Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Шекспир: периодизация творчества, сонеты



Творческий путь Ш делится на 3 периода:

1. 1591-1601 - в 1 период были созданы поемы «Венера и Адонис» и «Лукреция», сонеты и почти все исторические хроники, за исключением «Генриха VIII» (1613); три трагедии «Тит Андроник», «Ромео и Джульетта» и «Юлий Цезарь». Наиболее характерным для этого периода жанром явилась веселая, светлая комедия («Укрощение строптивой», «Сон в летнюю ночь», «Венецианский купец», «Много шума из ничего», «Как вам это понравится», «Двенадцатая ночь»).

2. 1601-1608 – второй период ознаменован интересом к трагическим конфликтам и трагическим героям. Ш создает трагедии «Гамлет», «Отелло», «Король лир», «Макбет» и др. Комедии, написанные в этот период, уже несут на себе трагический отблеск; в комедиях «Троил и Крессида» и «Мера за меру» усиливается сатирический элемент.

3. 1608-1612 – к третьему периоду относятся трагикомедии «Перикл», «Цимбелин», «Зимняя Сказка», «Буря», в которых появляются фантастика и аллегоризм.

Вершиной в английской поэзии эпохи Возрождения и важнейшей вехой в истории мировой поэзии явились сонеты Ш (1592-1598, опубликованы в 1609). К концу XVI в. Сонет стал ведущим жанром в английской поэзии. Ш-кие сонеты по своей философской глубине, лирической силе, драматизму чувства и музыкальности занимают выдающееся место в развитии искусства сонета того времени.

154 сонета, созданных Ш, объединяются образом лирического героя, который воспевает свою преданную дружбу с замечательным юношей и свою пылкую и мучительную любоф к смуглой леди (the Dark Lady of Sonnets). Сонеты Ш – это лирическая исповедь; герой повествует о жизни своего сердца, о своих противоречивых чувствах; это – страстный монолог, гневно обличающий лицемерие и жестокость, царившее в обществе, и противопоставляющий им непреходящие духовные ценности – дружбу, любоф, искусство.

Художественное совершенство в выражении глубоких философских идей неотделимо от сжатой, лаконичной формы сонета. В ш-ком сонете используется следующая схема рифмовки: abab cdcd efef gg.

Среди сонетов, в которых высказываются важнейшие общественные идеи, выделяется 66 сонет. Это гневное обличение общества, основанного на низости, подлости и коварстве. В лапидарных фразах (краткий, короткий, сжатый, лаконичный) названы все язвы несправедливого общества. Лирический герой так сильно переживает открывшуюся перед ним страшную картину торжествующего зла, что начинает призывать смерть. Сонет, однако, заканчивается проблеском светлого настроения. Герой вспоминает о любимой, ради которой он должен жить.

Он в миниатюре содержит философское содержание и лирическую тональность, характерные для трагедии «Гамлет».

12. Эволюция трагического конфликта в творчестве Шекспира: «Ромео и Джульетта» и «Отелло»

«Ромео и Джульета» - одно из узловых произведений первого периода творчества Шекспира (1-е десятилетие драматургической деятельности). В этой трагедии – синтез проблематики всего 1-го периода творчества. Мир феодальной вражды – в борьбе двух дворянских семейств (Монтекки и Капулетти). Мир новых людей, живущих согласно гуманистической морали любви и дружбы – в образах Ромео, Джульетты, Меркуцио. Сюжет берет у А. Брука (поэма «Трагическая история Ромео и Джульетты»), который в свою очередь заимствовал идею у итальянского автора М. Банделло.

