Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Роль прогнозирования, проектирования и моделирования в социальной работе



Об эффективности осуществления социальной политики можно судить по различным показателям. Обобщающим показателем социального развития является уровень жизни населения, отражающий степень удовлетворения материальных и духовных потребностей человека. Повышение уровня жизни населения является центральной целью социальной политики государства. Показатели жизненного уровня кладутся в основу разработки социальных прогнозов, социальных программ, проектов и моделей.

В рамках социального прогнозирования, проектирования и моделирования выделяют три группы факторов, непосредственно влияющих на показатель уровня жизни населения.

Первая группа включает материальные условия поддержания жизнедеятельности людей: питание, одежда, жилье, предметы домашнего обихода и др.

Вторая группа связана с потребностями восстановления сил и поддержания здоровья. Их удовлетворение становится возможным при функционировании системы здравоохранения и осуществлении медицинского обслуживания на должном уровне, при создании условий для активного отдыха и соблюдении правил охраны окружающей среды.

Третья группа факторов охватывает совершенствование и всестороннее развитие социального, культурного и духовного мира личности, потребностей в творчестве и самоутверждении.

При социальном прогнозировании, проектировании и моделировании рассчитывается комплекс показателей уровня жизни населения. Основными из них являются:

- коэффициенты рождаемости, смертности, естественного прироста населения в целом и отдельных социальных групп;

- состояние здоровья и его изменение по населению в целом и у отдельных социальных групп;

- занятость населения;

- удовлетворение потребности в развитии личности;

- состояние окружающей среды;

- фонд потребления;

- общий объем потребляемых населением благ и услуг;

- сбережения населения.

Прогнозирование, проектирование и моделирование осуществляются на всех этапах разработки и реализации социальной политики и находятся в особой взаимосвязи с социальной политикой и социальной работой.

Социальная политика и социальная работа являются «полем» для деятельности специалистов в области социального прогнозирования, проектирования и моделирования, то есть дают материал для построения прогнозов, проектов и моделей. В свою очередь, специалисты, работающие в сфере разработки и реализации социальной политики государства, и социальные работники на основе прогнозирования, проектирования и моделирования могут получить информацию об эффективности осуществляемой социальной политики и социальной работы и использовать ее для своевременной коррекции их хода и дальнейшего выбора путей и стратегий их осуществления.

Социальное прогнозирование.может нам ответить на вопросы о том, какие изменения последуют при внедрении тех или иных социальных проектов, какие последствия можно ожидать в сфере осуществления социальной работы с определенными категориями граждан, к чему приведет осуществление социальной политики в заданном русле и др.

Модель дает возможность проверить будет ли верен наш прогноз об эффективности внедрения отдельного социального проекта, качества осуществления определенного направления социальной работы или социальной политики в целом.

Проектная деятельность не может осуществляться без прогнозирования, как предвосхищения возможного результата реализации проекта на практике, а точная, выверенная модель будет при этом наглядно демонстрировать работу, разворачивающуюся в ходе реализации проекта, что позволит выявить его положительные стороны и недостатки. Резю ме

1. Социальная политика, являющаяся составной частью внутренней политики государства, направлена на создание условий, необходимых для удовлетворения потребностей и интересов граждан государства. Она реализуется через различные направления социальной работы и оформляется в социальных программах. Технология социальной политики включает этапы разработки и реализации. Необходимым условием эффективного осуществления социальной политики является ориентация ее разработки и реализации на принципы обоснованности, реалистичности и результативности.

2. При осуществлении социальной политики и социальной работы могут возникать проблемные ситуации. Проблемную ситуацию следует отличать от нормальной ситуации, при которой разрыв между действительным и желаемым находится на оптимальном уровне, и псевдопроблемной ситуации, когда общество или отдельная социальная группа считает ситуацию проблемной при отсутствии реальных противоречий. В случае отсутствия должного управления социальной политикой может происходить назревание проблемной ситуации вплоть до критической, катастрофической или революционной ситуации. Для нормального функционирования социальных групп и общества в целом необходимо своевременное решение возникающих проблемных ситуаций, что требует от человека осознания проблемы и поиска путей ее разрешения.

