Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Структура культурнай дзейнасці і яе роля ў жыцці грамадства



Деятельность Культурная  

соц деятельность людей, направленная на создание, усвоение, сохранение, распространение культурных ценностей об-ва Культурное содержание можно выделить в любой сфере целенаправленной соц деятельности человека: труде, быту, политике, образовании и т д, чтобы развить заложенные в человеке способности, реализовать его соц цели Такая трактовка Дк основана на понимании культуры в широком смысле как специфич срезе любой соц деятельности В социологич литературе Дк чаще трактуется в более узком, специальном смысле, ее связывают с одним лишь видом культуры - духовной - в этом случае Дк выступает в наиболее привычном виде На узкой трактовке этого понятия построены и многие социологич исследования, в к-рых основное внимание уделяется изучению таких видов Дк, как чтение, просмотр телепередач, посещение кино, театров, участие в творческих коллективах и тп, что является, однако, лишь частью Кд, а именно - досуговой Рассмотрение Дк как среза любой соц деятельности или же как относительно самостоятельной системы, локализующейся в духовной сфере, в известной степени искусственно Дк Середина, ибо и в том, и в другом случае она представляет собой деятельность самореализации сущностных сил человека, его способностей, потребностей В любом случае - это человекотвор-ческая деятельность, цель к-рой - формирование гармонично развитой личностиСубъект и объект Дк - человек Культурной следует считать такую деятельность, к-рая осуществляется для пользы человека и в гуманистич целях, служит развитию прогрессивных форм обществ жизни, соответствует логике объективных законов соц развития Дк выступает как всеобщий, универсальный процесс обществ взаимодействия, в ходе к-рого человек преодолевает ограниченность ближайшего окружения, свою региональную ограниченность; индивидуальная человеческая деятельность возвышается до уровня всеобщего, общих для данного вида деятельности норм, правил, принципов Именно все более полное и глубокое присвоение обществ отношений и означает "наполнение" индивидуальной деятельности обществ содержанием, развитие универсальности личности как одного из составных моментов ее духовного богатства При этом индивидуальные особенности соц деятельности не только не теряются, но обнаруживаются еще рельефнее Др словами, деятельность человека невысокой культуры всегда более шаблонна, стереотипна, более конформна, чем культурного Культура оказывается как бы катализатором проявления индивидуальности Следовательно, Дк, с одной стороны, возвышает индивидуальную деятельность до уровня всеобщего, делает ее более универсальной, а с другой - способствует ее индивидуализации Таково внутреннее противоречие Кд, представляющее собой выражение более общего, свойственного культуре противоречия между опредмечиванием и распредмечиванием, ибо опредмечивание и есть поднятие индивидуального до уровня всеобщего, а распредмечивание - освоение этого всеобщего в его индивидуальной форме Лит: Витаньи ИОбщество, культура, социология М, 1984; Культура в советском обществе: Проблемы и перспективы развития М, 1988; Культурная деятельность: опыт социологического исследования М, 1981 ИБ Орлова

(mirslovarei.com/Мир словарей)

К основным критериям культурной деятельности человека можно отнести символичность, смыслопологание, коммуникативность, регламентированность, созидательность. Рассмотрим эти критерии.

Символичность. Как мы уже убедились, не любую деятельность можно считать культурной. Однако всякий поступок, любой жест и каждое слово, произносимое человеком, могут стать при определенных условиях культурным актом. Это становится возможным лишь тогда, когда поступок совершается человеком как человеком, т.е. существом, в котором реализуется культурный потенциал, «отражаются» идеальные горизонты. Принципиальное значение имеет не то, что фиксируется реально, что мы можем «снять» при помощи тех или иных датчиков, а то, что находится над реальностью движений, таится под реальными перемещениями тел и вещей или какой смысл имеет данное действие. Поэтому первым критерием культурной деятельности следует считать способность посылать и воспринимать трансцендентные (т.е. сверхреальные) указания, или, точнее, символичность поступков. Слова, позы, звуки, мускульное напряжение, пространственно-временные перемещения, манипуляции с окружающими предметами только тогда обретают культурно-человеческое значение, когда не замыкаются в пределах природной объективности, но предполагают и иные измерения, т.е. объединяют в себе то, с чем мы сталкиваемся как существа природные, и то, что апеллирует к нам как существам надприродным, культурным.

