Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Прынцып культуратворчасці ў СКД



Одно из явлений культурогенеза (см.). Но в отличие от рассмотренных выше процессов

происхождения новых культурных явлений, детерминированных преимущественно задачами

адаптации сообществ к внешним природным и историческим условиям, под культурной

инноватикой, как правило, принято понимать новации, порожденные внутренними причинами

социального саморазвития сообществ и инициативным творчеством отдельных авторов, если и

связанных с каким-либо социальным заказом, то совершенно опосредствованным образом. Все постпервобытные общества, как известно, социально весьма неоднородны. Их население,

даже придерживаясь более или менее схожих стереотипов сознания и поведения, интерпретирует

их с позицийсовершенно различных ценностных установок и социальных интересов, свойственных той или

иной социальной страте или сословию. На основании несовпадения этих установок и интересов в

сообществе постоянно имеют место более или менее ограниченные (а иногда и катастрофические

по масштабам) социальные напряжения и противоборства, называемые «внутренним

функциональным конфликтом». Если подобный конфликт (как правило, набор автономных

разногласий по разным вопросам) является не разрушительным для сообщества, а именно

функциональным (стимулирующим более интенсивное протекание социальных функций), то его

главной целью становится поиск «социального компромисса» между соперничающими группами,

т. е. выработка новых способов (технологий, конвенций) социального устроения и взаимодействия

между людьми. Эти способы, безусловно, являются новациями (новыми культурными формами),

только не материальными, а преимущественно интеллектуальными (новыми идеями социальной

справедливости, морали, солидарности) или социальными (новыми формами социального

упорядочивания коллективной жизни). Такого рода новации нередко приводят к весьма

радикальному переструктурированию всей социальной организации сообщества, не разрушая его

как культурную целостность. Другой путь порождения инноваций традиционно называется словом «творчество». Хотя природе творчества были написаны многие тома философских, эстетических, искусствоведческих, психологических и даже социологических сочинений, эт

феномен остается сравнительной terra incognita для науки. Во всяком случае, способности

человека к творчеству всегда являлась одним из самых сильных аргументов в дискуссии о том, что

происхождение человеческой культуры не имеет никакого отношения к биологическом

антропогенезу.Систематизируя различные мотивации к творчеству, можно выделить, во-первых

рассматривавшийся в предыдущей статье социальный заказ, основанный как на внешних

предпосылках, так и на обстоятельствах «внутреннего функционального конфликта»; во-вторых

интуитивное прозрение специалиста, увидевшего в неожиданном ракурсе логику развития

содержания и смысла того, чем он занимается; и, в-третьих, аналогичное прозрение в области

логики развития технологии изготовления какого-либо продукта или изготовления его по прежней

технологии, но с существенным улучшением качества. Откуда и как приходит к специалисту такого рода прозрение, до сих пор не ясно науке. Вполне возможно, что за этим стоит уже упоминавшаяся в этой книге перманентная неудовлетворенности личности той схемой упорядочения представлений о бытии, которое доминирует в сообществ (см. Познание и систематизация знаний), одной из форм преодоления которой становится формирование собственной (не согласованной с социумом) альтернативной модели подобно упорядоченности, построенной на иных основаниях и опредмечиваемой в конкретно произведении (художественном, интеллектуальном, техническом). Конкретным стимулятором творческого вдохновения могут быть профессиональные, статусные или личностные амбиции притязания, а также определенные комплексы индивидуальной неполноценности или физической ограниченности, психические отклонения, инициирующие нетривиальный взгляд на проблемы и п. Очень значимым фактором представляется то, что практически всякое творчество является высоко эмоциональным актом, определенной психологической «разрядкой» накопившихся человека эмоций, что может иметь как конструктивный, так деструктивный характер.

КУЛЬТУРОГЕНЕЗ — один из видов социальной и исторической динамики культуры,

заключающийся в порождении новых культурных форм и их интеграции в существующие

культурные системы, а также в формировании самих новых культурных систем и конфигураций.

Сущность культурогенеза заключается в процессе постоянного самообновления культуры не

только методом трансформации уже существующих форм и систем, но и путем возникновения

новых феноменов, не существовавших в культуре ранее. Культурогенез не является однократным

событием происхождения культуры в эпоху первобытной древности человечества, но

представляет собой процесс постоянного порождения новых культурных форм и систем. С позиций эволюционной теории основной причиной культурогенеза является необходимость в адаптации человеческих сообществ

к меняющимся условиям их существования путем выработки новых форм (технологий и

продуктов) деятельности и социального взаимодействия (вещей, знаний, представлений,

символов, социальных структур, механизмов социализации и коммуникации и т. п.).

