Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Началом спасения и началом оправдания является вера



Вера, так же как и оправдание, – это постоянный процесс совершенствования. Вера или возрастает, или умаляется; ее нельзя заморозить на какой-то фиксированной точке. Спасение человека проявляется в спасительном синергизме (взаимодействии). Бог подает благодатное оправдание чрез веру (вера – условие необходимое), а человек, имеющий свободную волю, проявляет собственную инициативу посредством добродетели (добродетель – условие достаточное). Вера не может быть истинной, если не проявляется в добродетели, а дела правильны лишь, когда основаны на вере.

3) Оправ­дание дается даром, по благодати, без закона (независимо от закона). Оправдание и спасение универсально, открыто для всех – и иудеев, и эллинов.

Ревнители дел ветхого закона не имеют ни малейшего права хвалиться пред язычниками, ибо и те и другие оправдываются верой. Она не только доводит человека до сознания невозможности оправдаться самому пред Богом, но и прямо дает человеку это оправдание даром (посредством благодати), а можно ли хвалиться даровым приобретением? А между тем у человека только и есть этот даровой способ оправдания.

То, что способ оправдания верой во Христа раньше или позже непременно должен устроиться, к этому апостол приводит тем соображением, что Бог есть Бог не иудеев только, но и язычников (3, 29). Если на время Бог и отличил, для особых целей промышления, ветхий Израиль, то когда настало время прийти в мир Тому, Кто был чаянием всех языков, Он уравнял всех одним общим и даровым способом оправдания, – именно одною живою верою в Обетованного Искупителя.

Троякая хвала (5, 1-11)

1 Итак, оправдавшись верою, мы имеем мир с Богом через Господа нашего Иисуса Христа,

2 через Которого верою и получили мы доступ к той благодати, в которой стоим и хвалимся надеждою славы Божией.

3 И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение,

4 от терпения опытность, от опытности надежда,

5 а надежда не постыжает, потому что любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам.

6 Ибо Христос, когда еще мы были немощны, в определенное время умер за нечестивых.

7 Ибо едва ли кто умрет за праведника; разве за благодетеля, может быть, кто и решится умереть.

8 Но Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками.

9 Посему тем более ныне, будучи оправданы Кровию Его, спасемся Им от гнева.

10 Ибо если, будучи врагами, мы примирились с Богом смертью Сына Его, то тем более, примирившись, спасемся жизнью Его.

11 И не довольно сего, но и хвалимся Богом чрез Господа нашего Иисуса Христа, посредством Которого мы получили ныне примирение.

Нравственное поведение христианина основано на том даре благодати, к которому мы имеем доступ по вере (ст. 2а). Сущность этого благодатного дара ап. Павел выражает в форме троякой хвалы (ср. стт. 2б, 3-5 и слл., 11 и слл.). В богословской терминологии ап. Павла понятие хвалы предполагает обладание некоей положительной ценностью. Всякая положительная ценность есть ценность в Боге. Облекая учение о благодати в форму троякой хвалы, Павел хочет показать, что дар благодати, исходящий свыше, делает верующего обладателем положительной ценности. Эта ценность есть, прежде всего, надежда на славу Божию (ст. 2б). Понятие славы возвращает нас к III, 23: надежда должна получить исполнение в жизни будущего века.

