Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Святитель Иоанн Златоуст. Жизнь и основные творения. Главные темы сочинений. Принципы экзегезы



Иоанн Златоуст род в сер. IV в. в Антиохии. Изучал философию в школе философа Андрагафия, и риторику у Ливания. Антиохийский еп. Мелетий посвятил его в чтеца. Вел подвижническую жизнь. Был рукоположен в сан диакона, в 381 г. После смерти Конст-го еп. Нектария, импер. двор решил сделать ИЗ епископом. Хиротония произошла в 398 г. Важным моментом в этой борьбе ИЗ за церк чистоту было низложение им 6 еписк Ефеского округа, которых он обвинил в симонии. Позиции ИЗ при дворе ослабели, когда имп. Аркадий полностью подпал под влияние своей супруги Евдоксии. Феофил еп. Алекс-кий, внушал императрице мысль, что проповеди ИЗ против роскоши, направлены против нее. Конфликт ИЗ с еп.Феофилом достиг остроты, когда ИЗ заступился за монахов-оригенистов ( через собор в Конст-ле ), изгнанных Феофилом из Египта. Феофил организ свой собор. Низложение ИЗ было объявлено в 403 г. Имп. Аркадий распорядился о ссылке ИЗ в Вифинию. Позже ИЗ триумфально вернулся в Конст-ль, по приказу Евдокии из-за народн волнений. Однако через два месяца из-за новых трений Евдокии с ИЗ, император приказал, чтобы он оставил свое еп. служение. В 404 г. ИЗ отпраился ссылку город Пицунда, на черноморском побережье Кавказа. (+ 407 г). Творения: 1). Экзегетические (беседы на Бытие, Исаию, Евангелия, послан ап. Павла) 2). Догматические (против аномеев о единосущие Сына с Отцом, иудеев; «О воскресении мертвых». «О воскресении мертвых»). 3). Морально‑аскетические и 4). Письма. ИЗбыл прежде всего экзегетом. Св. Писан у него — это основной и обязат источник и вероучения, и нравств назидан. Каждая из бесед ИЗ сост из 2-х частей: 1) объяснен текста слова Божия, 2) касается нравствен состоян своих слушателей. По методам толкования он явл ярким представит Антиох-й школы, — на первый план у него выдвигается историко‑грамматич смысл (сведения об авторе, о времени, месте и цели написан). В раскрытии смысла св. текста он пользуется историч и археологич данными.

Но ИЗ был чужд крайностей этой школы, напр, Феодора Мопсуэтского (буквализм, рационализм). С особенной любовью он относится к ап. Павлу, в нем он видел идеал хр-их добродетелей. Пастырское служен ИЗ понимал, прежде всего, как служение слова. В центре внимания его нравственного мировоззр явл учение о любви Божией к людям и о любви как гл. начале в отношен христиан к Богу и к ближним. Он ярко раскрывает долготерпен и милосердие Божие. Чаще всего говорил ИЗ о богатстве и о бедности. Он очень сурово осуждает богатых, которые безразлично взирают на страдания Призывал он общины регулярно собир милостыню. Для ИЗ всего важнее единодушие, чувство общей ответственности и заботы. Касался он и прямых догматич тем: 1) учение о Церкви, об искуплении, как Первосвященнич жертве Христа, 2) учение о Евхаристии, как о таинстве и жертве. Хотя у Златоуста не было богословск системы.





Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 349 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...