Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Интервал как основа музыкальной интонации. Интервалы и аккорды



Основой мелодической интонации является интервал. Музыканты изучают интервалы в курсе теории музыки и больше не возвращаются к ним.

Однако интервалы это важная строительная часть интонации.

Каждый интервал формирует определённое уникальное звучание,создающее необходимую интонацию. На формирование интервальной интонации(будем назвать так интонацию состоящую из двух звуков) влияют два фактора - ритмическое и мелодическое положение.

Первое определяет, какие доли такта используются для выявления характера интонации.

Каждый интервал имеет два типа тонов -легкий и тяжелый(опорный тон).

Например, в кварте опорный тон это верхняя нота,а в квинте нижняя. Таким образом если тяжелый тон интервала совпадает с тяжелой долей такта,то мы получаем завершённое или тяжелое,устойчивое звучание. Если же тяжелый тон попадает на легкие доли такта или наоборот,то звучание получается неустойчивое и направленное на развитие.

Рассмотрим наиболее важные интервалы и их интонационные качества.

Малая секунда - острый диссонанс в гармоническом изложении.В мелодике очень часто используется для создания трагичного звучания,интонации плача.Многие Rock и Metal композиции построены на интонации малой секунды во фригийском ладу.Также малая секунда используется для создания интонации разрешения(VII - I).

Большая секунда - по всей видимости, самый распространённый интервал в музыке.С него начинаются и мажорная и минорная гамма.Звучание универсальное,характеризуется певучестью и мягкостью.

Большая и малая терции - важные интервалы тональной музыки.Звучат очень мелодично,певуче.Главная интонационная особенность терций это создание необходимой окраски(минорной или мажорной).Мажорная терция, как правило,придает музыке светлый характер,а минорная более мягкий,печальный.

Естественно,что большую роль играет гармоническое сопровождение и наклонение лада.

Кварта - самая распространённая роль кварты это создание интонации гимна при использовании в затакте.Однако в современном джазе и fusion кварта используется для создания угловатых,ломаных мелодических линий очень часто создающих урбанистическое,космическое и т.п. звучание.Длительная последовательность кварт имеет пентатоническое звучание.

Тритон - зловещий интервал, в средние века именовался дьявольским.В наше время распространён повсеместно.Особенно любим металлистами(90% риффов не обходятся без тритона).Используется также для создания тональных разрешении и гармонических замен.

Квинта - звучит пусто и используется в мелодике для создания атмосферы либо с той же целью,что и кварта.Последовательность квинт также образует пентатоническое звучание.
Очень распространена в современной музыке следующая интонация:

Секста малая и большая - являясь обращениями терции, имеют схожие свойства,однако за счет широкого звучания используются для создания скачков и усиления мелодического напряжения.

Септима малая - абсолютно не вокальный интервал тем не менее широко распространён,как часть доминант септаккорда.Используется для создания широких мягкодиссонантных линий.При использовании нескольких септим неизбежно возникает скрытое двухголосие и интонация распадается на две взаимозависимые линии.

Большая септима - острый диссонанс. Чаще всего слухом воспринимается,как два разных голоса. Однако при правильном использовании может создавать мрачное и острое звучание (особенно в атональной музыке)

Как уже упоминалось, кроме акустических особенностей очень сильно на интонацию влияет гармоническое сопровождение.

Октава - совершенный консонанс. За счет широкого движения октава редко воспринимается как интонация и чаще всего используется как технический прием (для переходов,смены регистров и т.п.).

Например, сравните использование интервала большой терции в тональности C и Db мажор

В первом случае устойчивый интервал и устойчивая гармония. Во втором случае ноты C и E(fb) это уже хроматический интервал требующий промежуточного разрешения.

Такая многомерность интервальной интонации позволяет использовать одинаковые интервалы для создания различных градаций напряжения.

В следующий раз мы рассмотрим ритмические и гармонические типы интонаций.

Интервалом называется расстояние между двумя тонами. Если они звучат по очереди, интервал называется мелодическим; если одновременно – гармоническим. Интервалы могут быть консонантными (октава, чистая квинта, чистая кварта, большие и малые терции и сексты) или диссонантными (секунды, септимы и альтерации консонансов – т.е. повышение или понижение тонов консонантных интервалов). Интервалы классифицируются по количеству содержащихся в них тонов и полутонов, и один из тонов интервала принимается за основной, исходный (обычно это нижний тон).

Хотя одновременное звучание двух тонов разной высоты тоже может рассматриваться как аккорд (двузвучие), нормальный аккорд все же должен содержать не менее трех тонов, а следовательно, более одного интервала. Подобно интервалу, аккорд имеет основной тон, обычно тот же самый, что и в интервале, лежащем в основе аккорда. Это может быть нижний тон имеющейся в данном аккорде чистой квинты, а в отсутствие квинты – нижний тон чистой кварты или иного интервала, определяющего структуру аккорда.

