Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Представление о культуре античности, Средн,Возрож



В понятии «культура», относящемуся к римской античности,, обычно подчеркивалось отличие «человеческой жизнедеятел. от биологических форм жизни» И действительно, первое значение данного термина - это возделывание земли. Наиболее привычное для нас значе­ние «культуры» как воспитания и образования в этом воспринимается как нечто дополняющее, а иногда и исправляющее человеческую природу и даже противо­стоящее ей. Античный человек черпал свою уверенность в созерцании неиз­менного, вечного космоса и, прежде всего, природы: это небо и звезды, горы и реки. Боги же составляют часть природы. «культура» античности - это поклонение, почет, культ (прежде всего религиозный). В древности человек постоянно находился в окружении богов. В основе античного понимания культуры лежало признание безличностного абсолюта, которым выступал «божественный строй вещей».Античная культура стала зарей человечества, потому что была осмыслена радость интенсивного труда. Ценности античной культуры - признает естество природы. В это время ценятся знания. Появляются первые школы, академии. Красота мира отражается в культуре. Скульптура - особенность античной красоты. Зарождается демократия.

Главной чертой культуры средневековья является доминирование христианской религии. Она выступает как новая мировоззренческая опора сознания, выражение запроса на святую, чистую жизнь. Христианство явилось своего рода “золотой серединой”, компромиссом духа и плоти. Духовенство было единственным образованным классом, и именно церковь длительный период определяла политику в области образования. Инквизиция с 13 в. действовала как регулярный церковный суд. Наряду с еретиками (отрицали божественную сущность Христа) каралась: ведьмы, колдуны, знахари, предсказатели и ясновидцы, вольнодумство, которых церковь обвиняла в связях с нечистой силой. Продажа индульгенций - грамот об отпущении грехов, как уже совершенных, так и будущих. В 5—9 вв. все школы в странах Западной Европы находились в руках церкви. Главная задачей было воспитание служителей церкви. Изменения в человеке: переход от античного атлета, живущего в гармонии с миром, к аскету, устремленному к духовному единству с Богом, образцом выступает человек смиренный, страдающий, жаждущий к искуплению грехов, спасения с Божьей помощью.Средневековая университетская наука называлась схоластикой, т.е. школьной наукой. Ее характерными чертами было стремление опереться на авторитеты, прежде всего церковные. Влияние церкви на средневековые университеты было огромным.

В кон. 14— нач. 15 вв. в Италии начала культура Возрождения (Ренессанс). Термин “Возрождение” указывал на связь с античностью. В центре внимания деятелей Возрождения был человек, поэтому мировоззрение носителей этой культуры обозначают термином “гуманистическое” Гуманисты полагали, что в человеке важно не его происхождение или со­циальное положение, а личностные качества, такие, как ум, творческая энергия, предприимчивость, чувство собственного достоинства, воля, образованность. В качестве “идеального человека” признавалась сильная, талантливая и всесторонне развитая личность, человек-творец самого себя и своей судьбы. Гуманисты придерживались антропоцентристской идеологии, согласно ей человек - центр и высшая цель мироздания. Человеческая личность приобретает невиданную ранее ценность, важнейшей чертой гуманистического подхода к жизни становится индивидуализм, что способствует распространению идей либерализма и общему повышению уровня свободы людей в обществе. Гуманисты считали, что возможности человеческого познания беспредельны, т.к. разум человека подобен божественному разуму, а сам человек является как бы смертным богом, и в конце концов люди вступят на территорию небесных светил и там обоснуются и станут как Боги. Особое место уделяется эстетике.

5. Становление теории культуры в эпоху Нов. времени.

Новое время (17 – 19 в.в.) демонстрирует целый ряд философских теорий культуры. понятие культуры разрабатывается в контексте философского рассмотрения вопросов познания и метода, рационального устройства общества. В философии нового времени переосмысливается античное и средневековое понимание культуры. Просвещение – особый исторический период, предшествующий буржуазным преобразованиям, в частности, в Англии, Франции, Германии. Это восемнадцатое столетие (в Англии- Толанд, во Франции – Вольтер, в Германии – Гетте, Шиллер), которое отнимает у религии монопольное право на истину о мире и человеке и весьма решительно настаивает на суверенности человеческого разума. Философия Просвещения оперирует с категориями, которые позволяют развивать учение о культуре: природа, общество, человек, разум, познание. Но эти категории одновременно являются и общефилософскими. Они позволили просветителям 18 века развить идеи исторического процесса и сформулировать вопросы о целях, движущих силах и смысле исторического развития.Формируется “классическая модель культуры”, которая позволяет рассматривать культуру как результат исторического развития человечества и показатель достигнутого им уровня разумных и гуманных общественных отношений.

“Классическая модель культуры” с ее фундаментальными ориентациями на рационализм, историзм и гуманизм получила важные дополнения в философии романтизма, в частности немецкого. Именно романтикам и Шеллингу принадлежит разработка проблемы различия и соотношения различных национальных культур и рассмотрения общечеловеческой культуры как национального, надысторического целого. И все же “классическая модель культуры” не только не исчерпала своего потенциала, но и получила фундаментальное обоснование в немецкой классической философии, в частности, в наиболее полном виде в трудах Г. Гегеля. В трудах Гегеля основные формообразования культуры (религия, искусство, философия, право) предстают, как и вся духовная культура человечества в целом, закономерными этапами в развитии “духа”, “мирового разума”. Создается универсальная схема развития “мирового духа”, реальными воплощениями которой выступают культуры разных народов, подчиняющиеся всеобщим нормам творческого самопознания мирового духа: та или иная культура воплощает в себе определенный этап самопознания “духа”, т. е. каждая культура различается лишь стадиально на пути исторического шествия “духа”, “разума”.

Культура превращается в форму предметно- практической деятельности людей, в то же время она выступает и относительно самостоятельной, специфической сферой, поскольку человек действует целесообразно, обосновывает свои цели и идеалы, отпечаток которых несут результаты его деятельности.





Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 304 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...