Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Людське існування як фундаментальна проблема екзистенціальної філософії



Экзистенциализм – философия существования, модное течение ХХ века экзистенциализм. Э связан с потрясениями ХХ в. Эта философия у людей ХХ в. вызвала интерес анализом критических и кризисных ситуаций, в которые попадает человек в период жестоких исторических испытаний. Это «философия кризиса». Но Э протестует против капитуляции личности перед кризисом. Э-ты сосредоточивают свое внимание на духовной выдержке человека перед лицом враждебного ему мира. Они отказываются превращать человека в инструмент, которым можно манипулировать: в инструмент познания или производства. Человек, по их мнению, не объект, а субъект - свободное, самодеятельное, ответственное бытие. Первый призыв э.: человек пробудись! Займи активную жизненную позицию в этом мире.

Экзистенциальная философия выражает общее чувство времени: чувство упадка, бессмысленности и безысходности всего происходящего. Согласно экзистенциализму задача философии не столько науками, сколько вопросами сугубо индивидуально человеческого бытия. Человек помимо своей воли заброшен в этот мир, в свою судьбу и живет в чужом для себя мире. Его бытие окружено со всех сторон таинством: Для чего живет человек? В чем смысл его жизни? Каково его места в мире? Каково его жизненный путь? – Эти вопросы не могут не волновать людей. Экзистенциалисты исходят из единичного человеческого существования, которое характеризуется комплексом отрицательных эмоций – озабоченность, страх, сознание приближающегося конца своего бытия.

Если в различных школах философского рационализма человек осмысливает себя прежде всего как полномочный представитель человеческого рода, суверенная личность, то Э переносит акцент на познание качественной специфичности, индивидуальной неповторимости личности. Объектом философского осмысления выступает бытие индивидуальности, смысл, знания, ценности, образующие «жизненный мир» личности.

Одна из главных установок Э - это противопоставление социального и индвидуального бытия, утверждение разорванности этих двух сфер. Э-ты утверждают, что человек не определяется никакой сущностью: ни природой, ни обществом, ни собственной сущностью человека, такой сущности, по их мнению, не существует. Имеет значение только существование человека (экзистенция). Основная установка Э: существование предшествует сущности. Это означает, что человек сначала существует, проявляется в мире, действует в нем, а уж потом определяется как личность.

Крупные представители М.Хадеггер, К.Ясперс в Германии, А.Камю, Ж.-П.Сартр во Франции. Свой метод эта философия заимствовала у феноменологии Э. Гуссерля.

В своем труде “Бытие и время” М.Хайдеггер поставил вопрос о смысле бытия и раскрывал это путем анализа бытия человека в мире, как человек смотрит на мир сквозь призму бытия, через все то, что он делает, познает. Личность остро переживает временность бытия, но ориентация на будущее дает личности подлинное существование, мир вещей в их повседневности заслоняет от личности ее конечность. “Забота”, “страх”, “вина” выражают духовный опыт личности, чувствующей свою уникальность, а вместе с тем смертность. Также М.Хадеггер рассматривает безлично-космическую суть бытия: “бытие и ничто”, “скрытое и открытое бытие”, “земное и небесное”, вместе с тем у него стремление осмыслить природу человека, исходя из истины бытия. Бытие живет в языке. При современном отношении – язык лишь средство передачи информации.

У К.Ясперса настоящая философия - сам процесс философствования, поиск, вера мыслящего человека только в союзе со знанием. Трансценденция – это таинственный предмет, по отношению к которому вера и знание оказываются слитыми. Термин “коммуникация” - личностное, истинное общение “в истине” – это критерий философской истины и отождествляется с разумом. Трудам К.Ясперса свойственны идеи глубокого гуманизма и озабоченность: как спасти человечество от тоталитаризма – главной опасности ХХ века, ввергающей людей в революции и войны.

Э.Гуссерль в последние годы своей жизни обращается к “идее жизненного мира” – философии жизни. Жизненный мир Э.Гуссерля представляет собой результат мыслительной и эмоциональной деятельности отдельных субъектов. С этой позиции он подверг критике науку и научное мышление, неспособные якобы исследовать этот предмет.





Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 1265 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...