Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

М.И. Глинка и его значение в истории русской худ.культуры



Создаются предпосылки для образования классических школ русской национальной литературы и искусства.
В развитии русской музыки Глинка сыграл роль, во многом аналогичную той, которая принадлежит Пушкину в развитии русской литературы. Как и Пушкин, Глинка широчайшим образом воспринял и претворил различные элементы современной ему художественной культуры. Усваивая все ценное и жизнеспособное из наследия своих предшественников, Глинка преодолевает их ограниченность и достигает огромного богатства, полноты содержания и совершенства художественного воплощения. По своей внутренней уравновешенности, идеальной гармонической цельности и законченности творчество Глинки оказалось для последующих поколений таким же неоспоримым образцом и классической нормой, как и пушкинская поэзия. Глинка положил своим творчеством начало ее мировому влиянию. По глинкинскому пути идет в своем творчестве Даргомыжский.

Глинка – создатель русской музыкальной классики. Его музыка вывела русскую школу на мировой уровень по художественному совершенству и профессиональному мастерству. Он по-новому решил проблему национального в музыке. Он очень хорошо чувствовал национальный русский характер и выразил в музыке русский героический дух, а так же создал образцы русской национальной лирики. До Глинки было некоторое несоответствие между русским национальным материалом и его развитием. Он привел это в соответствие. Например: не имитационная полифония, а подголосочная (как в русском хоре). Глинка даже создал специфическую русскую форму вариаций на неизменную мелодию или сопрано-остинато. Эту форму стали называть «глинкинскими» вариациями (в варьировании мелодия остается неизменной, а меняется все остальное).
Глинка написал 2 оперы, и обе они открыли пути в будущее. “Жизнь за царя” (“Иван Сусанин”) –первая русская народная музыкальная драма. Глинка назвал жанр этой оперы “отечественная героико-трагическая опера”. (Позже на исторический сюжет писали оперы Мусоргский, Бородин). Вторая опера – “Руслан и Людмила ”. Контрастирует первой опере. Первая сказочно-эпическая опера. Отсюда идет эпическая ветвь русской оперы. Сам Глинка ее назвал “большая волшебная опера”.

Глинка написал более 70 романсов. Он поднял романс на большую художественную высоту. Глинка сам был певцом и знал все особенности человеческого голоса, потому его мелодии такие естественные, удобные для пения. В них соединяются и национальные черты, и итальянское bel canto.
Глинка – создатель русского жанрового симфонизма. Написал увертюры на народные темы (не только русские): “Арагонская хота”, “Ночь в Мадриде”. На русские темы – “Камаринская” и др. Глинка – родоначальник лирического симфонизма (“Вальс-фантазия”).
Большие достижения у Глинки были в области гармонии. Примечательны хроматизированные скользящие гармонии. Большие достижения в области ладов. Он изобрел целотонный лад для характеристики волшебных сил. Красочно звучат сцены в садах Черномора и др. Глинка писал также камерные ансамбли, фортепианные произведения, музыку к спектаклям, альтовую сонату (В последствии Шостакович стал автором знаменитой альтовой сонаты).

Переломным моментом в развитии рус. Музы. Иск-ва стал 18 век. После реформ Петра 1. В России появились – опера, соната, симфония, романс. (а в Европе опера появилась в 17 веке) Именно в 18 века Россия освоила формы светского творчества, свободные от церковных обычаев и сюжетов. На первых порах во дворах государя играли зарубежные музыканты. Т.к. свои еще не освоили новое мастерство. Первая опера поставлена итал. композитором в Петербурге 1736 году при дворе Анны Иоанновны. 1759 – сборник песен Теплова на слова рус. поэтов «Между делом безделье или собрание разных песен». подражание менуэту и др. танцам.

Только св последней четверти 18 века сложилась рус. Профессионал. Композитор. Школа. Светского направления. С 70 годов 18 века предшественники Глинки – Козловский, Бортнянский, Березовский, Фомин, Хандошкин. Бортнянский, Березовский, Матинский провели свою молодость в Италии. Там учились, потом в России создавали свои произвд.

Первая опера на русском. 1755 г. – в петербургском дворе. Композитор. Итал. Арайи. На античн. Сюжет. «Цефал и Прокрис». Текст одного из крупнейших поэтов 18 века - Сумароков. Певцы – русские.

