Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Жизнь и творения прп. Максима Исповедника. Значение его в византийском богословии



Прп. Максим Исповедник (М.И.) род. ок. 580 г., в Константинополе, знатн. христ-й семья. Отличн. образование (диалектика спора, фил-фия), поступил на службу при дворе, секретарь имп. Ираклия (611-641). Придворн. жизнью тяготился, удалился в Хризопольский монастырь, любовь братии, стал игуменом-но по смирению священником не стал. Здесь на него обращает внимания патр. Сергий. Когда Персидская империя захватила Анатолию многие христиане бежали с Востока и Египта в Западную Африку. По просьбе патр. Сергия, М.И. уехал в Александрию, через о. Крит. Около 640 г. Максим по поручению св. Софрония Иерусалимский перешёл в монастырь близ Карфагена, где начал изучать христологию Григория Нисского и псевдо-Дионисия Ареопагита. Там же в Карфагене Максим начал свою карьеру как богослова и аскетического писателя. Максим был высоко оценен местным населением и духовенством как человек святой жизни. Для Северной Африки он стал духовной главой и неофициальным влиятельным политическим советником. По смерти св. Софрония и выхода монофелитского декрета имп. Ираклия (в 638 г.) вся тяжесть борьбы с монофелитством легла на М.И. В июле 645 г. проводит диспут с ех-патр. Пирром (монофелитом), где убеждает Пирра принять православн. убеждения. Но желая вернуться на Конст-польскую кафедру Пирр возвращ. к монофелитству в 654 г. Рим как и латинск. Африка не разделяли монофелитства, но не прерывал отнош. с Конст-полем. Папа Феодор (642-649 гг.) - палестинск. грек, общался с М.И., что подкрепленное решениями нескольк. Африканских соборов привело к разрыву канон. общения Римск. и Конст-польк. ц-вей. В борьбе с монофелитством М.И., и желая приготовить новый Всел. собор едет в Италию, для собирания сил. Новый имп. Констанс и патр. Павел К-польск. видя оппозицию, в 648 г. идут на компромисс, издав Типос запрещ. споры о волях и энергиях во Христе. Папа Мартин в окт. 649 г. созв. Латеранский собор, его М.И. считал вселенским (105 зап. еп-пов, 36 греч. наблюдателей), постановили о неслитном двойстве волей и энергий Божеского и чел-ческого естества во Христе и анафеме на монофелитство (патр-хов Сергия, Пирра, Кира, Павла). Приказ имп. Констанса арестовать папу Мартина и М.И. и др. В 653 г. арестованы, в сент. 654 доставл. в Конст-поль. П. Мартин сослан (измена отеч-ву, оскобление имп-ра) в Херсонес (Таврия), где умер, 655 г.. М.И. начали убеждать «все церкви исповедуют монофелитство, а ты самый умный?» (к тому времени даже Рим (папа Евгений - 654-657 гг.) пал). М.И. выдвинул тезис: истинна та Церковь, в которой содерж. неповрежденная истина, и сколь малым не было бы число исповедующих истину Христову, но именно они Кафолическая Церковь, пока не вернутся уклонившиеся поместные ц-ви. Вывод обвинения: повинен анафеме от ц-вной власти и смерти от светской власти. Приговор: заключен в крепость в г. Визия, в Оракии. В 662 г. снова вернули в Конст-поль и убеждали принять Типос или хотябы на рассылать обличительные послания, отказался. Ссылка в г. Селимврию. Снова вернули, убеждали, истязали (усечен язык и правая рука), сослали в Грузию. Скончался М.И. в 662 г. В течении послед. 18 лет до 6-го Всел. собора (680) образ 3-х исповедников – св. Софрония, св. папы Мартина, прп. Максима И. – вдохновлял на противостояние монофелитству. Именно наработки М.И. позволили 6-му Собору собранному имп. Константином Погонатом и папой Агафоном. Труды. ок. 90 трудов. Догматическо-полемические – анти- монофелитства: «Два тома догматов» к Марину на Кипр; «О двух волях во Христе» к Марину. Анти- моновизитства: «О правильных догматах веры», «Против Севира», «О двух естествах во Христе». Письма к Марину: «О происхождении Святого Духа», «Главы о богословии и домостроительстве Воплощения Сына Божия», «200 глав богословских о Воплощении Сына Божия» (гностические сотницы), «Вопросоответы к Фоме» - изъяснение сложных мест из Дионисия Ареопагита. «Диспут с Пирром», и др. 27 полемических и богословских трактатов. Экзегетические – «Вопросоответы к Иоанну» (Иоанн еп-п г. Кизина. Амбигвы - объяснения сложных месть. Содержит 71 амбигву (в греческом амфия, попытка разъяснить некоторые парадоксы). «Вопросоответы к Фалассию» - некоторые по Свящ. Писанию, некоторые – богословский характер. «Объяснение 59-го псалма», «Толкование на Отче наш», 15 глав – богословск. взгляды М. И. на грехопадение и воплощение. Явл. приверженцем аллегорического и аналогического (возвышенного) метода. Аскетические - аскетическая жизнь (ранний период творчества): «Четыре сотницы о любви» (400 кратких глав - основа творения аввы Евагрия, но Максим говорит, что обожиться должен весь человек-в союзе с Богом. «Умозрительные и деятельные главы», «Слово подвижническое». Литургические - «Тайноводство» (Местагогия) или «Изъяснение литургии» - символическое изъяснение Литургии. 1-й в греческой патристике литургический комментарий. Скорее богословско-аскетическое сочинение, чем комментарий на Литургию. В Восточн. Ц-ви богословие Максима имело сильное влияния в течение всей её истории. Восточные богословы Симеон Новый Богослов и Григорий Палама являются интеллектуальными наследниками Максима. Более того, множество работ Максима включено в греческое «Добротолюбие» — собрание некоторых наиболее известных греческих христианских писателей.




Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 292 | Нарушение авторского права страницы



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...