Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Духовность, религия и секс



Духовность возвышает человека над земными проблемами и эгоистическими по­требностями. Духовное развитие играет важную роль в жизни многих людей. Так же важно понять и роль сексуальности в своей жизни. Церковь является общественным институтом, который призван помогать людям развивать свою духовность, хотя мно­гие делают это без помощи церкви.

Судя по находкам археологов, в ранней религиозной традиции доминировало представление о женском могуществе, плодородии и родстве с землей, выражени­ем которых были различные богини. Представление о сексуальности было тесно свя­зано с представлением о плодородии. Между 1800 и 1500 годами до н. э. в человеческом восприятии бога (богов) произошел решительный переворот, — в Китае, в Индии, на Ближнем Востоке и в Греции богини уступили место богам, олицетворявшим фалли­ческое начало (Francoeur, 1992). Согласно результатам недавних исследований, для большинства учащихся колледжей идея бога ассоциируется с образом мужчины (Fos­ter & Keating, 1992).

В основных восточных религиях сохранился культ природы и земли, в соответ­ствии с которым считается, что гармония с природой необходима для развития под­линной духовности. Такие представления характерны для религий самых прими­тивных племен. В западной традиции, напротив, придается особое значение власти разума над природой, которую следует обуздать и использовать. Эти тенденции сохра­няются по сей день и определяют особенности религиозных представлений о челове­ческой сексуальности в разных культурах (Francoeur, 1992).

Традиционные религиозные ценности иудаизма, христианства и ислама издавна формируют основу.разнообразных сексуальных табу в западной культуре. Напри­мер, в древнем Израилеполовая связь была равносильна браку, поэтому не существо­вало такого явления, как случайные половые связи. В рамках христианской теологии Августин (354-430) постулировал, что сексуальность сталкивает лбами желания и ра­зум, поэтому веками считалось, что секс является орудием греха (Steinberg, 1994). Вен-

чание вошло в число религиозных обрядов христианства в средние века. Таким обра­зом церковь санкционировала сексуальную активность. В западных религиозных тра-пициях издавна культивируется негативное отношение к сексу и поощряется подавле­ние сексуального желания (Bullough & Bullough, 1995). В традиции ислама большое значение придается разделению мужских и женских половых ролей. Эта традиция находит свое выражение в обычаях, в соответствии с которыми соблюдается строгое разграничение по половому признаку, а женщины должны скрывать тело и лицо одеж­дой. Поведение, способное спровоцировать половое возбуждение, часто считается недопустимым.

С вышеописанным подходом резко контранстирует бытующее в восточной тради­ции (к которой относятся индуизм, буддизм, тантризм и даосизм), представление о сексуальности как о мощном творческом начале, способствующем духовному совер­шенствованию. Восточные учения не противопоставляют душу и тело, а проповедуют их гармонию. Сообразуя желания с чувством долга, индуизм сочетает аскетизм и воздержание с культом сексуального наслаждения. В буддизме, тантризме и даосизме сексуальное слияние часто рассматривается как мистический опыт, способствующий просветлению (Francoeur, 1992).

Религиозные установки влияют на воспитание детей и во многом определяют ми­ровоззрение общества. Во всех мировых религиозных традициях можно выделить два основных способа постижения мира. Согласно отртодоксальному мировоззрению, которое имеет своих сторонников в любой религиозной традиции, мир был создан божеством раз и навсегда. Сторонники другого подхода рассматривают мир и челове­ческое общество как постоянно развивающийся и меняющийся организм. Каждая из этих позиций подразумевает, как правило, соответствующую сексуальную установ­ку. Фундаменталисты полагают, что в мире ни на минуту не прекращается вечная борьба между добром и злом, и главным источником искушения и греха является сексуальность. Сторонники эволюционного мировоззрения считают, что человечес­кое тело и сексуальное желание сами по себе не могут быть порочными, поэтому все зависит от личного выбора, который в идеальном случае должен быть гармоничным, ответственным и приемлемым для окружающих (Speas, 1990).

Согласно результатам ряда исследований, существует взаимосвязь между религи­озными убеждениями и сексуальными установками и поведением (см. табл. 6.4). Рели­гиозные люди стремятся к тому, чтобы их сексуальное поведение не противоречило религиозным убеждениям, и гораздо реже начинают половую жизнь до брака (Lau-mann.Gagnonet al., 1994). Мужчины, не являющиеся членами религиозных органи­заций, проявляют склонность к рискованному сексуальному поведению (Billy et ai., 1993), а юноши, которые нерегулярно посещают церковные службы, раньше начина­ют половую жизнь и чаще думают о сексе (Halpern et al., 1994). Сексуальные установ­ки глубоко религиозных людей чаще бывают консервативными (Leak, 1993; Welch, Leege, & Cavendish, 1995). Кроме того, не раз отмечалось, что специалисту, оказыва­ющему помощь в решении сексуальных проблем, необходишчзднимать религиозную ориентацию клиента, чтобы определить проблемы и способ'МХ'преодоления (Simpson &Ramberg, 1992).

В последние десятилетия сексуальные установки некоторых религиозных сект претерпели значительные изменения. Многие религиозные общины после дебатов

Таблица 6.4 Влияние религиозности на установки по отношению к сексуальному поведению (%)

Крайне религи- Религиоз- В некоторой сте- Нерелиги­озные люди ные люди пени религи- озные люди

озные люди

Гармония между моим сексуальным поведением и религиозными убеждениями для меня:

очень важна        
важна        
не уверен, что важна        
не важна        
не имеет никакого значения     И  
очень важна + важна        
не важна + не имеет никакого значения        

Источник: S. S. Janus, S. L. Janus. The Janus Report on Sexual Behavior, 1993

вносят коррективы в свою официальную позицию по отношению к сексуальности. Согласно результатам последних исследований, большая часть протестантских церк­вей стала лояльнее относиться к мастурбации, гомогендерной ориентации и поведе­нию, а также к добрачным половым связям.

В последние годы значительное влияние на религиозные доктрины оказывает феминизм. В связи с осознанием того, что женский образ бога является неотъемле­мой частью истории религии, некоторые религиозные символы получили новое ис­толкование. Ряд религиозных общин стремятся очистить язык священных текстов, Библии и церковных гимнов от наслоений сексизма. Женщины занимают лидирующие позиции во многих религиозных общинах, отказавшихся.от патриархальной структу­ры, которая веками доминировала в западной религиозной традиции. Подобные изме­нения оказывают глубокое влияние на религиозную философию и организационную структуру многих церквей (Stackhouse, 1990).





Дата публикования: 2015-01-23; Прочитано: 245 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...