Основной конфликт – не вражда 2-х семейств, а столкновение средневековой и гуманистической морали. Конфликт важен в завязке (тот момент, когда зрителю интересно смотреть пьесу): встреча Р. и Д., родители против → завязка → столкновение любви и внешних препятствий. Этот конфликт более характерен для жанра комедии. Шекспиру трудно довести его до логической развязки, использует различные приемы → заставить действие развиваться в соответствии со случайностью - случай определяет действие (мнимая смерть Д, сама встреча Р и Д и т.д.). Шекспир пытается усложнить интригу, ведь например Лоренцо мог бы спрятать Д в монастыре, так нет - нужны всякие снадобья, веревочные лестницы, мнимые смерти и т.д. Из жанра комедии - шуты. Со смертью Меркуцио комедийное начало обрубается – на первый план выходит трагедия.

Р и Д претерпевают определенные изменения. Д становится зрелой женщиной, готовой на решительные поступки. Все события занимают 94 (!) часа, но не стоит воспринимать из как реальные часы. Быстрому взрослению героев способствует и атмосфера южного итальянского городка. Есть также и некоторые несоответствия - отец Лоренцо не мог венчать Р и Д- он же монах, а не священник.

Пьеса начинается с хора - пересказ краткого содержания пьесы. Этот текст читал один актер - готовил зал к восприятию пьесы. Затем появлялись два слуги, которые откалывали шутки, с той же целью- подготовить публику, а затем шло само действие- все это свидетельствует о том, что Шекспир хорошо знал театр и его законы.

Композиция построена на контрасте - противопоставлении частной и общественной жизни, эротизма и высоких отношений Р и Д. Шекспир использует говорящие имена: Д- месяц июль (родилась в конце июля), Р - от итл. «пилигрим», Бенволио - «желающий добра», Меркуцио - Меркурий, ртуть - веселый, подвижный, остроумный.

Т.о., сама по себе любовь Р.и Д. нисколько не трагична (в их отношениях – гармония и взаимопонимание), но трагичными их отношения делают дигармония окружающего мира, вражда их родителей → основная мысль Шекспира: для торжества гуманистического начала любви и вообще победы новой морали необходимо преодоление внешней дисгармонии, устроение нового уклада. Шекспир верил, что это достижимо, но знал, что эта победа не может произойти без искупительных жертв. Гибель Р.и Д. = их моральная победа. Финал – примирение семейств → торжество гуманистических начал над бесчеловечностью средневековой морали → «Р.и Д.» - оптимистическая трагедия.

Трагедия «Отелло» написана во второй период творчества Ш. (1601-1608). В это время большинство произведений – трагедии. Противоречия буржуазного прогресса и всей переходной, на стыке феодализма и капитализма, стадии общественного развития воспринимаются теперь как трагически неразрешимые противоречия жизни в целом, как несоответствие гуманистическим идеалам всего прошлого, настоящего и ближайшего будущего человечества. Социальный конфликт обычно выступает как конфликт нравственный, семейный ("Гамлет", "Король Лир"), личный ("Отелло"), как борьба честолюбий ("Макбет", "Антоний и Клеопатра"). Основная тема трагедий Шекспира - человек и общество - раскрывается прежде всего в столкновении отдельных личностей. Но при этом конфликт охватывает всю цепь бытия: приобретая всемирный, даже космический характер, он одновременно проецируется в сознание героя. Независимо от этого суть трагического гуманизма Шекспира полнее всего раскрывается в образе главного героя. Герои трагедий титаничны и по мощи характеров, и по способности в личных бедах видеть беды общественные и всемирные. Наделив героев способностью к духовному росту, Шекспир первым в мировой литературе дал глубокое изображение характера в развитии, которое происходит в процессе постепенного осознания героем природы общества - и собственной природы; познание реальности и самопознание для всех служит источником трагического страдания (часто усугубленного осознанием собственных роковых ошибок - Антоний, Макбет, особенно Отелло, Лир). Сама грандиозность достоинств - разума (Брут, Гамлет), чувства (Отелло), силы характера (Макбет) - влечёт героя к гибели.