Смыслополагание. Человеческие поступки не оцениваются по той же схеме, что и явления окружающей действительности. Как уже упоминалось, сам по себе феномен реального или идеального мира «пуст», т.е. он не предопределяет своего места в человеческой культуре, а, напротив, определяется им. Первостепенное значение имеет отношение к нему со стороны человека и человеческого сообщества: то, в каких случаях, как именно он оценивается, встраиваясь в иерархическую систему значимостей. Культура наделяет любой факт, как человеческий, так и входящий в орбиту человеческой жизни, смыслом, сущностью, значением. Соответственно, культурная деятельность с неизбежностью должна учитывать это обстоятельство и потому носить осмысленный характер. Действенные акты производятся не автономно, сами по себе, но всегда полагаются в общей ценностной структуре. Коммуникативность. Деятельность субъекта культуры не сводится к простой активности индивида или сообщества, спонтанной разрядке энергетических импульсов. Она всегда предусматривает адресата, человека или группу людей, способных адекватно, т.е. на том же уровне восприятия, откликнуться на плоды творческих усилий. Благодаря этому возникает специфически человеческое общение между индивидами, формируется сообщество людей, некоторая их совокупность, а не просто собрание разрозненных существ, волей случая находящихся в одном месте и в одно время. Такая коммуникативная целенаправленность отличает человеческое общество от животного стада. В стаде тоже происходит обмен информацией — звери «общаются», но их «общение» происходит по поводу реальности, и этим необходимость контакта исчерпывается. В социуме наряду с теми же проблемами, которые возникают в зверином стаде, существует масса других аспектов, не редуцируемых только к необходимости физиологического воспроизводства жизни. Они «завязываются» в сверхприродной сфере, а потому предполагают и взаимодействие индивидов на этом уровне.

Регламентированность. «Культурный контакт» — это предварительное условие всякой культурной деятельности. Он должен состояться, иначе сама деятельность лишается смысла. Следовательно, культурная деятельность регламентирована. Если отсутствуют принятые в данном сообществе формы и каналы, по которым выстраиваются коммуникативные цепочки, или ими пренебрегают, общение не может произойти. Любое общество вырабатывает теконкретные формы, в которые облекается культурная деятельность, и вне которых она неприемлема. Такие формы варьируются в зависимости от времени и места. Они не остаются неизменными. В значительной степени история культуры как раз и является историей таких регламентированных и в то же время бесконечно меняющихся коммуникативных форм выражения. Случаются и срывы, когда регламенты культурной деятельности одного народа никак не соотносятся с регламентами других. Это лишний раз свидетельствует о несовершенстве каждой отдельной цепочки. Тем не менее регламентированность является столь же необходимым, как и все предыдущие, четвертым критерием культурной деятельности.

Созидательность. И наконец, последний критерий культурной деятельности состоит в том, что это всегда созидательный акт, в котором объективируется творческий потенциал человека. Созидательность может быть предельно традиционной, не противопоставлять себя существующим нормам и правилам, вплетаться в них, вносить новые краски и ароматы в прихотливую канву общего «культурного рисунка». Или, напротив, выражать собой открытый протест против традиции, быть средством активной борьбы с насилием отживших старых форм и даже их ниспровержения. Однако культурная деятельность принципиально отличается от деструктивных актов: ее первоочередной пафос направлен не на разрушение и уничтожение существующего, а на утверждение нового — на созидание иных культурных форм, привлечение внимания к неизвестным ранее возможностям человека и человеческого общества, открытие неведомых прежде горизонтов.

Индивидуальный или коллективный культурный субъект проявляется лишь тогда, когда в нем ощутимо присутствуют надприродная духовность, сформованность или воспитанность по определенной культурной модели, а также творческая инициатива. Характер же его культурной деятельности определяется совокупностью признаков, важнейшими из которых выступают символичность, смыслополагание, коммуникативность, регламентированность и созидательность.





Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 424 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...