Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

У.Шекспир. Гамлет: проблемы героя и жанра



Шекспир воспользовался уже готовым сюжетом (впервые – Саксон-Грамматик, 1200: правитель Ютландии король Хавендил, жена Герута, сын Амлет, брат Фенго. Фенго – в сговор с королевой, убивает короля на глазах у всех, в т.ч. и у Амлета. Фенго знал, что тот будет мстить, внимательно следил за ним, поэтому Амлет изображает сумасшедшего, чтобы усыпить его бдительность, а когда усыпил – убил Фенго, но его самого убил потом другой родственник). Позже – этот сюжет у Франсуа Бельфоре (сб. «Трагические истории»). Одну из версий приписывают Томасу Киду, но она не сохр.

Чисто внешне Шекспир следует традициям жанра (трагедия-месть), т.к. хотел бабла срубить за постановку + еще впихнул туда кучу загадок:

ü Действительно ли Гамлет притворяется безумным или он правда свихнулся?

ü Знает ли Гертруда о коварстве Клавдия?

ü Что означают последние слова Гамлета («Предсказываю: выбор их падет / На Фортинбраса. За него мой голос. / Скажи ему, как все произошло. / И что к чему. Дальнейшее - молчанье»)?

ü Откуда Офелия знает неприличные песни, которые поет, сойдя с ума?

Между 1-м и 2-м актом – 2 месяца, а Гамлет все не торопится мстить → главный вопрос: ПОЧЕМУ ОН ОТКЛАДЫВАЕТ ЭТУ МЕСТЬ??? Варианты:

1) Слабость характера (по Гете): на хрупкие плечи Гамлета легла непосильная ноша

2) Тургенев («Гамлет и Дон Кихот»): есть 2 типа характера – не склонный к рефлексии, но способный к активным действиям (Дон Кихот) и склонный к рефлексии, но неспособный к активным действиям (Гамлет). Короче, либо мало думаешь, но много делаешь, либо наоборот, третьего не дано (гыгы, это он про наш институт ничего не знал в ту пору J)

3) Фрейд (впервые прочитал Гамлета в 8 лет – и понеслооось…): у Гамлета – Эдипов комплекс, смерть отца пробудила его, а Клавдий реализовал потаенные желания Гамлета, поэтому Гамлет не может его убить, т.к. находит в нем свое второе «я» (во загнал!)

4) Неофрейдисты: Гамлет хочет не свою мать, а Клавдия, поэтому не может его убить (офигеть просто!!!)

5) Другие неофрейдисты: Гамлет сомневается, когда началась связь Гертруды и Клавдия; она могла начаться давным давно, поэтому Гамлет может быть сыном Клавдия → не может убить собственного отца

6) Выготский: Шекспир вводит в пьесу эту тайну, чтобы поддержать интерес публики, т.к. если бы он сразу убил Клавдия, пьесу бы дальше никто смотреть не стал (вот единственный здравый чувак, объяснил по-нормальному, наверняка бедный Шекспир от этих неофрейдистов в гробу перевернулся 100 раз)

7) Критики, опирающиеся на ренессансную гуманистическую философию: Гамлет – гуманист → для мести нужны неоспоримые факты, и он их ищет; в «Гамлете» - кризис философии гуманизма: должно главенствовать духовное в человеке (этому его научили родители), но после смерти отца и замужества матери он усомнился в устоях гуманизма, потом Офелия разочаровывает его → ему совсем плохо. Различия между прежним и новым королем – через аллюзии из античной мифологии (духовное начало в отце – плотское в Клавдии, кот сравн с сатиром). Разочарование в матери пошатнуло всю философию Гамлета, он начинает думать: а мож я вообще ниче не понимаю в этой жизни и живу неправильно? А как увидеть верную картину бытия? Нужно время → причина, по кот убил Клавдия не сразу.