Несмотря на то, что в основе сюжета «Отелло» - семейная драма, это произведение тоже отражает общественные противоречия эпохи Возрождения, но конфликт носит другой характер. Название не «Отелло и Дездемона», а просто «Отелло» → в трагедиях позднего периода женские персонажи невыразительны, уходят на 2ой план. Отелло старше Ромео. Центр конфликта не Отелло и Д, а Отелло и Яго - 2 противоположных взгляда на мир, 2 противоположные жизненные философии. Это два человека одного и того же времени, оба – по-своему титаничны, овеяны авантюрным духом, но Отелло воплощает лучшие черты эпохи Возрождения, а Яго – его противоположность, воплощение зла.

Отелло - уже сложившийся герой, который не может в одночасье измениться, это придает остроту конфликту. Яго считает, что мир устроен неразумно и несправедливо, доказательство этому - его собственная судьба. Должен был получить чин лейтенанта, но его получил Кассий- «юнец», «арифметик», следовательно, стараться особенно не стоит, нужно полагаться исключительно на себя, думать только о себе. По мнению Отелло мир устроен разумно и справедливо. Свидетельство этого то, что его любит Д. для него гармония мира зиждется на этой любви. Не ревность побуждает Отелло убить Дездемону, а то, что он видит в ней нарушительницу основ жизни, разрушающей доверие между людьми, тем более опасную, что она прекрасна. Убивая Дездемону, Отелло считает, что он очищает мир от скверны, но оказывается, что он сам попал под власть зла и обмана.

Таким образом конфликт носит более философский, универсальный характер. Это отличает большинство трагедий этого периода. Яго стремится доказать истинность своего миропонимания. Ведь если прав Отелло, тогда получается, что Яго сам виноват в своих неудачах, поэтому он мстит Отелло! Самоубийство Отелло не жест отчаяния, а справедливое возмездие, которое Отелло налагает сам за себя за совершенную ошибку. Яго – двойное поражение (не удалось построить свое счастье на несчастье других + моральное поражение, т.к. справедливость все равно торжествует).

Этот конфликт тесно связан с проблемой цивилизации и варварства. Действие начинается в Венеции, где влияние цивилизации на людей значительно. Цивилизация ассоциируется с порядком, разумностью. Затем действие переносится на Кипр- остров- ослаблено влияние цивилизации- дикие страсти вылезают наружу, начинают управлять жизнью героев. Пробуждение варварства сказывается и на языке. В первой части в речи Яго много образов диких животных, во второй они появляются и в речи Отелло.

13. Шекспир: трагедия сильной личности (Ричард 3 и Макбет)

Трагедия МАКБЕТ создана на материале «Хроник Англии, Шотландии и Ирландии» Холиншеда. В ней рассматривается проблема трагедии сильной личности.

В первом акте Макбет - сильный, смелый, мужественный воин, победитель врагов Шотландии. Макбет добр от природы и не лишен чело­вечности. Он достиг славы благодаря своим подвигам. Уверенность в своих силах и возможностях, своей натуры вызывает в нем желание стать еще более величественным, достичь еще большей славы. В Макбете заложены и возможность победы, и падения. При других обстоятельствах он мог бы быть другим человеком. Однако доблесть Макбета превращается в честолюбие и толкает его на убийство короля ради достижения власти.

Белинский: Макбет думает впоследствии снять с себя вину цареубийства, мудро управляя народом и даровав ему внешнюю безопасность и внутреннее благоденствие, но ошибся в расчетах. Сам себя наказал- со всех сторон ему мерещатся враги, боится собственной тени. В итоге понимает, что без убийств уже никак: «кто зло посеял- злом и поливай!»

Макбет становится тираном и убийцей. Образ раскрывается в развитии, в динамике, во всей сложности и проти­воречивости ею внутреннего мира. Борьба между угрызениями совести и честолюбивыми побуждениями в душе Макбета, осозна­ние в конце концов бессмысленности своих кровавых дел — все это отличает его от обыкновенного злодея и делает трагическим персонажем. Макбет вызывает сочувствие именно потому, что он сам сознает, что исковеркал свою жизнь и самого себя. Стремится вернуть свою человечность. Смерть для него- избавление от бремени.