Основное место в творчестве руск. Композитор сразу заняла ОПЕРА. А потом уже идут романсы и инструментальные произведения. Музыка первой значительной руск. Оперв\ы представляет собой обработку песенных мелодий. Опера «Мельник – колдун.»

1779 г – вышли три рус. Оперы «Мельник-колун, обманщик и сват» (сл.Аблемисова, муз. Соколовского во второй ред. Фомина), «Санкт-петербургский гостиный двор» (сл. И муз. Матинского), «Несчастье от кареты» (сл. Княжена. Муз. Пашкевича)

С первых шагов рус. Оперы в ней хорошо обрисовываетюся русюк народю обычаи. В руск. Опере вырисовывалось изначально 2 направления:

А) комедийно-бытовая

Б) сказочная (писалась по указу Екатерины 2., «Февей» Пашкевич, «Горе-богатырь Косометович»

Романсы стали авторскими только к концу 18 столетия. До этого они были очень похожи на народные песни. Инструментальная музыка – бытовой характер. Пользу.тся спросом модные танцы и песенные вариации. Играют любители дома, на балах, на улице. фортепиано, скрпика, маленькие ансамбли. И роговые оркестры.

Первая половина 19 века – расширение культурной деятельности, выход искусства их дворцов. В опере рождается новое направление, которое потом будет развивать Глинка. 1811 – героическая оратория Дягтерева «Минин и Пожарский». 1815 – опера итал. Катарино Кавасо «Иван Сусанин»

Первая половина 19 века – это Алябьев, Гурилев, Варламов.

1836 – поставлен глинкийский Иван Сусанин. – начался новый классический период в русской музыке.

Первую четверть 19 в. обычно рассматривают как эпоху раннего романтизма, нередко это время называют также «до-глинкинской» или «предклассической» эпохой. С появлением опер М.И.Глинки (конец 1830-х – 1840-е годы) начинается классический период русской музыки, достигающий расцвета в 1860–1880-е годы. С середины 1890-х годов и до 1917 (вторую дату правильней отодвинуть несколько дальше, к середине или даже второй половине 1920-х годов) постепенно разворачивается новый этап, отмеченный сначала развитием – на фоне классических традиций – стиля «модерн», а потом иных новых направлений, которые можно обобщить терминами «футуризм», «конструктивизм» и т.д.

11. возникновение русской оперной классиики и ее жанровое многообразие. В 19 веке

Почему именно XVIII век стал у нас веком новой музыкальней культуры, новых родов и областей русского музыкального искусства? Потому что как раз в этом столетии сложились новые формы общественной жизни, созрела новая театральная аудитория, выросли новые круги крепостной интеллигенции. Государственные реформы и культурные преобразования Петра I, проводившиеся с начала XVIII века, постепенно открыли пути для роста светского национального искусства, для выдвижения новых кадров художников, зодчих, музыкантов и просто грамотных деятелей, проис­ходивших нередко из крепостной среды. Завязались новые связи с западной культурой. Русские путешественники, посланные за границу Петром I для учебы, познакомились с блистательной тогда итальянской оперой, с французской и английской музыкой. При Петре начались в Петербурге первые концерты, в которых исполнялись новые сочинения прославленных европейских композиторов. Было положено начало концертному придворному оркест­ру. Сам Петр усиленно заботился о полковой музыке. Все большие публичные празднества, например, празднование победы над шве­дами, отмечались торжественными спектаклями с музыкой, пением кантов на открытом воздухе во время парадных шествий, под звуки труб и литавр, а также исполнением мощных, громкозвучных, многохорных церковных концертов. На ассамблеях, которые ввел Петр I и где собиралось общество для танцев, бесед, игры в шахматы, звучали модные танцы того времени — менуэт, поло­нез, англёз. Все это было ново, как нов был и складывавшийся в новой русской столице общественный быт.