Вторая хвала есть хвала, скорбями (стт. 3-5). Для ап. Павла в скорбях заключена положительная ценность потому, что скорби, воспитывая терпение и опытность, тоже приводят к надежде. Тем самым, вторая хвала совпадает с первою хвалою. Мы не имеем основания понимать надежду ст. 5 иначе, как надежду славы ст. 2. Но в ст. 5 надежда утверждается на любви, которая «излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам.» О действовании Духа Святаго ап. Павел писал и в Гал., а о залоге Духа – в 2 Кор. Перфектная форма излилась говорит о неотъемлемом даре. В Рим. 5 Павел видит доказательство любви Божией в искупительной смерти Христовой (стт. 6-10). Но, если спасительным средством была смерть Сына Божия, то полноту спасения Апостол ожидает от нашей жизни со Христом. Жизнью Его выражает мистическую реальность: участие верующего в жизни Прославленного Господа. Но Апостол не только исповедует в благодати непосредственную надежду, в которой его укрепляют и скорби, выпадающие на его долю. Он хвалится Самим «Богом чрез Господа Иисуса Христа» (ст. 11). Эта третья хвала есть свидетельство неразрывной связи, которая соединяет его с Богом, по силе искупительного подвига Христова. Он обосновывает свою мысль в стт. 12-21. Как и в 1 Кор. 15, Павел противополагает двух Адамов: первого, которым вошел грех, и второго, Который принес благодать.

21. Значение закона (по всему Посланию Рим.). Здесь только (Рим. 3,27-4,25)

За законом, также как и в послании к Галатам, апостол Павел признает две функции: педагогическую и прообразовательную. Хотя апостол говорит об оправдании верою, а не законом, но это не значить закон отвергается. Напротив, ап. Павел говорит, что закон свят, и заповедь свята, что мы не отвергаем закон, «но закон утверждаем» (Деян. 3, 31).

Законом познается грех (4, 20). Под педагогической функцией закона понимается то, что закон показывает, что является грехом, а что добродетелью. Закон устанавливает некоторую объективную норму, позволяющую судить о наличии греха. Закон грех выявляет, не давая средств бороться с ним. О познании греха законом он будет говорить и дальше в гл. 7.

Закон и пророки свидетельствуют о правде Божией (4, 21). В этом случае закон понимается, как и в Гал. IV, в смысле Ветхого Завета в целом. Неизбежность этого понимания доказывается тем, что, наряду с законом, упоминаются пророки.

Под прообразовательной функцией закона понимается то, что закон и пророки предуказывали и оправдание верою, и Жертву Спасителя, и указывали время Его пришествия. События ветхозаветной истории прообразовали события, ставшие для нас спасительными. Весь Закон был устроен так, чтобы подготовить людей к принятию Мессии и оправдаться Его подвигом.

Пример Авраама (гл. 4). Как и в Гал. (глл. 3, 4), он останавливается на примере Авраама. Он видит перед собою иудейского оппонента – по всей вероятности, воображаемого – и ему отвечает. Это – его обычный прием в Рим. Мы встречаемся с ним в гл. 3 (ср. стт. 1-9) и снова в гл. 6 (ср. стт. 1-15). Для иудеев Авраам был классическим примером оправдания делами закона. Между тем, даже обрезание, в котором можно видеть дело закона, он получил только впоследствии, как некий знак, которым запечатлевалась его праведность по вере, а не по делам закона. И потому ап. Павел возводит к Аврааму, как некоему общему родоначальнику, всех без исключения верующих, как в необрезании, так и в обрезании (ср. стт. 11-12). Обетования, данные Аврааму, и семени его, основаны на праведности веры, а не на законе (ср. стт.13 и слл.). Содержание обетования и составляет предмет его веры. Обетования были связаны с зачатием Исаака от отца, достигшего почти столетнего возраста (ст. 19). Тем самым, вера Авраама оказывается верою в животворящую силу Божию и, как таковая, – прообразом христианской веры в Воскресение Господа Иисуса Христа (стт. 23-25).

Общее:

Глава 2. Суд Божий над иудеями. Бесполезность обрезания. Подзаконный грех и подзаконное осуждение.

Глава 3. Путь спасения во Христе. «Независимо от закона явилась правда Божия, о которой свидетельствует закон и пророки» (Рим. 3,21). Оправдание благодатью Христа. Утверждение закона верой.

Глава 4. Пример оправдания Авраама. Роль закона в спасении. Завершение закона через жертву Христа.

Глава 7. Служение Богу в обновлении духа, а не по ветхой букве. Законом выявляется грех. Следствия греха в человеческой природе.