Композиционные особенности. Шекспир вообще очень любил симметричные сцены. Кульминация пьесы – «Мышеловка» - это середина пьесы (акт 3, сцена 2). Хотя деление на акты пришло позднее, но по строкам можно посчитать + несколько сюжетных параллелизмов (Лаэрт, Фортинбрас находятся в той же ситуации, что и Гамлет = они хотят отомстить за смерть своих отцов). Это делается для того, чтобы подчеркнуть неповторимость характера Гамлета, его философское отношение к жизни.

Монологи Гамлета – чтобы приоткрыть его внутренний мир + проблемы, с котоыми он столкнулся, приобретают более философский, более общий характер. И все равно Гамлет остается для нас загадкой. Зритель смотрит на него и не может понять, что им движет и что ему посоветовать.

Начало пьесы – высоко над морем, небо ясное, ночь → ожидание беды + 1-е реплики – усиливают ощущение. Горацио – студент + источник инфы о последних событиях в Датском королевстве. Вторая сцена – по контрасту с 1-й (ТЕМНОТА – СВЕТ, ТРЕВОГА – ПРАЗДНИК), меняется ритм подачи материала. При стандартном ритме быстро утомляется мозг человека → нужна деавтоматизация (смена ритма). Зритель сразу обращает внимание на Гамлета, т.к.:

ü На нем траурная одежда

ü Выделяется по настроению

То, что Клавдий лицемер, видно с его 1-й реплики (двуликая маска - символ). Аллегория Каин-Авель = намек на преступление.

Третья сцена – в доме Полония. Он любит своих детей, хочет им добра = привязанность членов семьи друг к другу. В пьесах Ш. действие органически сочетается с поэтической речью. Важно не только что, но и как говорят герои. В «Гамлете» можно выделить лейтмотивы:

ü Война, болезнь

ü Женские румяна (= несовпадение видимости и сущности)

Свет и тьма меняются местами (во тьме – добро, на свету - зло). В темноте открывается истина (Клавдий: света, света!)

«Гамлета» критиковали многие (напр., Толстой), Ш-ру ставили в пику нестыковки:

1) Почему призрак ждет целый месяц, чтобы сообщить Гамлету?

2) Короля убили в январе, когда он спал в саду (!!!) Мож, он вообще помер не от отравления, а от воспаления легких?

3) Почему Гамлет и Горацио так долго не могли встретиться?

4) Гамлету должно быть лет 18 (студент), но из слов могильщика выходит, что ему лет 30… Сколько же ему на самом деле?

5) Внешность Гамлета – противоречия

НО!!! Гете всех критиков обхамил, сказав, что Шекспир про такую фигню не думал, ему важно было передать настроение (а по-моему, еще и денег за пьесу получить).

Одним словом, Гамлет – это философская трагедия.

17. Последние пьесы Шекспира («Буря»)

Третий период творчества Шекспира – романтические драмы. При всей трагичности восприятия жизни Шекспир не терял веры в человека. Трагизм Шекс­пира никогда не доходил до пессимизма. Даже тогда, когда он видит человека заблуждающимся, оказавшимся во власти роковых жизненных обстоятельств, он не может не восхищаться огромной мощью, титаническим величием разума, энергии, страстей своих героев. Драмы Шекспира рисуют трагедию человечества, высво­бодившегося из-под оков феодального средневекового гнёта, только успевшего распрямиться и стать во весь свой гигантский рост, но тут же надломленного, исковерканного миром корысти, властолю­бия и новых форм социального неравенства. Но это не убило в Шекспире мечты о свободном, полноценном, всесторонне развитом человеке — мечты, воплощавшей лучшие чаяния народа. И эта широта гуманизма Шекспира, выходившего за пределы буржуаз­ной ограниченности, обусловила глубокую народность всего его творчества. Поэтому произведения его являются жизнеутвер­ждающими даже тогда, когда они рисуют трагические судьбы его героев.

