Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
В истории философии техники четко прослеживаются два направления: одно занимается преимущественно самим предметным бытием техники, его всеобщими принципами и законами, а второе рассматривает главным образом вопросы общественного функционирования техники. Условно их можно обозначить как инженерную и гуманитарную философию техники, которые вполне определенно отличаются друг от друга.
Классиками гуманитарной философии техники стали Карл Маркс, Карл Ясперс, Льюис Мэмфорд, Хосе Ортега-и-Гассет, Мартин Хайдеггер и Жак Эллюль.
Гуманитарная философия техники пытается осмысливать технику в гуманитарном аспекте, в ее связи со всем спектром человечески духовных ценностей и действий. Западная философия техники довольно четко осознала две проблемы: недостаточность научного и инженерного понимания техники только как инструмента или средства воздействия общества на природу и противоречие между культурным и техническим прогрессом, отчуждение научно-технической деятельности и его продуктов от человека и общества.
Экзистенциализм утверждал что техника – это не только целые индустриальные страны с задымленными мегаполисами но и сокровенная жизнь человека. Технизация всех сфер общественной жизни ведет к превращению человека в технологический комплекс, состоящий из технологий успеха, счастья, любви, власти, воспитания и пр. Человек подчиняется технологии отношений, утрачивается восприятие мира с помощью органов чувств, углубляет отвлеченное отношение к реальности. Влияние психотехники представляет большую угрозу идентичности личности. Технический прогресс не сопровождается общественным. Понятие прогресса применимо к технике, но не применимо к истории общества.
Н.А. Бердяев считает, что человечество стоит перед основным парадоксом: без техники невозможна культура, с нею связано самое возникновение культуры, и окончательная победа техники в культуре, вступление в техническую эпоху влечет культуру к гибели. В культуре всегда есть два элемента – элемент технический и элемент природно-органический. И окончательная победа элемента технического над элементом природно-органическим означает перерождение культуры во что-то иное, на культуру уже не похожее. Романтизм есть реакция природно-органического элемента культуры против технического его элемента. Поскольку романтизм восстает против классического сознания, оно восстает против преобладания технической формы над природной. Техническая эпоха требует от человека фабрикации продуктов, и при том в наибольшем количестве при наименьшей затрате сил. Человек делается орудием производства продуктов. Вещь ставится выше человека. Мы это видим во всех процессах рационализации в техническую эпоху, когда человек заменяется машиной, техника заменят органически-иррациональное организованно-рациональным. Но она порождает новые иррациональные последствия в социальной жизни. Так рационализация промышленности порождает безработицу, величайшее бедствие нашего времени. Техника хочет овладеть духом и рационализировать его, превратить в автомат, поработить его. И это титаническая борьба человека и технизируемой им природы.
Немецкий философ М. Хайдеггер развивает оригинальную концепцию сущности техники как нетехнического отношения. В противоположность инструментальному воззрению на технику как на нейтральное средство, Хайдеггер доказывает, что техника лишь часть истины или откровения, что, с одной стороны, современная техника является откровением, при котором человек использует природу, не нарушая её естественного состояния, с другой – бросает ей вызов тем, что из природного материала производит тот или иной вид энергии и, не будучи зависимым от природы, накапливает и передаёт их.
Хайдеггер утверждает, что вместо того, чтобы рассматривать технику в качестве прикладной науки, точнее было бы рассматривать науку как теоретическую технику. По его мнению, «за спиной» или на «изнанке» современной техники в качестве способности открытия стоит нечто, что полагает мир и бросает ему вызов. Это нечто Хайдеггер называет Gestell, который означает, проще говоря – техническое отношение к миру. И, наконец, причина возникновения современной техники – вовсе не потребности человека. Сущность современной техники ставит человека на путь открытий, благодаря чему реальное всюду, где с ним сталкивается человек.
Американский философ Л. Мэмфорд в 1930 году опубликовал небольшую статью, в которой доказывал, что машину следует рассматривать в аспекте «её психологического, так и практического, происхождения» и оценивать в эстетических терминах в такой же мере, как и в технических. Мэмфорд утверждает, что техника в том узком смысле, в каком она выступает как изготовление орудий и их применение, не была главной движущей силой развития человечества и даже самой техники. Все технические достижения человека «меньше всего имеют своей целью увеличение количества продуктов питания или контроль над природой; они скорее направлены на использование неизмеримых внутренних органических ресурсов человека, на более адекватную реализацию его вне органических потребностей и стремлений». Для Мэмфорда человек есть «прежде всего, само себя созидающее, само себя преодолевающее, само себя проектирующее животное существо. На основе такой антропологии Мэмфорд устанавливает различие между основными типами техники: политехникой и монотехникой. Политехника, или биотехника – это тот вид техники, который находится в гармонии с многообразными потребностями и устремлениями жизни и функционирует как бы в демократической манере при реализации самых разнообразных человеческих потенций. Монотехника, или авторитарная техника, «базируется на научную интелегенцию и квантифицированное производство и ориентировано главным образом на экономическую экспансию, материальное насыщение и военное превосходство, короче говоря – власть.
Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 3147 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!