранителя святынь города. Всовет Ареопага входили отслужившие свой годовой срок архонты. Перед занятием должности архонту необходимо было подвергнуться проверке, второй раз будущие ареопаги подвергались проверке перед зачислением в сам Совет.

Дела о неумышленных убийствах рассматривались судом Эфетов. Разбой, кража и другие имущественные преступления рассматривала Коллегия одиннадцати. Гражданско-правовые споры об имуществе подлежали ведению третейского суда и по мелким делам - Коллегии сорока. Со времени Перикла были созданы суды по демамам. Иногда, когда речь шла об особо тяжком преступлении, в качестве суда выступало народное собрание. Дельфиния занималась расследованием дел тех, кто признавался в совершении убийства, но утверждал, что поступил законно. В Палладии, где разбирались предумышленные убийства, выигравшему дело предстояла клятва на жертвах.

Гражданские дела в Древних Афинах рассматривал тот суд, который назначили для себя тяжущиеся стороны, выбрав его сообща. Это был суд первой инстанции. Кроме того, должно быть еще два суда, один из которых назначается для разбора дел между частными лицами, и потому в него может обращаться каждый, кто считает себя оскорбленным другим человеком. Особый суд учреждается для тех случаев, когда, по мнению любого гражданина, кем - нибудь нарушаются интересы общества, и он желает прийти им на помощь. Для уголовного суда существовала только одна инстанция, составленная из назначенных по жребию судей из числа выборных должностных лиц. Судьи избираются на один год и перед вступлением на должность давали на народном собрании клятву вершить дела справедило и беспристрастно. Обвинение в государственных преступлениях должно сначала передаваться на рассмотрение народа, и для этих преступлений, за которые полагается смертная казнь, устанавливается особый суд из стражей закона и членов Совета.

Судопроизводство в Афинах не страдало излишним формализмом и педоставляло широкие возможности и права для участия в нем всем полноправным афинским гражданам. При этом, за женщину и несовершеннолетнего действовал глава семьи, за раба -его господин.

Все необходимые по делу доказательства - документы, свидетельские показания, скрепляемые клятвами, и т.д. - представляли сами стороны. В качестве свидетелей могли выступать не только свободные граждане, но и рабы. Свидетельские показания не могли давать только женщины и несовершеннолетние.

После окончания судебного следствия назначался день заседания. В судебном заседании секретарь суда оглашал жалобу обвинителя (истца) и возражения другой стороны. Затем стороны произносили речи. Для речей в большинстве случаев отводился определенный регламент, время которого измерялось особыми водяными часами. Обеим сторонам давалось равное время, причем на то время, в течение которого зачитывались тексты законов, документы или оглашались свидетельские показания, водяные часы останавливали.

Судебный процесс проходил открыто, и было принято влиять на судей всеми доступными сторонам средствами. Истец и ответчик могли приводить в судебные заседание родителей, жен и детей, которые своими просьбами и плачем старались воздействовать на решение суда. Они могли нанимать ораторов, искусных в судебных прениях. Ораторы готовили для своих клиентов речи для выступления в суде, в которых они должны были аргументировано и логично обосновывать свои притязания. История сохранила для нас имена наиболее известных афинских юристов-ораторов. Это - Демосфен, Лисий и Исэй. Их речи до сих пор могут служить образцом юридического красноречия.

Словом, разрешались любые непротивоправные способы и средства защиты, включая даже те, которые не устанавливались законом.

Судебное заседание заканчивалась тайным голосованием. При равенстве голосов, которое могло получиться, если судья воздерживался от голосования, подсудимый считался оправданным. Все сомнения толковались в пользу обвиняемого, что можно рассматривать в качестве прообраза принципа презумпции невиновности.

Принцип гуманизма находил своё выражение в том, что, если обвиняемому грозила смертная казнь, то ему дозволялось до вынесения приговора покинуть навсегда Афины, сохранив, таким образом, себе жизнь.

Так как не всегда мера наказания была установлена в законе, нередко после вынесения обвинительного приговора происходило голосование относительно меры наказания. Что весьма характерно для греческого суда, так это то, что предложения о мере наказания могли вносить как обвинитель, так и обвиняемый.

Правосудие должно осуществляться на демократической основе, а суды являются неотъемлемой частью государственного устройства. "В сякое государство перестает быть государством, если суды не устроены надлежащим образом, если правосудие осуществляет безгласный суд, не высказывающий во время, разбирательства того, что говорят тяжущиеся стороны". - это высказывание принадлежит Платону и не потеряло своей актуальности и в наши дни. С полным основанием можно утверждать, что судебная система, сложившаяся в Древних Афинах, являлась самой прогрессивной не только для своего времени. В последующий период средневековья нигде в Европе, и тем более - в остальном мире, не были воплощены в такой мере принципы демократии, справедливости и гуманизма при осуществлении судебной власти, как это имело место в Древних Афинах.

24. Аристократическое рабовладельческое государство в Древней Спарте: особенности государственного строя.

Спартанское государство сложилось в течение VIII -VI вв. до н.э. на территории Лаконики, одной из южных провинций Греции. В XI- IX вв. до н.э. там проживали архейские племена. В IX в. до н.э. в Лаконику вторглись дорические племена. В результате борьбы обе общины объединились. Но Лаконика оказалась для объединенной общины мала, и она начала войну за захват соседней местности -Мессинии. В результате, военный фактор обусловил целый ряд особенностей Спартанского государства.

Во-первых, население присоединенных территорий было обращено в рабов - илотов. В Спарте сложился особый, специфический институт рабства - илотство.

Во-вторых, численность илотов многократно превосходила численность спартиатов - полноправных граждан. Поэтому для того, чтобы удерживать их в подчинении, государство организовано было по принципам военного лагеря. Спартиаты не занимались никакими видами хозяйственной деятельности, а только военными тренировками и упражнениями. По отношению к илотам государство проводило жестокую репрессивную политику — криптии (см. глоссарий).

В третьих, сохранение единства и сплоченности спартиатов было важным условием подавления сопротивления илотов. Поэтому в Спарте насильственно поддерживалось социальное равенство между спартиатами.





Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 20218 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...