Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Прыкладная культуралогія як тэарэтычная аснова СКД



Другая область культурологической науки с полным основанием может быть названа

прикладной культурологией, поскольку решает задачи познания не объективных закономерностей

развития культурных явлений, не описания и интерпретации событий истории культуры, а

изучения и формирования принципов и технологий целенаправленного управления культурными

процессами (разумеется, в пределах тех параметров, которыми можно и нужно управлять).

прикладная культурология органично делится на два самостоятельных научных направления: проблематику институциональных социокультурных взаимодействий проблематику внеинституциональных социокультурных взаимодействий. При этом первое осуществляется в рамках любых организационных структур (государственных, общественных, частных), основная цель деятельности которых — производство особого рода «текстов» (как в вербальной, так и в невербальной форме) нормативно-ценностного характера, и организаций, выявляющих, изучающих, накапливающих, реставрирующих и обеспечивающих доступ потребителя к ним, осуществляющих учебные, просветительские и воспитательные мероприятия по усвоению людьми этих «текстов». Под внеинституциональными

взаимодействиями имеются в виду инициативное межличностное взаимодействие частных лиц

(нерегулируемое специально), преследующее цели взаимоинформирования и обмена мнением по

поводу тех же нормативно-ценностных «текстов», взаимообучение адекватному поведению в

соответствии с регулятивными установками этих «текстов» и т. п.

Высший уровень здесь, безусловно, общая теория культурной политики. Именно на этом

уровне должны разрабатываться базовые параметры иерархии социокультурных ценностных

ориентиров общества, система приоритетов его социального бытия, социокультурные нормы

взаимодействия между основными государственными, общественными институтами и личностью. Второй уровень прикладной культурологии этого направления может быть назван теорией и

методикой деятельности культурных институтов. Функцией культурных институтов является

реализация той самой культурной политики по социализации и инкультурации человеческой личности, проводимой целенаправленным и систематическим образом в разнообразных формах

воздействия на индивида и устойчивые социальные группы населения. Во-первых, институты по непосредственной социокультурной работе с населением, в числе

которых можно выделить:

— институты просвещенческого профиля (библиотеки, музеи, выставки, мемориальные

сооружения и комплексы нехудожественного плана, организации просветительско-лекционного

жанра и т. п.);

— институты эстетического воспитания (художественные музеи и выставки, концертные

организации, кинопрокат, структуры по проведению различных художественно-зрелищных

мероприятий и пр.);

— культурно-досуговые институты (клубы, дворцы культуры, детские досуговые учреждения,

структуры самодеятельного художественного, декоративно-прикладного и иного творчества и т.

п.).

Во-вторых, творческие институты (театры, студии, оркестры, ансамбли, съемочные группы,

художественно-производственные мастерские и иного рода художественные коллективы,

творческие союзы, объединения и организации художественно-творческого профиля).

В-третьих, культуроохранные институты (органы по учету, охране и использованию

памятников культурно-исторического наследия, реставрационные мастерские и т. п.). При этом

многие культурные институты сочетают в себе несколько функций. Так, музей является

одновременно и культуроохранным, и реставрационным, и просветительским учреждением, а

театр — и творческим, и зрелищным институтом. Другой профиль культурологических исследований по институциональным проблемам

социокультурной деятельности связан с вопросами подготовки профессиональных кадров для

работы в сфере культуры.

Третий уровень культурологических исследований институционального направления относится

к проблемам институциональных аспектов обыденной и массовой культуры. Другим направлением прикладной культурологии является культурология внеинституциональных взаимодействий. Ее наиболее капитальным уровнем видятся теория и методика внеинституциональных социокультурных взаимодействий. Здесь исследователю приходится иметь дело не с политическими, образовательными, художественными и иными социокультурными институтами, а с плохо систематизируемыми и слабо формализуемыми по своему характеру межличностными социокультурными контактами и взаимодействиями различного уровня интенсивности. И, наконец, теория индивидуальных межличностных социокультурных взаимодействий рассматривает те же проблемы на еще более низком уровне выработки индивидуальных форм психологически комфортного межличностного общения, поиска общих интересов (прежде всего экстраутилитарных), совпадений во взглядах, оценках, интерпретациях (что изучается преимущественно в парадигмах социально-психологических концепций).

Таким образом, прикладная культурология — это наука, находящаяся на стыке

фундаментальной культурологии с политологией, юриспруденцией, прикладной социологией,

психологией, педагогикой и стремящаяся использовать их методики и технологии по

практическому воздействию на сознание и поведение людей в интересах регулирования

культурно-ценностных установок последних.(флаер,стр.38)





Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 480 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...