Социальная политика и социальная работа являются источником получения данных, необходимых для разработки социальных прогнозов, проектов и моделей. Специалисты, работающие в сфере разработки и реализации социальной политики государства, и социальные работники черпают информацию об эффективности осуществляемой социальной политики и социальной работы из данных социального прогнозирования, проектирования и моделирования, что необходимо для своевременной коррекции хода и выбора путей и стратегий дальнейшего осуществления социальной политики и социальной работы. Социальное прогнозирование, проектирование и моделирование осуществляется на всех этапах разработки и реализации социальной политики и социальной работы

39.

Формирование представлений о будущем находилось в тесной связи с эволюцией первобытной мифологии от примитивных ми­фов-сказок, фантастически истолковывавших наиболее простые явления природы, к мифам, объясняющим установление родовых нра­вов и обычаев, затем происхождение людей и мира в целом, а также судьбу умерших. На этой основе сформировались самые древние из существующих — религиозные концепции будущего.

Помимо сравнительно примитивных концепций такого плана, которые либо не дожили до наших дней, либо не имеют значительно­го распространения, выделяются две, связанные с существующими мировыми религиями:

а) сложившаяся в I тысячелетии до н.э. и более развитая индуистско-буддистско-джайнистская концепция, согласно ко­торой история представляется в виде постоянной смены цик­лов регресса (охватывающих миллионы лет) — от «золотого века» к «концу света», затем «сотворения нового мира», вновь регресса и т.д. без конца. Счастливое будущее с таких пози­ций видится в том, чтобы «добродетельным поведением» из­бавиться от бесконечных «перевоплощений» души после смер­ти, от этого вечного «коловращения» мироздания и попасть в «нирвану» — качественно иное состояние, при котором от­сутствуют и желания, и страдания. Такие взгляды характерны для современной религиозной идеологии в обширном регионе Юго-Восточной Азии, и с ними приходится сталкиваться на международ­ных конференциях или в «литературе о будущем» стран указанного региона;

б) сложившаяся в I тысячелетии до н.э. — I тысячелетии н.э. и менее развитая иудаистско-христианско-исламская кон­цепция, согласно которой «история будущего» представляет­ся в виде прихода «спасителя-мессии», установления «царства божия», наступления «конца света», «Страшного суда», нако­нец, опять-таки перехода в качественно новое состояние, «вечного блаженства» для праведников и «вечных мук» для греш­ников. С такими взглядами также приходится сталкиваться на конференциях и в литературе, причем, если это касается христианства, их пропаганда становится все активнее, поскольку час­тью верующих в очередной раз ожидается «конец света».

Со времен завершения своего формирования тысячу и более лет назад религиозная эсхатология (учение о «конце света») не дала ничего существенно нового. Однако было бы ошибкой на этом ос­новании недооценивать значение религиозных концепций будуще­го. Религиозно-философская мысль древних выработала целый комплекс идей, доживших до наших дней: идеи «воздаяния» в загробном мире сообразно поведению человека при жизни, провиденциализ­ма (божественного провидения, целенаправленно определяющего ход событий независимо от воли человека), мессианизма (упования на приход «спасителя-мессии», который радикально изменит к луч­шему существующие порядки) и т.д. Религиозные концепции буду­щего сыграли важную роль в социальной борьбе минувших тысяче­летий. Они оказали сильнейшее влияние на эволюцию утопизма и разнообразной философии истории. Без них трудно понять особен­ности некоторых течений современной футурологии.