Образы отвратительных ведьм, предсказывающих дальнейшую судьбу Макбета, символизируют бесчеловечное в его намерениях и делах. Они не роковая сила, направляющая поведение героя. Они высказывают то, что уже возникало в мыслях Макбета. Преступные решения Макбета определяются его собственной волей. Преступные действия все больше толкают к перерождению личности. Одно преступление влечет за собой другое. По мере того как деспотизм Макбета становится очевидным для всех, он оказывается в полном одиночестве. Все общество поднимается против деспота. Макбету кажется, что против него пошли и силы природы— Бирнамский лес идет на Дунсинан.

Леди Макбет фанатически предана мужу, которого считает великим человеком. Она также честолюбива, как и он. Ей хочется, чтобы Макбет стал королем Шотландии. Леди Макбет полна решимости добиться могущества и поддерживает своего мужа, помогает ему преодолеть нравственное сомнение, когда он задумывает убить Дункана. Леди Макбет думает, что достаточно смыть кровь с рук — и преступление будет забыто. Однако ее человеческая природа не выдерживает, и она сходит с ума. В своем безумном, сомнамбулическом состоянии она пытается смыть кровь с рук и не может. В день гибели мужа леди Макбет кончает самоубийством.

По сравнению с другими шекспировскими трагедиями трагиче­ская атмосфера в «Макбете» очень сгущена. Она нагнетается в связи с развитием темы прихода к власти через преступление. Более сжатым, концентрированным и стремительным становится действие; оно происходит обычно ночью и на фоне бури; большое место занимает сверхъестественный элемент (ведьмы, видения), выполняя роль зловещих предчувствий и предзнаменований. Однако в конце мрак рассеивается, человечность одерживает победу над злом.

Идея пр-ния: человек, совершив преступление, сам себя обрекает на духовные муки (в итоге гибнет или сходит с ума).

РИЧАРД III – по структуре приближается к трагедии. Принадлежит к серии исторических хроник, написанных Шекспиром. Ричард- убедительная в психологическом отношении личность. Ричард –политик, прибегающий к преступным действиям в борьбе за престол. Свою жестокость и преступные планы он прикрывает лицемерными рассуждениями о благе. В то же время, наедине с собой он прямо говорит о своем коварстве, о сознательном намерении не считаться с совестью.

Ричард III умен и отважен, он обладает большой силой воли, покоряющей тех, кто с недоверием и враждебностью относится к нему. Его поведение — игра, которая многих вводит в заблужде­ние. Он сумел обольстить Анну, знающую, что он убил ее мужа. В злодейском облике Ричарда III есть титаническое начало. Не случайно Белинский писал: «Трагическое лицо непременно должно возбуждать к себе участие. Сам Ричард III — это чудовище злодейства, возбуждает к себе участие исполинскою мощью духа». Ричард III, который оправдывал свою жестокость словами: «Кулак нам — совесть, и закон нам — меч», в конце концов испытывает муки совести и перед лицом смерти осуждает "себя за то, что нарушал клятву, совершал убийства и тем самым обрек себя на одиночество.

Действие в пьесе - реализация хитроумных злодейских планов главного героя, оно демонстрирует искусство интриги Ричарда III, который сам выступает актером и режиссером в сценах насилий и убийств. Он играет уверенно и смело, его поступки приводят к успеху: он добивается престола. Но, став королем, тиран чувствует, что не может укрепить свою власть посредством преступлений.

Осуждая тиранию, Шекспир выдвигает идею монархии, которая сможет установить в стране мир и спокойствие. Тирану Ричарду Ш противопоставлен граф Ричмонд, родоначальник династии Тюдоров. Этот образ здесь только намечен, но идейно-композиционное значение его велико: с ним связана мысль о необходимости борьбы против деспотизма, о закономерности победы над тиранией.





Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 2173 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.009 с)...