Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Философия истории. Формационная концепция общественного развития



Формационная концепция общественного развития

В своих взглядах на историю философы разделились на две группы:

• те, кто рассматривает историю как хаотичный, случайный процесс, лишенный логики, закономерностей, направленности (на­пример, иррационалисты);

• те, кто видит определенную логику в истории, считая историю целенаправленным, закономерным процессом, — к данной категории относится большинство философов.

Среди подходов к истории как к внутренне-логическому и закономерному процессу выделяются и наиболее обоснованы три следующих:

• формационный подход;

• цивилизационный подход;

• культурологический подход.

Формационный подходбыл предложен основоположника­ми марксизма К. Марксом и Ф. Энгельсом, развит В.И. Лениным. Ключевое понятие, используемое при формационном подходе, — общественно-экономическая формация.

Общественно-экономическая формация представляет собой совокупность производственных отношений, уровня развития производительных сил, общественных связей, политического строя на определенном этапе исторического развития.

Вся история рассматривается как закономерный процесс сме­ны общественно-экономических формаций. Каждая новая фор­мация вызревает в недрах предыдущей, отрицает ее и затем уже сама отрицается еще более новой формацией. Каждая формация является более высоким типом организации общества.

Классиками марксизма объясняется и механизм перехода от одной формации к другой.

В общественно-экономической формации есть два главных компо­нента — базис и надстройка. Базис — экономика общества, составля­ющими которой являются производительные силы и производствен­ные отношения. Надстройка — государство, политические, обществен­ные институты. К переходу от одной общественно-экономической формации к другой приводят изменения в экономическом базисе.

Производительные силы постоянно развиваются, совершенству­ются, а производственные отношения остаются прежними. Возника­ет конфликт, противоречие между новым уровнем производитель­ных сил и устаревшими производственными отношениями. Рано или поздно, насильственным либо мирным путем происходят изме­нения в экономическом базисе — производственные отношения либо постепенно, либо путем коренной ломки и замены их новыми приходят в соответствие с новым уровнем производительных сил.

Изменившийся экономический базис ведет к изменению полити­ческой надстройки (либо она приспосабливается к новому базису, либо сметается движущими силами истории) — возникает новая, находящаяся на более высоком качественном уровне общественно-экономическая формация.

Производственные отношения в истории человечества существо­вали в нескольких основных типах — первобытнообщинный, рабо­владельческий, феодальный, капиталистический, причем последую­щий развивался из предыдущего.

В фундаменте каждой формации лежат определенные произво­дительные силы (орудия труда и люди с их умениями и навыками), их характер и уровень.

Базисом общественно-экономической формации являются про­изводственные отношения, т. е. отношения между людьми, склады­вающиеся в процессе производства, распределения, обмена и по­требления материальных благ под воздействием характера и уров­ня развития производительных сил. На этом базисе вырастает все здание общественно-экономической формации.

Далее, производственные отношения определяют собой возвы­шающуюся над ними надстройку, т. е. совокупность политических, правовых, моральных, художественных, философских, религиозных взглядов общества и соответствующих этим взглядам отношений и учреждений.

Общественно-экономическая формация есть общество на опре­деленной ступени исторического развития, характеризующееся спе­цифическим экономическим базисом и соответствующими ему по­литической и духовной надстройками, историческими формами общ­ности людей, типом и формой семьи.

В целом К. Марксом было выделено пять общественно-эко­номических формаций:

• первобытнообщинная;

• рабовладельческая;

• феодальная;

• капиталистическая;

• коммунистическая (с первым ее этапом развития - социалистическим).

Также им было указано на особый политико-экономический тип общества (фактически, шестую формацию) — «азиатский спо­соб производства».

Первобытнообщинная формация характеризуется:

§ примитивными формами организации труда (редкое приме­нение механизмов, в основном — ручной индивидуальный труд, изредка — коллективный (охота, земледелие);

Коренным образом отличается от них рабовладельческая об­щественно-экономическая формация:

возникла частная собственность на средства производства, в том числе на рабов;

■ социальное неравенство и общественное (классовое) рас­слоение;

■ государство и публичная власть.

Феодальная общественно-экономическая формация осно­вывалась на:

В крупной земельной собственности особого класса земле­владельцев — феодалов;

■ труде свободных, но зависимых экономически (редко — по­литически) от феодалов крестьян;

■ особых производственных отношениях в свободных ремес­ленных центрах — городах.

При капиталистической общественно-экономической фор­мации:

основную роль в экономике начинает играть промышленность;

■ усложняются средства производства — механизация, объеди­нение труда;

■ промышленные средства производства принадлежат классу буржуазии;

■ основной объем труда выполняют свободные наемные рабо­чие, экономически зависимые от буржуазии.

Коммунистическая (социалистическая) формация (общество будущего), по Марксу, Энгельсу, Ленину, будет отличаться:

■ отсутствием частной собственности на средства производ­ства;

■ государственной (общественной) собственностью на сред­ства производства;

■ трудом рабочих, крестьян, интеллигенции, свободных от эксплуатации со стороны частных собственников;

■ справедливым равномерным распределением совокупного произведенного продукта между всеми членами общества;

■ высоким уровнем развития производительных сил и высокой организацией труда.

Формационный подход широко распространен в мировой фило­софии, особенно в социалистических и постсоциалистических стра­нах. Он имеет как свои достоинства, так и недостатки. Достоинства — понимание истории как закономерного объективного процесса, глу­бокая разработка экономических механизмов развития, реалистич­ность, систематизация исторического процесса. Недостатки – неучет других факторов (культурных, национальных, спонтанных), излишняя схематичность, оторванность от специфики общества, линейность, не­полное подтверждение практикой (пропуск некоторыми обществами рабовладельческой, капиталистической формации, нарушение линей­ности, скачки как вверх, так и вниз, экономический крах коммунисти­ческой (социалистической) формации).





Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 655 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.009 с)...