В I тысячелетии до н.э. следом за религиозными концепциями будущего и в тесной связи с ними стали развиваться утопические концепции. Они отличались от религиозных тем, что «иное буду­щее» человечества определялось не сверхъестественными силами, а самими людьми, их разумом и действиями. В историко-социологическом смысле утопия определяется как произвольное представ­ление о желаемом будущем человечества, уже не связанное непос­редственно с провиденциализмом, но еще не основанное на науч­ном понимании закономерностей развития природы и общества. Объективно утопические концепции являются чисто умозритель­ными благими пожеланиями, надуманными искусственными конструкциями, оказывающимися в непримиримом противоречии с действительностью (что обычно и вызывает неминуемый крах уто­пий при попытках их реализации)

Ислам

Третьей, наряду с буддизмом и христианством, "мировой" религией является ислам, или мусульманство, самая поздняя по времени возникновения. Современный Ислам - вторая по численности последователей (после христианства) мировая религия. По приблизительным отчетам, общая численность мусульман на земном шаре около 800 миллионов человек (около 90 процентов из них сунниты), из которых более двух третей живет в зарубежной Азии, составляя свыше 20 процентов населения этой части планеты, почти 30 процентов - в Африке (49 процентов населения континента). Из более чем 120 стран мира, в которых существуют мусульманские общины, в 35 мусульмане составляют большую часть населения. "Ислам" в переводе с арабского означает покорность, "мусульманство" (от арабского " муслим ") - предавший себя Аллаху.

Долгое время исламская традиция вырабатывала у мусульман отрицательное отношение к эстетической форме сознания. Запреты на различные виды искусств, с точки зрения ислама, были необходимы для развития у мусульман глубокой веры. Отрицание художественного восприятия мира рассматривалось и как путь преодоления страстей. Кроме этого ислам стремился укоренить в каждом мусульманине чувство покорности перед Богом. Человек должен знать свое место, понимать, что он не может ни в какой мере по своим способностям и талантам уравнивать себя с Ним и потому не должен стремиться к созданию ничего нового. Но, поскольку при всех запретах, человек не может полностью отказаться от искусства творчества, эта естественная потребность человека воплотилась в определенных направлениях искусства. В мусульманском мире огромных высот достигла декоративная живопись. Коран вмещает в себя образцы высокоразвитого художественно-образного мышления. Особое развитие получила арабская каллиграфия. Эти направления эмоционально-художественного постижения мира явились и глубокими выразителями мусульманской философии: совершенство, гармония и красота небесного мира и устремленность к нему; застывшесть и окаменелость, связанная с идеей абсолютной изменчивости, неопределенности всего реального, неизменности только социального идеала. В исламе нет представлений о будущем, новом, как лучшем. Все лучшее - в прошлом. Поэтому от искусства требуется выражение социальной однозначности и неизменности.

В основе отношений мусульманина и общества лежит подавляющая власть единого религиозного начала, не допускающая никакой свободы и самостоятельности, а также приоритет коллективного, общественного над личным. Отсюда особенностью ислама является его проникновение во все сферы жизнедеятельности общества: социальных отношений и личной жизни, умственного труда и творчества. В мусульманских регионах практически в неизменном виде сохранились семейно-родственные связи, традиции брачных отношений, клановое и «общемусульманское» самосознание. Активная борьба с религиозными предрассудками и уничтожение духовенства, системы религиозного образования, привели к тому, что ислам переместился на бытовой и обрядовый уровень и утвердился там очень прочно. Все важнейшие события в жизни человека сопровождались мусульманскими обрядами и традициями.

Более тесные социальные связи и отношения между верующими, отсутствие церкви, как особого института, привели к широкому охвату исламом всех отношений и сфер жизни, их «прозрачности».Поскольку у мусульман отсутствует единая организация, авторитетно решающая все спорные вопросы, догматизация шла в разных областях религиозной доктрины относительно независимых относительно друг друга, порождая отдельные исламские школы. В исламе развитие происходит через разные группы профессионалов, которые между собой не связаны, поддерживаются авторитетом учителей, школ, общественным мнением, уважающим истинную ученость. Такой плюрализм признается нормальным т при этом сохраняется единство ислама. Таким образом, мусульманская система со слившимися в ней религией, обществом и государством, - обладает большой прочностью и устойчивостью.