Существенную роль в процессе культурогенеза играет также индивидуальный творческий поиск в

интеллектуальной, технической, художественной и иных сферах. Структурно в культурогенезе можно выделить такие частные процессы, как генезис

культурных форм и норм, формирование новых культурных систем человеческих сообществ

(социальных, этнических, политических, конфессиональных и др.), а также межэтнических

культурных общностей и исторических типов культурных систем, отличающихся спецификой

своих экзистенциальных ориентаций.

Генезис культурных форм можно структурировать на фазы: инициирование новаций

(«социальный заказ», творческий поиск и т. п.); создание самих новых культурных форм;

«конкурс» их функциональной и технологической эффективности, а также внедрение отобранныхв ходе «конкурса» форм в социальную практику производства и интерпретирования. Некоторые

формы, заимствуемые извне или «реактуализируемые» из культуры прошлого, сразу включаются

в фазу «конкурсного отбора». Генезис культурных норм по существу является продолжением формогенеза, при котором впроцессе интеграции форм в социальную практику часть из них обретает статус новых норм истандартов деятельности и взаимодействия в данном сообществе (институциональных — симперативной функцией, конвенциональных — с «разрешительным» характером, статистических

— с неопределенным типом регуляции), а некоторые формы входят новыми элементами в

действующую систему образов идентичности воспринимающего их коллектива людей.

Генезис социокультурных систем, складывающихся по деятельностному признаку (по

профилям деятельности и взаимодействия людей), также проходит некоторые фазы: вызревание

«социального заказа» на новые виды деятельности; практическое формирование технологий,

приемов и навыков этих новых направлений в процессе разделения труда, а также выделения

субъектов, специализирующихся в этих областях социальной практики; рефлексия эффективности

новых технологий и выработка стандартизированных норм ее осуществления; разработка

нормативных документов (учебников, уставов, технологических правил и т. п.) по данной

деятельности и практическое обучение ей (становление профессий, специальностей и

специализаций); сложение профессиональных констелляций субъектов этих видов деятельности

(цехов, гильдий, орденов, союзов и пр.) и, наконец, постепенное объединение родственных по

социальным и политическим интересам констелляций в крупные социальные общности (сословия,

классы, касты и т. п.) с развертыванием специфических профессионально-культурных черт в

комплексные социальные субкультуры.

Генезис этнокультурных систем, к которым в конечном счете могут быть отнесены любые

сообщества, складывающиеся по территориальному принципу, включает следующие фазы:

появление факторов, локализующих группы людей на определенных территориях и

стимулирующих повышенный уровень их коллективного взаимодействия; накопление

исторического опыта их совместной жизнедеятельности и аккумуляции этого опыта в традициях,

ценностях; реализация доминирующих ценностей в формах социальной самоорганизации, чертах

образа жизни и картин мира и т. п. и, наконец, рефлексия черт, накопленных на

предшествовавших фазах этногенеза, и формирование на их базе системы образов идентичности данного сообщества.

Исследование генезиса межэтнических культурных образований — хозяйственно-культурных,

историко-этнографических или культурно-исторических (цивилизационных) общностей так же,

как и исторических типов культур с разными жизненными ориентациями — природно-

адаптивными (первобытными), политико-идеологическими (раннеклассовыми), политико-

экономическими (индустриальными), экономико-социальными (постиндустриальными) —

относится уже к области чисто теоретического моделирования в силу лишь частичной

системности самих изучаемых объектов и выделения их порой только по признакам внешнего

сходства. Происхождение этого сходства, как правило, связано с процессами диффузии тех или

иных культурных форм или с автономным происхождением схожих форм в ходе адаптации к

похожим природным и историческим условиям существования сообществ. Противоположностью традиции являются инновации. Под инновацией в культурологии понимаются механизмы формирования новых культурных моделей самого разного уровня, которые создают предпосылки для социокультурных изменений. Способность общества к адаптации к изменяющимся условиям, которая делает возможным(каган,солонин,стр 62)





Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 457 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...