Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Позитивизм, махизм, нео- и постпозитивизм. 1)позитивизм. Основатель — Огюст Конт



1)позитивизм. Основатель — Огюст Конт. Представители: Д. Милль, Г. Спенсер.

2)Эмпириокритицизм (махизм). Представители: Эрнст Мах, Рихард Авенариус.

3)Неопозитивизм (логический позитивизм). Представители: Готлоб Фреге, Рассел, Венский кружок и др.

4) Постпозитивизм. Представители: Карл Поппер, Томас Кун, И.Лакатос, Полани.

П. - направление философии, объявляющее единственным источником истинного, действительного знания конкретные (эмпирические) науки и отрицающее познавательную ценность философского исследования. Возникновение П. было своеобразной реакцией на неспособность спекулятивной философии решить фи­лософские проблемы, выдвигавшиеся развитием наук. Впадая в др. край­ность, П. вовсе отверг теоретическую спекуляцию, умозрение как средство по­лучения знаний. Проблемы, понятия и положения прежней философии (о бы­тии, сущностях, причинах и т. п.), к-рые в силу их высокой абстрактности не мо­гут быть ни разрешены, ни проверены посредством опыта, П. объявил ложны­ми или лишенными смысла. Сам П. претендовал на звание принципиально новой, «неметафизической» («позитив­ной») философии, построенной по по­добию эмпирических наук и являющей­ся их методологией. По своей сути П. есть эмпиризм, в определенных отноше­ниях доведенный до крайних логических выводов, но сам П. не избежал участи прежней философии, ибо его собственные гл. положения (от­рицание умозрения, феноменализм и др.) оказались не поддающимися опытной проверке и, следовательно, «метафизическими». Основателем П. был Конт, к-рый ввел этот термин. Наряду с проблемами гносеологии (закон трех стадий развития познания — Конт) и логики (Милль) позитивисты важное место отводили социологии (идея о преобразовании об-ва на базе науки Конта, органическая теория общества Спенсера).

Возникновение второго эта­па П. связано с именами Маха и Авенариуса, отказавшихся даже от формального признания объективно реальных предметов, к-рого еще при­держивались представители раннего П. В махизме проблемы познания истолко­вывались с позиций крайнего психоло­гизма, переходящего в субъективизм. Основной закон познания махизма – экономия мышления. Махизм выдвигает представление о мире как совокупности «нейтральных элементов», или «ничьих» ощущений. Вводя учение о принципиальной коорди­нации, т. е. неразрывной связи субъекта и объекта, махизм превращается в систему субъективного идеализма.

В 20-е годы XX века появился неопозитивизм (Рассел, Витгенштейн, Карнап). Его основные этапы – логический позитивизм и лингвистическая философия. Одна из разновидностей – аналитическая философия. Тоже отрицал ОВФ, как не имеющий смысла. Утверждая, что человек не располагает средствами, чтобы выйти за рамки ощущений, неопозитивисты считали единственной реальностью, о которой мы имеем право говорить, «атомарные факты» или капли опыта, в качестве которых выступают сложные совокупности ощущений. «Атомарные факты» выражаются в протокольных предложениях (светит солнце, идёт дождь) предметом философии становится её языковая структура. Цель философии – имеют ли смысл те или иные утверждения науки. Для решения этого вопроса ряд принципов. Для наук типа математики и логики – принцип конвенциализма: утверждения имеют смысл, если они по правилам логики и языка выводимы из конвенций (аксиом). Для наук с эмпирической базой (физика, химия, биология) – принцип верификации: имеют смысл те утверждения, которые по правилам логики и языка могут быть выведены из протокольных предложений (верифицированы).

Постпозитивизм. Кун – концепция развития научных знаний, научных революций, основанная на понятии парадигмы (теоретической модели знания). Поппер – концепция критического рационализма. Выдвинул принцип фальсификации, позволяющий отличать научное от ненаучного. Имеют научный смысл те утверждения, которые могут быть фальсифицированы, то есть, для которых мыслимы такие условия, когда эти утверждения оказываются ложными. Фальсифицируемость или опровергаемость – признак научного знания. Наиболее общее философское основание – признание общности 3 миров: физического, ментального и мира объективного знания.





Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 793 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...