Важнейшей особенностью реализма Шекспира было отрицание «рока» как основы трагизма жизни. Зло у него всегда имеет своих конкретных, человеческих носителей, которые могут быть устра­нены и побеждены при благоприятных условиях. Отрицание фа­тализма, вера в то, что всё зависит от самих людей,, заставляли Шекспира страстно искать возможности иных, нетрагических ре­шений жизненных противоречий. Именно это стремление и соста­вило идейную основу творчества Шекспира в третьем периоде (1609‑1612). Нельзя сказать, что в произведениях этих лет Шек­спир отказался от изображения противоречий действительности. Как сюжеты пьес, так и речи действующих лиц содержат достаточ­ное количество указаний на то, что Шекспир по-прежнему видит различные формы проявления социальной несправедливости и столь же непримирим по отношению к ним. Поэтому неверна концепция буржуазных критиков, которые утверждают, будто третий период характеризуется примирением Шекспира с современной ему дей­ствительностью.

Однако если Шекспир и не стал на эту позицию, то всё же несом­ненно, что теперь его внимание привлекает не столько задача со­циальной критики, сколько поиски положительного разрешения противоречий жизни. В этом смысле небезынтересен тот факт, что Шекспир как бы возвращается к темам и сюжетным мотивам, уже получившим у него драматическую разработку, но теперь разре­шаемым иначе. («Цимбелин» и «Зимняя сказка».)

Наиболее значительное произведение третьего периода - «Буря». Подобно «Сну в летнюю ночь», вэтой пьесе также сильны элементы фантастики; наряду с реальными людьми в ней действуют духи; свершается колдовство и т. п. Сочетание реаль­ности и фантастики вносит в произведение оттенок символики. В критике давно уже установилось мнение, что «Буря» является как бы поэтическим завещанием Шекспира, подведшего в этом про­изведении итог своим наблюдениям над жизнью.

Миланский герцог Просперо, человек гуманный и учёный, был свергнут своим честолюбивым и коварным братом Антонио, захва­тившим престол. Посаженный своим братом в лодку, Просперо с дочерью Мирандой был прибит волнами к некоему острову, насе­лённому фантастическими существами. Он столкнулся здесь с злым духом Калибаном и добрым духом Ариелем. При помощи тайн магии, которыми владел Просперо, он подчинил себе духов. Посред­ством магии же Просперо узнаёт, что его брат со своими прибли­жёнными находится в море. Волшебник Просперо вызывает бурю, судно Антонио разбивается у берегов острова, на котором и находят убежище спасшиеся от кораблекрушения. Попав на остров, эти люди ведут себя, как им свойственно. Между ними устраиваются за­говоры, они борются друг с другом, и только молодой сын неа­политанского короля Фердинанд стоит в стороне от интриг. Встретив Дочь Просперо, Миранду, он влюбляется в неё, завоёвывает её взаимность и благосклонность Просперо. При помощи магии Про­сперо разрушает все заговоры, заставляет брата вернуть ему пре­стол. Как благородные герои, так и раскаявшиеся злодеи соби­раются затем покинуть остров и вернуться в Италию.

Философская идея пьесы заключается в том, что волшебник Просперо, олицетворяющий разум и науку, подчиняет Калиба­на — символ телесного, животного начала и освобождает Ариеля – символ духовного начала. Просперо, побеждающий зло и силой своей магии счастливо устраивающий судьбы всех окружающих людей, обращает злых в добрых, уничтожает вражду и злобу ут­верждает любовь, дружбу и согласие между людьми.

Говоря о третьем периоде драматургической деятельности Шекспира, следует отметить, что произведения этих лет менее реа­листичны, чем большинство драм двух предыдущих периодов. Не даром в критике пьесы последних лет творчества Шекспира часто называют «романтическими драмами». Желая утвердить свои положительные идеалы и не находя для этого почвы в современной ему действительности, Шекспир стал склоняться к романтике. Его пьесы последнего периода – утопизм (особенно в «Буре»).





Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 1592 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...