Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Эстетика романтизма и поэзия Уильяма Вордсворта (1770-1850)



Озерная школа (консервативное направление, поэты жили и творили на СЗ Англии в р-не горн озер, критика буржуазии, защита патриархального крестьянства): Вордсворт, Кольридж, Саути.

Романтизм возникает уже в античности (Аристотель обосновал классицизм, а Платон – романтизм—с одной т.зр. Другие находят черты романтизма еще в «Одиссее» Гомера). Слово «романтический» впервые употреблено в 17 веке > romance (рыцарский роман с эл-ми фантастики).

1789г. – возникновение романтизма (перв буржуазная революция во Франции (1789) и парламентская реформа в Англии 1832). Романтизм возник как идеологическая реакция против франц революции и связанного с ней просветительства. Романтич лит-ра выражала отриц отношение к строю жизни, созданному буржуазией, противопоставление идеалов и действительности, высок дух стремлений и низменной прозаич жизни буржуазн общества. Отрицание бурж цивилизации выражалось у романтиков в неприятии городской культуры и в утверждении культа природы. Просветительскому культу разума романтики противопоставляли культ чувства, страсти как стихийного проявления природы человека. У большинства романтиков изображали сильные страсти, которые толкали героев на бунт против общества. У консервативных романтиков – культ средневековья, а у прогрессивных – идеалы из классической античности.

Появл. термин «романтическое двуемирие» - сущ-е двух параллельных миров. Интерес к внутр миру романтического героя (его переживаниям, чувствам).

Жанровая система: - гибридные жанровые формы, - популярна теория органических форм – выбор темы не определяет выбор жанра.

Уильям Вордсворт

Сын адвоката. Кембридж. 1790 – совершил пешую прогулку по Швейцарии и прилегающим горным районам Франции. Свои перв поэтические произведения В. создавал в духе описательно-дидактической поэзии сентименталистов (много образов и сравнений, идиллия природы, но контраст - бедственное положение народа).

Познакомился с Кольриджем. «Сборник лирических баллад» - их совместное творчество. Предисловие к переизданию «ЛБ», которое написал В. стало манифестом реакционного романтизма в англ лит-ре. Новизна: - интерес и к действительности, и к чувствам, - обратились к новым темам, - отказ от стилистич условностей, использование живого разговорного языка.

В. описывает жизнь бедных крестьян, часто упоминаются дети («Нас семеро», «Юродивый мальчик»). Восприятие природы у В. окрашено мистикой и спиритуализмом: природа – проявление высших сил, стоящих над миром. Есть несколько сонетов на тему борьбы за национальную независимость и свободу. Хотел написать большую поэму «Отшельник», но осуществил замысел лишь частично. Поэма должна была открываться «Прелюдией» (представляет собой автобиографич поэму, в которой В. изложил этапы своего идейного развития, начиная от периода увлечения просветит идеалами и фр революцией и до перехода на позиции реакционного романтизма. Он белым стихом описал как из обычного человека рождается поэт – предвосхитил работы Фрейда (влияние подсознания на сознание.)).

28. Поэтическое творчество С.Т.Кольриджа.

Сэмюель Тейлор Кольридж (1772-1834) – наиболее поэтически одаренный из поэтов «озерной школы» (тж Вордсворт, Саути).

Краткая биография. Родился в Девоншире, после смерти отца был отправлен в школу при Христовом приюте в Лондон. Кольридж обладал бурным темпераментом, ему были свойственны постоянные метания от одной д-ти к другой: врачом так и не стал, Кембридж тоже не окончил. В юности вместе с Саути они хотели организовать «Пантисократию», патриархальную общину в девственных лесах Америки. Поэт мечтал о свободной и счастливой жизни, свободной от отчаянья и деспотизма.

Затем Кольридж увлекся поэзией и вместе с Вордсвортом опубликовал сборник «Лирических баллад». Позже он уехал в Германию, где в университете изучал немецкую идеалистическую философию Канта и Фихте. За полгода он в совершенстве овладел немецким языком и перевел несколько драм Шиллера.

Вернувшись в Англию, Кольридж создает ряд поэтических произведений, занимается публицистикой. Кольриджу был свойствен глубокий и постоянный интерес к Шекспиру. В Лондонском философском обществе он прочитал курс лекций по Шекспиру, явившийся значительным вкладом в романтическую шекспирологию.

