Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Монументальная живопись Комниновского периода. Мозаики Дафни и Михайловского Златоверхого монастыря в Киеве



~1060 г - 1204 г (захват Константинополя войсками Крестоносцев)

Архитектура этого периода очень схожа с предыдущим Македонским;

Главные достижения искусства этой эпохи в живописи. Это самый идеальный Византийский стиль из когда либо существовавших.

Неоднородный период. 2 направления развиваются параллельно.

1) классический. 2/2 11 в - н 12 в. Комниновский ренисанс.

2) экспрессивный. Занимает лидирующее положение только в сер 12 века.

Классический период.

На смену македонской династии пришли Комнины (они императоры - интелектуалы, развивали при дворе университет). Культура этого

времени была очень философской, увлекались науками, античным языком, античной литературой, философией, возрождали Платона.

Михаил Псел - главный философ того времени, но стремился христианизировать Платона.

Это был научный кружок при дворе, который после монастырского периода вновь вспомнил об античной классике, каноне поликлета.

Живопись этого период основывается на законах математики и геометрии. Фигуры в искусстве напоминают статуи эпохи эллинизма.

Еще одно отличие в искусстве от предыдущего периода нарастание эмоциональности, в экспрессивный период эмоции станут главным

объектом изображения. Все становится тоньше, сложнее, психологичнее. Большая индивидуальность, портретность; уходит

обобщенность.

Мозаики церкви Успения Богоматери в монастыре Дафни. 1100 г. Балканы. Переходный период.

Церковь это храм на тромпах. Внутри интерьера храма нет никаких опор, есть обходная галерея. Интерьер: фрагменты мозаик; в куполе

- Христос пантократор; в барабане между окнами - пророки; все остальное пространство занято изображением евангельских тем. Они

располагаются в тромпах (вогнутая поверхность, сложная для росписи), в сводах и на верхних частях стен.

Искусство Дафни это самый классический памятник комниновского периода. Особая атмосфера гармоничного возвышенного мира,

лишенного грозных страстей, мир тонких нюансов, мир где горю и страданию нет места.

Тонкий рисунок. Острый, выразительный, графичный. Неоднозначность характерна для всех образов Дафни. Выразительные жесты.

Христос пантократор всегда более стог.

В конххе алтаря фигура богоматери с младенцем и по сторонам от него два архангела.

Композиции в тропах. Отсутствие повествовательности, фона; чистый золотой фон в котором парят 2 фигуры. Это сцена Благовещения.

Архангел Гавриил приносит ей благую весть. Антигезированные фигуры, идеальная пропорциональность тела, очень подвижные

драпировки, более мелкие и деликатные складки. В комниновском иск нет резких движений. Состояние в состоянии парения главное в__ К классицизме. Особый калорит, палитра более богатая, нюансированная, тональня холодновато серебристые оттенки. Даже золото

слегка серебрится благодаря холодной подкладке под смальту. Глубокий насыщенный синий и голубой цвет. Белый голубой и золота 3

основных цвета.

Рождество спасителя. Элементы пейзажа. Развивается повествовательность. Пещера, Богоматерь, младенец, множество ангелов.

Гармоничные плавные движения. Все неспешно и музыкально. Многоцветность. Каждый кусочек смальты немного отличается по цвету

~> естественность. Контур становится цветным. Более естественная передача объема и движения.

Крещение. Гармония, знание анатомии.

Благовещение; рождество; крещение; преображение.

На стенах:

Распятие. Минимум деталей и повествовательности, золотой фон. Ровная симметрия, статика. Для этого чувства не важна смерть. Нет

следов страданий, мучений. Кровь стекает красиво.

Христос паствос книга о христе в муках и его воскрешении.

Для КК характерны очень красивые лики. Физическая красота отождествляется с красотой духовной.

Мозаики Михайловского златоверхнего монастыря. Киев. Греческие художники. Гармония, естественность, красота. Первое десятилетие

12 в. Портретность ликов. Христос изображен дважды.

Церковь Асину.

Церковь всех святых в деревне Бачково. Болгария. Гречески е мастера. Построен по заказу олигарха. Ононефная базилика. Ц ценнтре

архангелы, снизу святительский чин. Четкая фронтальсть, плечи на зрителя. Свители в 3/4. Новая иконография ' служба святых отцов.

Алтарь настоящий и нарисованый. Живопись включается в литургические пространство храма. Литургическая символика.

Фигуры архангелов. Спокойные. Еспественная пластика. Глаза утрачены, так как они написаны по сухому, + в 18 веке их часто

соскабливали что бы исцелить глаза.

Монастырь Гелати в Грузии. Мозаика создана в нач 12 в. Греческие художники. В алтарях всех церквей Ком. Стиля изображена

Богоматерь с младенцем, а по сторонам от нее 2 архангела. Это характерная иконография. Скульптурные круглящиеся формы,

напоминающие античные статуи. Тонко сделаны лики. Особый тип Комн. Ликов.: они правильной овальной формы, гармоничные, с

большими миндалевидными широко расставленными глазами, очень длинные веки, брови, тонкий длинный прямой нос с загибающимся

кончиком. Тонкая моделировка лица.

Это искусство распространяется даже в самые отдаленные места Комн. Империи.

30-е г 13 в. София константинопольская " Портрет Комнинов в южной галереи". В центре Богоматерь с младенцем, по сторонам 3

портрета: Иоанн Комнин и царица Ирина и их сын Алексей(добавлен). Они изображены с дарами. Неспешность, симметрия, изыскано__ написаны лики, гармоничные пропорции, мягкие стекающие контуры. Нет диагоналей и жестких контуров, все гибкое, подвижное.