Аккорды строятся в соответствии с актуальной на том или ином этапе ладовой организацией. В музыке 18 и 19 вв. аккорды основывались на семиступенной диатонической гамме, мажорной или минорной, в соответствии с расположением в ней тонов и полутонов; классификация аккордов зависела от того, какие тона звукоряда употреблены в аккорде и каким образом это сделано. В диатонических аккордах используются только тона основных звукорядов; аккорды, использующие иные тона, называются «альтерированными», «хроматическими» или «модуляционными» (при переходе из одной тональности в другую). Отношения между тонами звукорядов и аккордами, построенными на этих тонах, называются тональностью; данный термин указывает также на тяготения к центральному тону лада и построенному на нем аккорду – тонике и тоническому созвучию.

Существуют иные классификации аккордов.

1. В соответствии с числом тонов, входящих в аккорд – двузвучия, трезвучия и т.д.

2. В соответствии с интервалом, определяющим структуру аккорда, – аккорды терцовой структуры, аккорды квартовой структуры.

3. На классификацию аккорда может влиять не только объем, но и качество его основного интервала. В зависимости от типа нижней терции аккорда (т.е. терции от его основного тона) он может быть мажорным или минорным. Аккорд может быть также уменьшенным или увеличенным (в зависимости от суммы двух его терций, т.е. квинты) – две малые терции дают уменьшенный аккорд, две большие терции – увеличенный.

4. Аккорд может рассматриваться как консонантный или диссонантный, что зависит от типа входящих в него интервалов.

5. Еще один принцип классификации – по самому широкому из образующих аккорд интервалов (септаккорды, нонаккорды и т.д.).

6. Аккорды могут определяться в зависимости от контекста, в котором они находятся, т.е. от положения в тональной системе (аккорд I ступени, II ступени и т.д.); они могут называться буквой, обозначающей основной тон (C, G и т.д.), слоговым названием основного тона (до, соль и т.д.) или в соответствии с их функциями (тонический аккорд, доминантовый аккорд и т.д.).

7. Некоторые аккорды могут называться в соответствии с интервальным расстоянием от нижнего тона до какого-либо иного характерного тона аккорда (например, аккорд с пониженной секстой – «неаполитанский» секстаккорд) или в соответствии с положением данного аккорда относительно основного вида этого аккорда (второе обращение, третье обращение).

В некоторых учебниках по гармонии употребляются сочетания терминологии пунктов 6 и 7 – например, секстаккорд (второе обращение) от доминантового трезвучия обозначается V6.

В тональной системе от каждого тона звукоряда (ступени) могут быть построены разные типы аккордов. На основании музыкальной практики и сопутствующей ей теории были выработаны принципы, определяющие употребление аккордов.

Аккорды обычно привязываются к их основным тонам, и правила гармонической последовательности относятся и к интервальной последовательности основных тонов, и к движению отдельных голосов внутри аккорда.

Для обычной европейской гармонии очень важно квинтовое соотношение пятой и первой ступени, доминанты и тоники. Например, в музыке 18 в. оно встречается чаще, чем терцовое отношение I и III ступеней или секундовое отношение I и II ступеней.

Такого рода закономерности выведены из анализа существующей музыки. Реальным же базисом для установления ведущих и второстепенных гармонических функций служит обертоновый ряд, точнее, первые шесть обертонов от нижнего тона – они и создают основные диатонические интервалы; обертоны, вместе с нижним тоном, создают полный музыкальный тон. Порядок обертонов таков: первый обертон отстоит от нижнего тона на октаву, второй от первого – на чистую квинту, далее следуют чистая кварта, мажорная терция, минорная терция.

Настоящая теория гармонии появилась в 18 в. и связана с именем Ж.Ф. Рамо, впоследствии она разрабатывалась такими музыкантами и исследователями, как Джузеппе Тартини (1692–1770), Фридрих Вильгельм Марпург (1718–1795), Иоганн Филип Кирнбергер (1721–1783), Франсуа Жозеф Фетис (1784–1871), Мориц Хауптманн (1792–1868), Герман фон Гельмгольц (1821–1894), Хуго Риман (1849–1919), А. Шёнберг (1874–1950), П. Хиндемит (1895–1963), Генрих Шенкер (1868–1935), Йозеф Шиллингер (1895–1943) и другими.

Все классификации аккордов, а также их сочетаний, тональной принадлежности и т.д. связаны с проблемой того или иного стиля, и вся теория гармонии имеет смысл только в контексте категорий данного стиля. Например, один и тот же аккорд может быть обнаружен в музыке разных стилей, но в каждом стиле он будет иметь свою частоту употребления, свое положение в общей системе, свои функции и т.д.; таким образом, уже по характеристикам одного аккорда можно в какой-то мере судить о том или ином стиле. Следовательно, для стиля может быть характерно присутствие или отсутствие данного аккорда или типа аккордов, употребление данного аккорда в обычном или измененном виде.





Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 3763 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...