Смолоду Кольридж был наркоманом и курил опиум, что подорвало его здоровье и мешало систематической работе. Поэтому он мало что завершил – большая часть его литературного наследия фрагментирована. Не только творчество Кольриджа, но и весь его облик говорят о том, что он был романтическим поэтом.

Творчество. Для поэзии Кольриджа характерен фантастический элемент, страшное и сверхъестественное. В его эстетических взглядах важную роль играет концепция воображения. Кольридж определяет воображение как способность поэта соединять различные элементы, уравновешивать и примирять противоположные или противоречащие друг другу качества.

♠ Свободолюбивые настроения юного Кольриджа нашли выражение в оде «Падение Бастилии» (1789). В «Монодии на смерть Чаттертона» (1794) он оплакал трагическую смерть известного англ. поэта, который, столкнувшись с бездушием общества, принимает яд. Кольридж в духе поэзии 18в. обличает несправедливость общественных порядков в Британии и раскрывает психологическое состояние Чаттертона накануне гибели.

♠ Кризис радикализма Кольриджа отражен в политической трагедии «Падение Робеспьера» (1794), написанной вместе с Саути и оправдывавшей реакционный переворот во Франции. Изверившись в политической свободе, он сомневается в плодотворности революции – насилие влечет за собой возмездие. Теперь Кольридж полагается только на свободу в душе человека, в его единении с природой.

♠ Наиболее характерным произведением Кольриджа является романтическая баллада в семи частях «Сказание о старом мореходе» (1798), основанная на сне приятеля. Произведение отличается мрачной фантастикой, атмосферой ужаса и страха.

Главная мысль – необходимость преодоления одиночества и установление человеческих отношений, основанных на любви и добре + христианская идея о том, что страдание делает нас мудрыми, а покаяние искупает грехи.

Старый моряк рассказывает о страшном и чудесном приключении, происшедшем с ним во время донного плавания. Корабль отнесло к южному полюсу, но на корабль прилетел альбатрос (доброе знамение), которого матросы стали кормить. Но старый моряк убил альбатроса → возмездие: мертвый штиль, кончилась вода и команда погибла. Моряк остался наедине с трупами и мучительной жаждой. Проснулась совесть – именно он стал причиной гибели команды и собственных страданий → раскаяние и корабль понесло к земле. Старый моряк в качестве наказания вынужден кочевать с места на место, рассказывая всем свою историю (она звучит как урок, предостережение) - параллели с историей Каина (скитался после убийства брата, обреченный видеть все смерти, причиной которых он стал).

Поэма принадлежит к ярчайшим образцам английской романтической поэзии. Это – романтическое исследование человеческой природы и ее связи с окружающим миром, путешествие в глубины собственного «я». Стремясь проникнуть в духовный мир героя, Кольридж достигает большого худ. эффекта: реальность перемешивается с фантастикой, а проза - с поэтическими символами. Однако, осознавая туманность рассказа моряка, Кольридж в последующих изданиях дает комментарии на полях.

♠ Ода «Спокойствие» (1801) знаменует отход поэта от политической борьбы и уход в свой внутренний мир - он предпочел спокойствие славе.

Ода «Уныние» (1802) – кризис в духовном развитии поэта. Кольридж объявляет самоценной душу человека, противопоставляя ее холодному и мертвому внешнему миру. Он признается в том, что сила его творческого воображения иссякает. (это все опиум! L)

♠ Поэтический фрагмент «Кублы Хан» (1816) привиделся Кольриджу в опиумном сне. Проснувшись, он решил записать сюжет и стихи, но чей-то визит прервал его работу, а потом он все забыл (однако критики считают, что Кольридж был трезв как стекло – все описания тщательно продуманы).

Сюжет отсутствует – лишь разрозненные образы, связанные некоторыми темами: вечное и временное, искусство и поэтическая фантазия. Это – поэма-видение, как и «Старый моряк» насыщенная мистическим чувством потустороннего.

Поэма «Кристабель» (1816) переносит читателя в средние века. Фантастические события и пугающая атмосфера характерны для готического романа. Мрачный феодальный замок, обитатели которого подвергаются воздействию мистических сил. Борьба добра и зла выражена Кольриджем о образах невинной девушки Кристабель и ее мачехи, женщины-оборотня Джеральдины.

