Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Автоапология ап. Павла (2 Кор. 10-12)



Во 2 Кор. апостол Павел вынужден свою апологию начинать с автоапологии. Он защищается против возводимых на него обвинений иудействующими, которые еще продолжали свою разрушительную деятельность в Коринфе. Автоапология апостола Павла – это борьба за утверждение истинного Евангелия, а не борьба за свое собственное оскорбленное самолюбие. Ибо еще в первом Послании к Коринфянам он сказал: «мне очень мало важно, как судят обо мне люди, я и сам не сужу о себе» (1 Кор. 4, 3). Но, отвергая апостольский авторитет Павла, иудействующие отвергали авторитет того Евангелия, которое он проповедовал. Поэтому Павел вынужден защищать себя, чтобы защитить то Евангелие, которое поручил ему Христос.

Он, прежде всего, с властью ополчается на тех, которые говорят о нем, будто он поступает по плоти (2 Кор. 10, 1-6). Его противники противополагали строгость его посланий и его слабость в личном общении (ст. 10: намек на строгое послание). Но, в отличие от противников, он имеет объективное основание для хвалы (10, 12-17). В своей любви к коринфянам, противополагая себя своим противникам (11, 1-15), Павел готов, как бы в неразумии и не в Господе, тоже похвалиться во плоти: «так чтобы и далее вас проповедывать Евангелие, а не хвалиться готовым в чужом уделе. Хвалящийся хвались о Господе. Ибо не тот достоин, кто сам себя хвалит, но кого хвалит Господь» (11, 16-18), правда не внешними преимуществами, а трудами и лишениями своего служения: «А если кто смеет [хвалиться] чем-либо, то (скажу по неразумию) смею и я. Они Евреи? и я. Израильтяне? и я. Семя Авраамово? и я. Христовы служители? (в безумии говорю:) я больше. Я гораздо более [был] в трудах, безмерно в ранах, более в темницах и многократно при смерти… и т.д.» (ст. 21б-32). (В XI главе вновь приводятся биографические справки). Он имеет больше прав, чем его противники, именоваться Христовым служителем, потому что больше их страдал за Христа и трудился. В самозащите Павла воспоминание о трудах приводит его к воспоминанию об откровениях.

В 12, 1-6 апостол говорит о себе в третьем лице как о человеке во Христе, который был восхищен до третьего неба (ст. 2), иначе говоря, в рай (ст. 3), где ему дано было слышать неизреченные глаголы. Но, «чтобы я не превозносился чрезвычайностью откровений, дано мне жало в плоть, ангел сатаны, удручать меня, чтобы я не превозносился» (2 Кор. 12, 7). Господь не внял молитве апостола и не освободил его от этого страдания для того, чтобы ему была дана благодать Божия, а сила Божия совершается в немощи. По этой причине оказывается оправданной и хвала немощами (ст. 9-10) в автоапологии Павла. В «неразумии» своей хвалы Павел видит, что он не ниже других апостолов, и такой своей самозащитой показывает, что основанная им Коринфская Церковь не в худшем положении сравнительно с другими Церквами (ст. 11-13) [Кассиан].

Послание к Галатам отличает резкий полемический тон и напоминает по эмоциональности 2 Кор. [Польсков]. Как и в Коринфе, брожение в Галатийских Церквах было вызвано агитацией еретиков-иудействующих, которые учили о невозможности спасения без соблюдения предписаний закона Моисеева и, в первую очередь, о необходимости обрезания. При этом они всячески пытались поколебать авторитет ап. Павла, зная его учение о христианской свободе, чем вынудили апостола к автоапологии. По-видимому, иудействующие, как и в Коринфской Церкви, начинали с того, что пытались обличить апостола Павла в том, что он не истинный апостол, Христа не видел, проповедует от себя, у Иерусалимских апостолов не учился, власти не получал [Польсков]. Но тот успех, который имели в Галатийской Церкви эти проповедники (Гал. 1, 6-7), заставил апостола с большей силой, чем в 2 Кор., настаивать на своем апостольском достоинстве, «которое имеет Божественное происхождение и было возложено на него помимо всякого человеческого посредства» [Кассиан]. Он пишет: «Павел Апостол, [избранный] не человеками и не через человека, но Иисусом Христом и Богом Отцем, воскресившим Его из мертвых» (Гал. 1, 1). Уже с этих первых строк видно отличие автоапологии от 2 Кор. тем, что здесь Павел хотел показать – он не только не ниже старших апостолов («я думаю, что у меня нет ни в чем недостатка против «высших апостолов» (2 Кор. 11, 5)), призванных Господом в дни Его общественного служения, но даже выше их, потому что его призвал Господь, уже вошедший в славу [Кассиан]. В защите своего апостольского достоинства Павел доказывает два положения. Первое: его Евангелие – не человеческого происхождения, а он ему был научен через откровение Самого Иисуса Христа (Гал. 1, 11-20). Второе: его служение, возложенное на него свыше, было признано Церковью (Гал. 1, 21 – 2). Так, в отрывке Гал. 2, 1-10, относящемся к Иерусалимскому собору, Павел не только самосвидетельствует о своем апостольском достоинстве, как это было в 2 Кор., но и ссылается на членов собора, которые признали «равноценность его апостольского служения» [Кассиан]. Павел говорит также, что ему пришлось выступить и против самого Петра в Антиохии (2, 11-21). Этим он наглядно свидетельствовал не только о равенстве его и старших апостолов, но и о том, что он был вернее истине евангельской, чем они [Кассиан]. Это уже более сильный аргумент, если сравнивать полемику с иудействующими в 2 Кор., которые обвиняли его в слабости при личном общении, и где Павел ограничился лишь констатацией факта: «каковы мы на словах в посланиях заочно, таковы и на делах лично» (2 Кор. 10, 10-11).