На первых порах, когда в России еще не было своих артистов и своих композиторов светской музыки, в Петербурге работали крупные и прославленные иностранные мастера, стремившиеся к богатому царскому двору. В 1736 году в Петербурге, при дворе императрицы Анны Иоанновны, была впервые поставлена опера. Ее сочинил и поставил итальянский композитор Арайя, специально для этого выписанный из Неаполя вместе с итальян­скими певцами. Отсюда ведут свое начало пышные постановки итальянских опер при петербургском дворе. Именно так водилось
тогда почти всюду при богатых европейских дворах. Но очень скоро итальянская опера перестала удовлетворять русскую ауди­торию, и начали возникать русские оперы, в которых русским был вначале только словесный текст, а затем и музыка, создававшаяся уже русскими композиторами. Тогда же, одновременно с первыми оперными спектаклями, начали появляться и получили распростра­нение инструментальные пьесы (для скрипки и других инструмен­тов), в которых поселившиеся в русских столицах иностранные музыканты, идя навстречу требованиям русских любителей музы­ки, пытались иногда обрабатывать народные мелодии. Наконец, наряду с многочисленными кантами, наполнявшими рукописные сборники-альбомы, появились и первые сборники русских песен-романсов с сопровождением клавесина. Самый ранний из таких
сборников был составлен и выпущен в 1759 году просвещенным любителем музыки Г. Н. Тепловым на слова русских поэтов и назывался «Между делом безделье или собрание разных песен». Песни Теплова подражали модным тогда менуэтам и другим тан­цам и были очень несложны по складу. Но пока распространение всей этой новой музыкальной культуры ограничивалось еще срав­нительно узкими кругами столичной знати. Только в последней четверти XVIII века сложилась настоящая русская композиторская школа светского направления. Эта школа сразу же утвердила свое национальное и широкое общественное значение.

Среди русских композиторов, выдвинувшихся, главным образом, с 70-х годов XVIII века и ставших предшественниками великого Глинки, нужно назвать имена М. С. Березовского (1745—1777), Д. С. Бортнянского (1751—1825), М. Матинского (1750—182?), Е. И. Фомина (1761—1800), И. Е. Хандошкина (174?—1804), И. А. Козловского (1757—1831). Их усилиями созданы первые русские оперы, новые, свободные формы церковной музыки, первые романсы, первые сонаты, квартеты, симфонии.

Первая опера на русский текст возникла еще в 1755 году при петербургском дворе. Это была опера уже известного нам Арайи на античный мифологический сюжет — «Цефал и Прокрис». Но текст ее писал один из крупнейших русских поэтов XVIII века — А. П. Сумароков и исполнена она была на русском языке, совсем юными русскими певцами-актерами. Оперы же русских композиторов на русские бытовые сюжеты, в популярной, общедоступной форме комедии с музыкой, возникли уже не при дворе, а в связи с ростом иной театральной среды, когда в русских столицах созрела более широкая театральная аудитория, наполнявшая частные, «вольные» театры. Эта аудитория обладала новыми вкусами и предъявляла к искусству новые требования.

Во второй половине XVIII века постепенно созрели и новые кадры русских музыкантов, большей частью из числа крепостных. Особенно прославились певицы Жемчугова (в домашнем, кре­постном театре Шереметева), Сандунова, блестяще одаренный скрипач Хандошкин, пианист Кашин и другие. В Петербурге и Москве, а затем и в Харькове, Казани и других крупных городах зародилась общественная концертная жизнь, возникли даже му­зыкальные общества и музыкальные журналы. Музыкальная куль­тура проникла в богатые дворянские поместья, где формировались свои, домашние оперные труппы и крепостные оркестры. При Академии художеств в Петербурге действовали музыкальные классы, в которых обучался, например, талантливый русский композитор Е. И. Фомин, завершивший потом свое образование в Италии. За границей же (по большей части в Италии) провели свою моло­дость Березовский, Бортнянский, Матинский, овладевшие здесь основами своего композиторского мастерства, чтобы затем раз­вить его уже на родной почве.

Судьба многих русских музыкантов XVIII века была трудной. Матинский, Хандошкин, Кашин, ставши образованными, прослав­ленными музыкальными деятелями, испытывали мучительные тя­готы крепостной зависимости. Их могли продавать, как продавали тогда любых крепостных мастеров. Самая область музыкальной деятельности, несмотря на постепенное расширение, все еще была связана рамками двора, церкви, дворянского поместья. До конца столетия очень большое значение в качестве своеобразного музы­кального центра имел петербургский двор, содержавший множество музыкантов и дававший им работу. Музыкальная жизнь ека­терининского двора была особенно блестящей и пышной. За дво­ром тянулись и вельможи — Нарышкины, Разумовские, Потемкин, Шереметевы. Наряду с постановками итальянских, французских, а затем и русских опер, при дворе исполнялись застольные симфо­нии и русские песни. Специально для богатых придворных празд­неств создавались грандиозные сочинения знаменитого итальян­ского композитора Сарти для хора и оркестра с фейерверком и даже с пушечными выстрелами, героические, эффектные полонезы Козловского для хора и оркестра.





Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 1408 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...