Кольридж был смелым экспериментатором, обогатившим англ. поэзию новыми формами стихосложения. Стих его отличается большой музыкальностью, богатством ритмических оттенков. Однако его стихи не затрагивали глубоких струн в душе читателя – в них много туманного символизма и сравнительно мало проникновения в мир действительных отношений между людьми.

29. Проблема героя и жанра "восточных поэм" Дж.Г.Байрона. Лирика.

Джордж Гордон Байрон (1788-1824) – крупнейший представитель английского революционного романтизма. В его творчестве воплощены лучшие черты романтизма: защита прав личности и протест против любых форм политического деспотизма, глубокое раскрытие эмоционального мира людей и любовь к природе.

Краткая биография + Периоды творчества:

- до 1816г. – Английский. Детство Байрона прошло в Шотландии. Затем – Кембридж и первая любовь Мэри Чаворт, ей посвящены первые лирические стихотворения поэта. Первые две песни «Паломничества Чайльд Гарольда», опубликованные в 1812г. сделали Байрона знаменитым.

Получив наследственное место в палате лордов, поэт резко критиковал нравы и антинародную политику правящих классов Англии (речи в защиту луддитов и ирландского народа). Осознавая разницу между мечтой и реальностью (политической), он создает свои романтические «восточные поэмы». Открытая оппозиция политике правительства привела к злобной клевете в адрес Байрона и бойкоту.

- 1816 – 1817гг. – Швейцарский. Травля в светских кругах вынудила Байрона перебраться в Швейцарию, где он встретился с Шелли. Их сблизила общая вражда к буржуазно-аристократическому правлению и свободолюбивые стремления. Байрон создает пессимистические стихи, полные безысходной тоски и муки: «Сон», «Тьма», «Могила Черчилля».

- 1817г. до смерти – Итальянский. Байрон переехал в Италию, где вторично женился и вступил в тайную организацию карбонариев (итальянских патриотов). Он мечтал об открытой борьбе с силами реакции и даже участвовал в освободительной войне греков против Турции. Последние месяцы жизни Байрон провел в самой гуще этой войны и умер внезапно от местной лихорадки.

♠ «Восточные» или «романтические поэмы». К данномуциклу (1813-1816гг.) принадлежат лирико-эпические поэмы «Гяур», «Абилосская невеста», «Корсар», «Лара», «Осада Коринфа» и «Паризина». Место действия – Восток или юг Европы, на фоне пышной экзотической природы.

В отличие от «Паломничества Чайльд Гарольда», каждая из этих поэм имеет определенный сюжет и представляет собой стихотворную повесть. Однако, нет хронологии – Байрон выхватывает самые яркие и значительные события из жизни героев – все произведения динамичны и эмоционально насыщены.

В «восточных поэмах» Байрон обрел своего героя. Это – гордый бунтарь-одиночка, восстающий против государственности, религии и морали общества. Всех героев Байрона отличает решимость, несгибаемая воля, бескомпромиссность и бесстрашие в борьбе. Им тесно в рамках общества – они вступают с ним в конфликт и восстают против него. Крайность всех чувств и стремлений делает их типично романтическими героями.

Причины, толкающие героев Байрона на конфликт с обществом, всегда сугубо личные: любовная страсть или жажда мести. В жизни каждого из них есть большая любовь. Женщины – полная противоположность характеру героев – кроткие, любящие, преданные и покорные. Враги – люди, принадлежащие к верхушке общества – феодалы или восточные деспоты.

→ Романтические герои Байрона – эгоисты. Их бунт вызван не жаждой справедливости, а личными счетами с обществом (обиды, страсть).

Поэмы страдают известным преувеличением в изображении страстей, в них немало искусственности и романтического позёрства. Впоследствии Байрон избавился от этих недостатков, обретя более естественный тон лирический излияний J

Лирика. Выделяетсяцикл «Еврейские мелодии», написанный на библейские мотивы, но полный отголосков современности. Поэт сравнивает древних иудеев, впавших в рабство, и народы современной Европы.

В стихотворении «Душа моя мрачна» (пер. Лермонтова) Байрон выражает всю силу скорби от осознания несовершенства жизни, вызванного крушением освободительных движений эпохи.

Лейтмотивом цикла является подвиг во имя Родины и свободы («Дочь Иевфая»), а также возмездие тиранам за их злодеяния («Видение Валтасара»).





Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 1817 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.009 с)...