Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Теоретические основы Школы диалога культур (ШДК)
В последнее время ведущее место в образовании занимают личностно ориентированные, развивающие направления обучения. Результатом здесь становится не сумма знаний, умений и навыков, потребная для овладения определенными специальностями, а способность к самоформированию и саморазвитию.
В основу технологии Школы диалога культур положены идеи выдающихся ученых XX века: «культуры как диалога» М. Бахтина, «внутренней речи» Л. Выготского и «философской логики культуры» B. Библера.
Основные положения Школы диалога культур:
В технологии ШДК диалог несет двойную нагрузку: он понимается и как форма организации обучения, и как принцип организации содержания науки. Диалог дает возможность определить самую суть и смысл усваиваемых и творчески формируемых понятий.
Н а весь образовательный процесс проецируются особенности культуры и мышления различных эпох. Античное мышление трактуется, прежде всего, как эйдетическое (образное); для Средневековья актуальны откровение и причащение; в Новом времени акцент идет на рационалистичность; в современности подчеркивают релятивизм и отсутствие единой картины мира.
Последовательность классов соответствует последовательности сменявших друг друга эпох европейской истории, классы 1-2 -- пропедевтические, необходимые для введения в основные понятия школы. В 3-4 постигается античная культура, в 5-6 -- культура Средневековья, в 7-8 -- Возрождения и Нового времени, в 9-10 -- современности. Наконец, 11-й необходим для обобщения, как класс «специально-диалогический».
I - II классы. Зарождаются "узелки" понимания, которые станут основными предметами освоения, диалогов в последующих классах. Этими узелками ("точки удивления") являются идеи, слова, числа, явления природы, моменты истории, загадки сознания и предметного орудия. Узелки построены по схеме народных загадок.
«Точки удивления» можно разделить на несколько групп:
III - IV классы. Античная культура как единый предмет изучения в этих классах. Античная история, античная математика, античное искусство, античная мифология, античная механика образуют целостное, неделимое представление об основных смыслах античной культуры.
V-VI классы. Культура средневековья. Общее построение обучения аналогично обучению в III-IV классах. Особое внимание уделяется тому, что культура пронизана пафосом веры и культа. Однако нельзя превращать уроки в V-VI классах в уроки религии. Именно по отношению к средневековым конфессиональным реалиям необходима особая активность (и вместе с тем тактичность) культурного и школьного осмысления.
VII-VIII классы. Культура Нового времени (XVII -XIXвв.). В основу обучения положены (с учетом диалога культур между нововременными классами и классами античности и средневековья) классические курсы обычных школьных занятий по рекомендованным учебникам, соотнесенные с основными авторскими текстами - первоисточниками XVII -XIX вв.
IX-X классы. Культура современности. Эти классы имеют особое значение в двух отношениях. Во-первых, здесь сводятся воедино (как моменты современного мышления, знания и умения) загадки и отгадки, наработанные во всех остальных учебных циклах. Во-вторых, углубление во внутреннюю противоречивость современных понятий (например, спор Бора и Эйнштейна) и современных образов культуры ставит ученика в условия "напряжения" между знанием и незнанием, характерным для современного периода. Существенными узлами, объединяющими расчлененные знания и незнания нашей эпохи, оказываются общечеловеческие проблемы: личность и общество, культура и цивилизация, экологическая и космологическая проблемы и т.д.
Компьютерная революция, революция информации, современная структура автоматизированного производства - венец всех ремесленно-машинных циклов трудовой деятельности, усвоенных в более ранних классах школы диалога культур.
XI класс. Класс специально-педагогический. Здесь выпускники школы диалога культур организуют диалоги между классами, возрастами, культурами, намечают вместе с преподавателями основные темы и проблемы единых для всей школы дискуссий, придумывают методы общения и совместной деятельности.
ü Обучение построено не на основе учебника (готового знания, результата), а на основе реальных исторических и художественных текстов конкретной культуры, первоисточников, воспроизводящих мысли «собеседника». Итоги, плоды работы школьника, его общения с представителями других культур (возрастов), в свою очередь, реализуются в каждом учебном цикле в форме авторских ученических текстов - произведений, созданных во внутреннем диалоге одной культуры и в межкультурном диалоге.
Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 7480 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!