Стилизация, идеализация ликов. Физическая красота очень одухотворенна.

Гребешковые румяна на лице Ирины.

~ в сер 12 века стиль начинает меняться. Это отражается в иконах, фресках и мозаиках. Появляется больше эмоций.

Икона образ Богоматери. Византия, 30-е г 12 в. Привезена на Русь в дар Киевскому князю, затем Андрей Боголюбский забрал ее из

Киева и перевез ее во Владимир. Богоматерь владимирская - в третьяковке. $

Новый вариант иконографии. Богоматерь глипофилуса(сладкое лобзание) = Богоматерь умиления. Теплота взаимоотношений, любов

главное в иконе. Печальные глаза, так как она знает его судьбу. Чувственность входит в византийское искусство.

Образ святого Григория богослова. Новые лики: брови слегка изогнуты, более острое эмоциональное переживание. Свет в этом стиле

становится контрастнее. Свет концентрируется точечно, а не равномерно распределяется по поверхности.

Монументальная живопись. Стиль зарождается в Константинополе. Во 2 пол 12 века безмятежное поклонение и прославление бога

сменяется мыслью о необходимости страдания. Для того чтобы спасти, Христос должен пережить физически очень многое, он должен

умереть как человек. В книгах очень реально описываются страдания спасителя. Искусство меняет свою цель, не вознести человека

сразу в рай, а показать какой ценой этот рай достигнут. Человек должен сораспясться со спасителем. Он должен сам пережить эти

страдания, и тогда он сможет возвыситься до рая. Экспрессивный стиль отражает эти идеи.

Церковь св. Пантейлемона в Нерези. Македония. 1164 г.

5 куполов. Фрески:. Более темный колорит, фон темно синий, более насыщенный цвет; красный, темно-синий, фиолетовый, темно-

зеленый становятся основными цветами. Охра и голубовато зеленые тени создают ощущение тревоги(в целом очень похоже на зомби на

различных стадиях разложения). Мимика становится более выразительной. Исчезает симметрия, анатомия. Красивых ликов нет. Они

изображают не физическую красоту, а эмоцию, которой эти фигуры живут. Они судорожно двигаются; острые формы, диагонали,

треугольные ритмы. Очень высокие талии и очень длинные ноги. Дробный ритм ткани. Голова и руки становятся маленькими.

Снятие спасителя с креста. Тоненькие длинные фигуры, безкостные, пытаются поддержать тело христа. Структура тела становится

выражением страдания. Резкие контрастные тени.

Оплакивание Христа. В экспрессивном стиле появляется много сцен вокруг смерти христа. Впервые изображается оплакивание. Тело

Богоматери впервые изображается в подобной позе, она не может позволить христу лечь на землю. Тело спасителя длинное, s -

изогнутое. Пренебрежение анатомией. Впервые Богоматерь настолько некрасива. Гротескные формы. Горе всегда некрасиво. Любят

изображать треугольные тени под глазами. $ Святитель из алтаря. Все остро, выразительно. Все лицо испещрено линиями. Контрастные блики дробят форму, но придают ей

экспрессии.

Апостол андрей. Его длинные волосы всегда живописно разбросаны вокруг его головы.

Церковь св. Георгия в Курбиново. Македония. Конец 12 в. Экспрессивный стиль переходит в стадию маньеризма. 90-е годы называют

временем комниновского маньеризма. (маньеризм - это поздняя стадия стиля, в котором все его черты становятся чрезмерными,

получается стилизация). Пропорции фигур. Фигуры бесплотны. Острые треугольные формы одежды, длинные руки, высокая талия,

. Складки драпировок живут своей жизнью. Дробные, мелкие. Ткань охвачена нервной эмоцией. (толпа зомби в гофракартоне, бежит в

центр с поднятой рукой. wtf)

Встреча Марии и Елизаветы.

Сошествия Христа в ад. Разрушает адские врата и вытаскивает из ада всех ветхозаветных праведников. Построено на диагоналях.

Служба святых отцов. Идут друг за другом, склоняясь.

Классический стиль будет отражаться и в иконописи, хотя и в меньшей степени, так как иконопись это более канонически строгое

явление.

Благовещение. Конец 13 века. Архангел. Появляется манерность в фигуре. Глубящиеся драпировки. Испуганная фигурка девы Марии.

1204 г. окончание комниновского периода в связи с тем, что войска крестоносцев, организованные папой римским в очередной раз идут

освобождать Иерусалим от турок, но по дороге им не хватает денег. Они обращаются за помощью к венецианцам, венецианцы

предлагают найти денег в Константинополе. Крестоносцы сворачивают от Иерусалима и захватывают столицу византийской империи.

Это было неожиданно для Византии, так как хотя уже и произошло разделение церквей, все равно все они были христианами. Захват

Константинополя превратился в его многолетний грабеж. На Иерусалим крестоносцы уже не пошли, они просто вывозили из

Константинополя богатства. Последний император Византии бежит в малую Азию в Никею. Крестоносцы вывезли множество святых

реликвий.

В следующий раз Византийское искусство расцветет только через 60 лет. Императорский и патриарший дворы перебираются в Никею.

Городом правят крестоносцы. До середины 13 века, когда Византия соберет силы для освобождения своей земли.





Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 996 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.01 с)...