В послании к Галатам в своей автоапологии апостол Павел практически отождествляет себя с живущим в нем Христом (Гал. 2, 20). Так дерзновенно говорит он о том, что Христос действует в нем, что он умер со Христом, распялся со Христом, язвы Христовы носит, что живет «верою в Сына Божия, возлюбившего меня» (2, 20). В этом отношении автоапология дерзновеннейшая. Апостол живет верою, что действует в нем Христос, который его и спасает.

Защищая свое апостольское достоинство, Павел с еще большей силой защищает свободу христиан из язычников от бремени иудейского закона (Гал. гл. 3-6) [Кассиан], где апостол «говорит нам о том, что вера во Христа приводит нас к новому состоянию, новому бытию, дает нам новые права, вводит нас в новую жизнь. Это жизнь свободных чад Божиих. «Итак, стойте в свободе, которую даровал нам Христос, не подвергайтесь опять игу рабства» (Гал. 5, 1). Так возникает тема свободы» [Польсков]. В своей автоапологии, говоря о свободе во Христе, Павел пишет: «Я уверен о Господе, что вы не будете действовать иначе, а смущающий вас, кто бы он ни был, понесет на себе осуждение. За что же гонят меня братия, если я и теперь проповедую обрезание? Тогда соблазн Христа прекратился бы». Это аргументация от противного, апостол Павел говорит: я гоним. Если бы я не проповедовал бы Христа распятого и Воскресшего, я не был бы гоним от иудействующих. Они иначе могут принять Христа Распятого и Воскресшего, как единого Своего Спасителя. А раз они меня гонят, я продолжаю проповедовать Христа, и в этом отношении я верен своему служению. Если бы я не проповедовал, тогда бы и не гнали, а раз гнали, значит, это подтверждение истинности моей проповеди [Польсков]. Это более развернутое самосвидетельство, нежели в 2 Кор., где апостол хвалится трудами и лишениями своего служения (2 Кор. 10, 21б-32), здесь же поднимается тема гонений, наличие которых во всей силе подтверждает верное направление деятельности апостола.

Если в 2 Кор. 10, 1-6 Павел, защищая свое служение, ополчается на тех, которые говорят о нем, будто он поступает по плоти, то в Гал. 5, 16-26 говорит о том, что свобода во Христе не есть угождение плоти, и развивает учение о том, что есть жизнь не по плоти, а по духу. В Гал. 6 гл. он продолжает противопоставление Духа и плоти уже в практическом применении.

Заканчивая свою автоапологию в Гал., апостол Павел пишет: «видите, как много написал я вам своею рукою. Желающие хвалиться по плоти принуждают вас обрезываться только для того, чтобы не быть гонимыми за Крест Христов» (6, 11-12). Хвалиться по плоти – это иметь славу, набирать маленькие иудейские школки, а не нести Крест Христов, как это делал апостол [Польсков]. «Впрочем никто не отягощай меня, ибо я ношу язвы Господа Иисуса на теле моем» (Гал. 6, 17). Здесь ап. Павел снова возвращается к мысли о Кресте и говорит о своем участии в Страстях Христовых. Во 2 Кор. в автоапологии говорится об участии апостола в Страстях и Воскресении Христовом (гл. 4), также мы не должны забывать, что и Гал., кончающееся словом о Кресте (6, 12-14, 17), начинается с упоминания о Воскресении (1, 1) [Кассиан].

План Послания, время и место написания, адресаты Послания, основные темы.





Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 1385 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...