Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Предромантизм в литературе второй половины 18 века



Во второй ½ 18 века – противоречия в развитии капитализма в Англии. Начинают возникать сомнения во всесилии просветительского культа разума. Впервые термин «предромантизм» был использован в 1909г. франц критиком Морне. Термин не имел четкого смыслового наполнения, что-то похожее на романтизм, сентиментализм. Самое популярное определение: «Предромантизм – одна из форм перехода от Просвещения к Романтизму, которая уже вступила в стадию кризиса. Предромантизм готовит почву для появления романтизма».

Различия между сентиментализмом и романтизмом:

  1. и те, и эти поэтизируют эмоциональное начало в человеке
  2. сентиментализм интересует чувствительность, а предромантизм привлекают загадочные и таинственные страсти
  3. часто оба переносят действие/ героев на лоно природы. У сентименталистов – страна, где живут, у предромантистов – экзотические страны, с удаленным временем событий (далекое прошлое).

Предромантизм подпитывается просветительской культурой, - это реакция на чрезмерное влияние рационализма (это переходная и подготовительная стадия в становлении роментизма как реакции на просветительство). На первый план выдвигается фантазия, интуиция.

Появление предромантизма проявляется и в архитектуре – желание уйти от симметрии. Развиваются английские парки в противовес французским.

Предромантизм заставляет англ общество заглянуть в прошлое – возрождение к жизни забытых писателей (Гессер, спенсер, Фолькнер).

Харктерной чертой предромантиза явл интерес к фольклору, обращение к скандинавским и кельтским легендам, к памятникам национальной англ культуры. Европейское общество заново открывает кельтскую мифологию и скандинавскую литературу. Пробуждается интерес к готической культуре.

Большое популярностью в то время пользовались «Сочинения Оссиана, сына Фингала» (1765). Поэмы Оссиана были переработкой кельтского эпоса, осуществленной в духе предромантизма Джеймсом Макферсоном. Дж. Макферсон (1736-1796) родился в Шотландии. Работал учителем в школе, собирал шотл фольклор, делал переводы с гейского на англ, которые начали пользоваться популярностью. Благодаря им вошел в кружок шотл лит-ры (Элиот, Дэвид Смит, Хью Блэк). Там родилось предположение, что может быть в горн Шотландии сохранились великие литературные памятники. Макферсон отправился в литературную экспедицию.

Большинство счит, что он ничего не нашел, а сам написал этот шедевр, опираясь на сказания.

1762 – «Fingal» /Фингал – 1ая часть

1763 – «Temora»/Темора – 2ая часть

1765 – «Песни Оссиана» -объединение первых двух частей.

Несмотря на популярность произведения, сразу возникли сомнения в его подлинности. Считали, что это подделка. Сомневался и Самуэль Джонсон, который в 1773 г. путешествовал по местам, где якобы Макферсон и нашел этот лит памятник. Расспросил местное население, а после опубликовал свои записи, где сказал, что «Песнь Оссиана» - подделка.

Гордость шотландцев была задета. Стали просить Макферсона опубликовать оригинал. А он пообещал, но все откладывал. При жизни так и не опубликовал, но в архиве нашли рукописи. Их опубликовали. Специалисты сказали, что это перевод с англ на гейльский.

«Песни Оссиана» - цикл лиро-эпических произведений с центральн персонажем Фингалом, правителем королевства Морвен (3в. н.э.). книга насыщена событиями., много вставных эпизодов. 2 центральные темы: война и любовь. Война велась против захватчиков. В этой темой связано эпическое начало. Для героев важно обладание качествами воина. Любовь заканчивается печально: герой погибает. «Песни Оссиана» не укладываются в эпическую традицию, т.к. усилено лирическое начало: герои обладают очень чувствительной душой (меланхолич размышления). Это усиленное внимание их внутр миру компенсировало отказ от подробного и детального описания материального мира. Но глубины во внутреннем мааре пока еще нет.

Новую роль начинает играть пейзаж. Он составляет фон доминирующему настроению поэмы. В книге преобладает печаль, меланхолия (романтизм). Часто изображаются вересковые пустоши, заросли камышей, волны и скалы. Дымка тумана – нет ясности и четкости.

Другая предромантическая тенденция нашла свое отражение в творчестве Томаса Чаттертона (1752-1770).

В церкви, где работал отец Томаса был однажды найден сундук с древними текстами. По ним Томас учился поделывать родословные для местных купцов, соскабливая текст с пергамента.

Он стал самостоятельно писать стихи, стилизируя их под эти древние тексты. Приписывал свои стихи средневековому монаху Томасу Роули. От его имени он и писал. Затем решил опубликовать свои стихи и обратился за помощью к Томасу Харполу. Тот усомнился в подлинности. Быстро доказали. Что это была подделка. Чаттертон лишился покровителя. Пытался что-то предпринять. Но безрезультатно. Птогда он пошел в аптеку, купил яд и отравился. Это частично пробудило интерес к его стихам. Было много упреков в адрес Харпола. Стихи Томаса стали публиковать. Но история его жизни всем была интересней. Произведения Чаттертона: «Бристольская трагедия» (описывается казнь рыцаря, война алой и белой розы), незавершенна эпическая поэма «Гастингское сражение».

Предромантизм создал «готический роман», который также называют «черным романом» или «романом ужасов». Для готического романа характерны средневековая тема, атмосфера ужасов и тайн, мелодраматический сюжет, фантастические мотивы, экзотический пейзаж. Героями готического романа становятся чудовищные злодеи и благородные рыцари. События совершаются по роли роковых. Сверхъестественных сил.

Первый англ готический роман –«Замок Отранто» Г. Уолпола.





Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 2825 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...