Любая религия, в том числе и ислам, приносит своеобразную культуру, жизненный уклад, быт, создает определенную духовную атмосферу, в рамках которых происходит формирование особого, не похожего на другие типа личности. Каждая религиозная система обладает способностью выделять из всего многообразия связей космического масштаба какие-то одни аспекты, наделять их сакраментальным смыслом и по-своему подводить их к сознанию людей. Каждая религиозная культура обладает и сильными сторонами, и в то же время лишена того, что имеется в другой.

Ислам проповедует покорность. Он абсолютизирует ее как главный, необходимый принцип существования. Недосягаемый, не подлежащий никакому осмыслению Творец и невмешательство в то, что им создано, казалось бы, должно было сформировать личность пассивную, безынициативную, безвольную, предоставляющую все, что происходит в мире, воле Аллаха. Однако в реальной жизни наблюдается совсем иное. Мусульманский мир отличается высокой активностью, прежде всего политической, быстрой реакцией на все негативные факторы, которые возникают в отношении мусульманского государства, религиозной общины, любой ситуации, в которую оказались включены мусульмане. Мусульманин – личность целеустремленная, активная, решительная, бесстрашная, с развитым чувством собственного достоинства, справедливости и готовая к борьбе за их восстановление. Исламская религиозная система имеет свое видение того, как должна проявляться истинная вера, поэтому в рамках ее были разработаны наряду с общими принципами особые средства, особый механизм ее формирования.

Буддизм. В буддизме закон причины и следствия охватывает прошлую жизнь, настоящую жизнь, и будущую жизнь. Хотя буддизм и считает, что наша судьба определяется причинами из прошлого, она еще больше подчеркивает, что можно сделать сейчас, чтобы построить лучшее будущее. Прошлое не может быть изменено, и размышление о нём не делает ничего хорошего. Настоящее и будущее в наших руках. Если мы сможем использовать свое настоящее надлежащим образом, то нас будет ожидать светлое будущее. Таким образом, согласно буддизму, нельзя купаться в прошедших сожалениях, но следует активно продолжать развивать бесконечное многообещающее будущее.

Иногда встречается крайне сложная трактовка будущего, как бесконечного, но чаще всего будущее трактуется конечным, и это, хоть и частный, но устойчивый случай общего трактования будущего в буддизме.

Соблюдение принципов ведет человека к освобождению от всякой привязанности, что позволяет ему достигнуть нирваны: •все есть страдание в этом мире: рождение, старость, болезнь, смерть, союз с тем, кого не любишь, разлука с тем, что любишь, любая форма привязанности;
•причина страдания заключается в наличии любых желаний, в том числе в желании существовать. Именно желание обрекает нас на бесконечный цикл перевоплощений;
•прекращение страдания достигается путем освобождения от желаний;
•чтобы достигнуть этой цели, необходимо придерживаться особой морали. Эта мораль называется «благородный восьмеричный путь»: наше понимание, наши намерения, наша речь, наше поведение, наша жизнь, наши усилия, наши отношения, наше духовное сосредоточение (медитация) — все это должно свидетельствовать о полной чистоте и праведности.
Буддизм никогда не определял, в чем заключается нирвана. Это слово санскритского происхождения имеет приблизительный смысл угасания, но понятие, которое оно воплощает, не уточнено: известно, что речь идет о забытье или высшем блаженстве. Единственным намерением буддизма является достижение нирваны путем соблюдения морали.
Учение Будды не стремится решать вопрос судьбы человека или происхождения мира. Оно чисто утилитарно, и все то, что бесполезно для нашего спасения, его не интересует.

Индуизм. Священные книги индуизма указывают четыре цели, к достижению которых должна быть направлена жизнь человека. Это артха - богатство и власть; и кама - наслаждение и удовлетворение желаний, прежде всего любовных. Артха и кама являются законными целями и считаются важными составляющими потребностей всякого человека, однако они уступают по значимости двум другим целям жизни: дхарме - правильному поведению; и мокше - освобождению от цикла нескончаемых перерождений.

