Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Категорії сутність та явище, їх соціокультурний та когнітивний зміст та функції



Явище і сутність. Це категорії, які визначають різні ступені пізнання, кожна з яких відображає реальний рівень глибини осяг­нення об'єкту. Сутність — це філософська категорія для позначен­ня внутрішньої, відносно прихованої й стійкої сторони об'єктивної дійсності, яка визначає природу предмета, процесу і властиві їм за­кономірності розвитку. Явище — це категорія для позначення в предметі, процесі того, що знаходить свій вияв безпосередньо, з'яв­ляється перед нами.

Діалектичний взаємозв'язок між сутністю і явищем виявляється в тому, що:

а) сутність і явище нерозривно пов'язані між собою. Явище не може існувати без того, що в ньому є, тобто без сутності. В сутності немає нічого, що не виявлялося б так чи інакше;

б) єдність сутності і явища не означає того, що вони збігають­ся, є тотожними. Сутність завжди прихована за явищем. Якби фор­ма виявлення і сутності речей безпосередньо збігалися, то наука була б непотрібна;

в) явище більш динамічне, мінливе, ніж сутність, а сутність стійка, менш мінлива. Вона зберігає себе у всіх змінах. Але, будучи стійкою щодо явища, сутність не залишається абсолютно непохитною;

г) явище більш багате, ніж сутність. Воно має в собі не тільки виявлення внутрішнього змісту; суттєвих зв'язків об'єкта, але й будь-які випадкові відношення, особливі риси цього об'єкта.

Специфічною формою взаємовідношення сутності і явища, що фіксує їх суперечливий зв'язок між собою, є видимість. Це одно­бічне неадекватне відображення нашими відчуттями прояву сут­ності речей, точніше, певних сторін сутності. Мета наукового пізнання і полягає в тому, щоб за видимістю розкрити сутність ре­чей і явищ.

Развитие познания есть движение мысли от поверхностного ко все более глубокому, скрытому - к сущности. Сущность же обладает подлинной действительностью только вследствие определенных форм своего самообнаружения (листья, цветы выражают во внешнем виде сущность растения). Явление, как правило, выражает лишь некую грань сущности, один из ее аспектов.

Сущность есть нечто сокровенное, глубинное, пребывающее в вещах, их внутренних связях и управляющее ими, основание всех форм их внешнего проявления. В понятии сущности заключено единство всех глубинных, закономерно связанных элементов содержания объекта в их противоречиях, причинно-следственных отношениях, в их зарождении, развитии и тенденциях к будущему. И в этом случае она есть нечто внутреннее, некий организующий принцип. Понятие сущности таким образом соотносительно с понятием содержание, выражая однако не все содержание, а только главное, основное в нем. Сущность соотносится и с категорией качества, кот выражает однако лишь какой-то аспект ее. Понятие сущности связано и с понятием закона, но закон и сущность не совпадают: мы знаем закон гравитации, не ведая ее физической сущности.

Сущность внутри себя динамична и подвержена принципу развития. Вскрыть сущность чего-либо - значит проникнуть в глубины вещи, в ее основные свойства, выявить причины возникновения и принципы развития. При этом сущность обладает разной степенью глубины. Она имеет свои степени или порядки. И познание движется от сущности одного порядка к сущности другого, более глубокого. Порядок сущностей уходит в бесконечность. Следует подчеркнуть, что сущность всегда конкретна, нет сущности вообще.

Сущность нерасторжима с формами своего проявления. Явление это проявление сущности: если сущность нечто общее, то явление - единичное, выражает какой-то момент сущности, если сущность есть нечто глубинное, то явление - внешнее, более богатое и красочное...Явление есть то, как сущность проявляет себя вовне: во взаимодействии со всем иным, в том числе и с нашими органами чувств.

Явление -это непосредственно воспринимаемые свойства объекта, то или иное видение кот зависит от строения и действия органов чувств, а сущность - то качественное своеобразие предмета, определяет его характерное лицо, которое может скрываться за его непосредственно наблюдает проявлениями (зеленый цвет травы - явление. Сущность - физические свойства отражать свет)

И сущность и явление существуют объективно, это атрибуты объекта. Но явление есть функция, зависящая от объекта и его данности субъекту, а сущность есть собственно объективное качество объекта.

Диалектика сущности и явление - процесс не однозначно простой, т.е. в нем нет такой связи: одна сущность одно явление. Само явление достаточно неоднозначно и не всегда скрывает за собой истинную сущность. Вполне реальной оказывается для философская проблема кажимости, видимости.

Мы можем видеть мираж в пустыне, однако на его месте ничего нет, т.е. то, что мы видим лишь кажущееся. Однако с другой стороны мираж - явление природы, а не зрительный фантом порождают обманом органов чувств, мы можем его сфотографировать. Следов видимость есть сущность в одном из своих проявлений. Феномен “быть-казаться” выражает прежде всего факт несоответствия сущности и ее внешнего проявления.

Итак, если явление обнаруживает сущность, то видимость, как правило, закрывает ее, и задача разума заключается в том, чтобы проникнуть сквозь покров видимости и заглянуть в истинное лицо сущности.

Движение познания есть всегда движение от внешнего к внутреннему. Категория внешнего раскрывает свойства предмета как целого, и не только предметом самого по себе, но и способа его взаимодействия с окружающей средой. Кат внутреннего раскрывает строение предмета и выявляется благодаря теоретическим процедурам познания, связанным с допущением идеалдопущением идеалктов.

В истории познания проблема внешнего и внутреннего подчас смыкалась с проблемой сущности и явления. Но очевидно, что полного отождествления здесь нет. В самом деле даже если мы познаем внутреннее строение объекта... мы не сможем сказать, что познали его сущность. Ведь последняя предполагает знание каких-то принципов своего функционирования и развития, она исключает наличия в ней случайного, несущественного. Внутреннее может содержать и случайное и несущественное. Явление как правило ничего не говорит нам о связях объекта с другими, внешнее же предполагает рассмотрение объекта именно со стороны его связей, так, что внешнее становится для объекта существенным, в этом смысле внешнее раскрывает нам существенные связи объекта, т.е. обнаруживает какой-то аспект сущности его.





Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 831 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...