Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Основные принципы типологизации и типы культур



Тип культуры - это сходство, общность, то, что объединяет культурные единицы в одно множество культур (а не одна культура) и отличает это множество культур от всех других.

Принципы типологизации:

1.Формационный. Устанавливает зависимость типа культуры от господствующего способа производства (перво­бытно-общинного, рабовладельческого, феодального, капиталисти­ческого). Культура соответствует способу производства. Этот принцип разделяет исторический процесс на множество этапов развития культуры, сменяющих друг друга: первобытный, рабовладельческий, феодальный, буржуазный, индустриальный, постиндустриальный.

2.Цивилизационный. Этот принцип трактуется в зависимости от понимания собственно цивилизации. Многие исследователи го­ворят об отрицательном воздействии на культуру цивилизационных процессов, т.к. цивилизация порождает чуждые культуре явления: массовость, утилитарно-прагматические установки,
технократию. Разделяет культурный процесс на несколько периодов: биогенный, духовно-культурный, технотронный.

3.Концептуальный. Этот принцип дает возможность осмыслить культуру через призму господствующего в обществе мировоззре­ния. Осмысливаются мир, место в нем человека, значимость его деяний, взаимоотношения с другими людьми.

4.Культурно-исторический. Этот принцип является наиболее распространенным. Акцентируются духовные доминанты истори­ческих эпох и периодов, в рамках которых возникают и функцио­нируют конкретно-исторические типы культуры.

5.Религиозный. Этот принцип позволяет классифицировать куль­туру в зависимости от главенствующего типа религиозного миро­воззрения. Все религиозные верования от самых первоначальных до современных можно свести к двум разновидностям: политеиз­му и монотеизму. Этот принцип дает возможность разделить культуру на языческую (древнюю) и культуру, в которой превалирует одна из мировых религий (христианство, буддизм, ислам).

6.Этнонационалъный. Этот принцип дает анализ культуры по общности этнонациональных характеристик. На территории локаль­ного расселения определенного этноса существует свой тип культуры. Он, естественно, тесно связан с менталитетом этноса. Такая национальная культура внутри себя характерна чертами общности. при сравнении с другими в ней выделяются яркие отличия.

7. Демографический. В этом принципе содержится ориентация па выявление особенностей и общностей признаков, детерминирующих качество культурных ориентации Здесь особое значение имеют плотность, численность, состав, социальная занятость населения.

8. Регионально-территориальный. История подтверждает, что облик и судьба той или иной культуры находятся в прямой зави­симости от географических и климатических условий среды. Типы культуры

1)Конкретно-исторический тип. Каждая историческая эпоха дает нам набор наиболее существенных, общих духовных ценностей. В культурологии выделяются след.исторические типы европейской культуры: природно-символический (древнейшие формы культуры), антропокосмонический (античность), христианско-религиозный (Средневековье), универсально-гармонический (Возрождение), протестантско-реформистский (Реформация), рационально-нормативный (абсолютизм), критико-просветительский (Просвещение), романтически-утопический (романтизм), индивидуально-прагматический (вторая половина XIX в.), тоталитарно-бюрократический и демократически-технотронный, гуманистический (XX в.).

2) Природно-символический тип. Это ранние формы культуры. Культурные ценности приобретают материальное воплощение в природных явлениях.

3)Антропокосмогонический тип. Единство природного, космиче­ского и человеческого начал в эпоху античности. В основе античной культуры лежала культура Древней Греции, которая предопределила многие важные культурологические пред­ставления более позднего времени.

4)Протестантско-реформистский тип. Культура, отразившая протестантской религии. Протестантизм возник как оппозиция консервативности и деспотизму католицизма. Он был направлен против роскоши и жесткого контроля католической церкви за внутренней духовой жизнью человека. Протестантизм сделал церковные традиции более демократичными, поставил индивидуаль­ную веру личности выше формальной и ритуальной стороны религиозности, заложил основы свободомыслия и правовых основ в государственности.

5)Рационально-нормативный тип. Культура эпохи абсолютизма, ко­торая была преимущественно рациональной и нормативной идеология страны, за подавление сепаратизма. Королевская власть спо­собствовала развитию буржуазных отношений. Мануфактура представляла собой тесную кооперацию работников, выполняющих каждый свои конкретные функции в расчлененном процессе произ­водства

6)Индивидуально-прагматический тип. Культура в эпохи зрелых буржуазных, когда доминирующими стали прагматические интересы личности с возникновением института частей собственности. Внимание к личной инициативе, предприимчивости и целеустремленности в приумножении материальных благ.

7)Демократически-технотронный тип. Культура современных высокоразвитых цивилизаций, для которой характерна повышенное влияние техники. Влияние это разнородно. С одной стороны, оно позитивное и демократическое, с другой стороны — негативное.

8) Тоталитарно-бюрократический тип. Это официальная куль­тура, которая подчиняется диктату господствующей идеологии. Самостоятельное органичное развитие культуры вытесняется ад­министративно-бюрократической формой ее организации. Личност­ное начало, индивидуальность, полностью нивелируются.





Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 2184 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...