б) сложившаяся в I тысячелетии до н.э. — I тысячелетии н.э. и менее развитая иудаистско-христианско-исламская концепция, согласно которой “история будущего” представляется в виде прихода “спасителя-мессии”, установления “царства божия”, наступления “конца света”, “Страшного суда”, наконец, опять-таки перехода в качественно новое состояние, “вечного блаженства” для праведников и “вечных мук” для грешников. С такими взглядами также приходится сталкиваться на конференциях и в литературе, причем, если это касается христианства, их пропаганда становится все активнее, поскольку частью верующих в очередной раз ожидается “конец света”.

ИУДАИЗМ. Существенным элементом иудаизма является понимание миссии Израиля как раба Господа. Бог избрал Израиля, избрал не за его достоинства, которые порой весьма сомнительны (жестоковыйность и пр.), но вопреки им. Избранный - это больше, чем первенец. (Иаков не был первенцем, но был избран.) Избран Израиль, чтобы через него общаться и с остальным человечеством. Через него Слово, из него Помазанник (Машиах) - Спаситель. МЕССИ́Я (מָשִׁיחַ, машиах, буквально `помазанник`), в религиозных представлениях иудаизма идеальный царь, потомок Давида, который будет послан Богом, чтобы осуществить избавление народа Израиля. Сущность идеи Мессии выражает вера пророков Израиля (см. Пророки и пророчество) в наступление времени, когда сильный духом вождь, обладающий земной властью, принесет полное политическое и духовное избавление народу Израиля на его земле, а также мир, благоденствие и моральное совершенство всему роду человеческому. В еврейском мессианстве неразрывно связаны политические и этические, национальные и универсалистские мотивы.

Составной частью иудаизма является догмат о приходе Мессии-Спасителя. Спаситель-Машиах, т.е. Помазанник. Раньше помазывали царей на царство, и Спаситель должен был быть из царского рода, из рода Давидова. Мессия придет свершить праведный суд, воздать людям по делам их, обновить мир.

Христианство. Спасе́ние — в христианстве, согласно Библии, спасение человека и человечества в целом от греха и его последствий — наказания за грех (вечной смертью) и обретение спасённым человеком Царства Небесного - соединения с Богом. В христианстве спасение рассматривается как акт любви Бога по отношению к людям. Согласно Новому Завету, спасение от вечного наказания возможно только Божьей благодатью. Своими собственными силами человек не может добиться спасения: (Мф.19:26, Мк.10:27, Лк.18:27).

В Ветхом Завете Бог показал человеку его печальное состояние и дал почувствовать бедствие греха, чтобы человек посредством закона научился ожидать спасения от Бога.

В Новом Завете во Христе дано спасение всем людям. Бог сделался человеком, чтобы возродить и освятить человеческую природу. Когда человек начинает содействовать Богу в своём спасении, именно благодать Божия совершает в человеке спасение многоразличными действиями.

Со времен завершения своего формирования тысячу и более лет назад религиозная эсхатология (учение о “конце света”) не дала ничего существенно нового. Однако было бы ошибкой на этом основании недооценивать значение религиозных концепций будущего. Религиозно-философская мысль древних выработала целый комплекс идей, доживших до наших дней: идеи “воздаяния” в загробном мире сообразно поведению человека при жизни, провиденциализма (божественного провидения, целенаправленно определяющего ход событий независимо от воли человека), мессианизма (упования на приход “спасителя-мессии”, который радикально изменит к лучшему существующие порядки) и т.д. Религиозные концепции будущего сыграли важную роль в социальной борьбе минувших тысячелетий. Они оказали сильнейшее влияние на эволюцию утопизма и разнообразной философии истории. Без них трудно понять особенности некоторых течений современной футурологии.





Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 1582 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.01 с)...