Глава 13. Об отношении к властям. Христианин и государство. «Любовь есть исполнение закона» (Рим. 13-10). Отвержение дел тьмы.

Подробнее: Первая – догматическая – часть послания (1:18-4) доказывает положение об оправдании верою. Павел отправляется от факта всеобщности греха (1:18-3:20). Он, прежде всего, показывает, что ответственность за грех несут и язычники (1:18-32). В естественном откровении им было дано познание Бога, которым они пренебрегли. Те страшные грехи, – и в том числе и в первую очередь грехи против естества, – в которые они впали, были попущены Богом в наказание. Но сила греха господствует и над иудеями (2-3:20), Павел признает непреложные преимущества иудеев, покоящиеся на нерушимом слове Божием. Но под властью греха эти непреложные преимущества оказались бездейственными. Положение иудеев, имеющих закон, не отличается от положения язычников, не имеющих закона. Грех иудеев являет бессилие закона, то самое бессилие, на котором Павел настаивает и в Гал. Закон не дает оправдания.

Сила Закона – в его исполнении. Естественный нравственный закон, или закон совести, с которым человек рождается в мир – «всеобщий судья рода человеческого» (2, 14-15). Сверх этого закона иудеи имели закон Моисеев – это их преимущество, ибо он путеводил к истине, но лишь при исполнении его. А без исполнения закона он лишь больше осудит иудеев.

Ап. Павел показывает, что хотя иудеи и хвалятся законом и Писанием, превозносятся этим перед язычниками, осуждают всех, но сами тоже подлежат смертному осуждению от Бога, потому что сами делают то же (2, 1-6). Их грех тем более страшен, что они и других пытаются в таком состоянии учить и обучать: «Уверенный о себе, что ты путеводитель слепых, свет для находящихся во тьме, наставник невежд, учитель младенцев, имеющий в законе образец ведения и истины. Как же ты, уча другого, не учишь себя самого?» (2, 19-21) – спрашивает апостол Павел. И говорит, что истинный тот иудей, кто исполняет закон, притом исполняет не по букве, а по духу, т.е. делает закон из долга своей внутренней потребностью (2, 23-29).

Из факта всеобщности греха Апостол делает вывод, что и путь оправдания должен быть общий для всех. Этот общий путь есть путь веры. Отрывок 3:21-31, в котором этот тезис развивается, есть центральный догматический отрывок в первой части послания. Мысли ап. Павла могут быть сведены к следующим основным положениям. Первое: в основании спасения лежит объективный момент: явление благодати Божией в искупительном подвиге Христовом (ср. стт. 24-25). Но к этому объективному факту – и тут мы переходим ко второму положению – человек приобщается верою (ср. ст. 22 и др.). Человек верою приемлет благодать. В богословии ап. Павла понятие веры соотносительно с понятием благодати. Благодать, по самому своему существу, есть дар, благой дар (ср. ст. 24: даром). С своей стороны, и вера противополагается делам закона. Где вера, там нет места для юридического принципа: Бог по благодати дает. Человек по вере принимает: принимает, отдаваясь в вере Богу. И, наконец, третье положение: спасение, как усвоение благодати верою, есть явление правды Божией (ср. стт. 21-22, 24-26, 28, 30).

В этом отрывке (3, 21-26) ударение лежит не на объективной стороне, не на явлении правды Божией, как высшего идеала добра, а на приобщении в правде Божией человека.

В «правде Божией» апостол раскрывает три момента:

1) К правде Божией дано приобщаться человеку. Начало приобщения есть оправдание. Человек освобождается от ответственности за грех, он объявляется правым перед Богом, Который есть праведный и оправдывающий верующего в Иисуса (3:26).

Оправдание есть не единичный акт, а динамичный процесс – путь восхождения, непрерывное возрастание, постоянное совершенствование, постоянное стремление к подобию Божию, к уподоблению Богу, к обожению.





Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 405 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...