Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Нравоучительная часть (12,1-15,13)



Гл. 12. Нравоучение ап. Павла основывается на его вероучении: искупленные и оправданные Христом должны жить по вере. Верующие во Христа составляют Церковь Божию, которая есть одно духовное тело во Христе, а сами верующие – члены этого тела. Поэтому верующие призваны к взаимному служению, взаимной любви и единомыслию.

Гл. 13. Ап. Павел призывает оказывать должное повиновение властям, так как всякая власть установлена для блага и согласна с божественным замыслом.

Гл. 14. Основная заповедь христианская – заповедь любви, в ней исполнение всего затаена. Любовь должна руководить всеми поступками христианина, ибо и мы все приняты в любовь Божию.

Гл. 15. Любовь должна побуждать служить ближним, заботиться о слабых, терпеливо сносить немощи немощных, угождая при этом не себе, а друг другу, как и Христос не Себе угождал, а другим.

19. Всеобщность греха. Виновность иудеев и язычников (Рим. 1:18 – 3:21).

Раскрывая, высказанную кратко в ст. 16-17, мысль об оправдании верой во Христа, ап. Павел изображает далее причину, вызывающую необходимость явления в мир этой оправдывающей бла­годати от веры. Этой причиной была всеобщая греховность дохристианского мира. «Ибо открывается гнев Божий с неба на всякое нечестие и неправду человеков, подавляющих истину неправдою» (ст. 18).

В начале Апостол указывает на греховность языческого мира (Рим. 1,18-32), а затем на греховность народа Израильского (2 гл.), чтобы тем самым с очевидностью показать недостаточность в деле спасения человека как естественного откровения и естественной нравственности, так и обрядового Моисеевого закона.

а) Греховность язычников (Рим. 1, 18,-32).

Возможность естественного Богопознания. Прежде чем говорить о виновности язычников перед Богом ап. Павел доказывает, что они могли иметь и имели определенное понятие о Нем на основании естественного откровения, данного всему роду человеческому. «Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы». Каждый человек на основании собственных познавательных способностей может путем наблюдения и рационалистического изучения причинности, целесообразности мира, его разумности и красоты заключать о существования верховной Причины, верховного Разума личностного и благого по отношению к человеку, т.е. Бога. Из этого естественного откровения язычники и должны были знать о Боге как Премудрости, Всемогущей Силе и верховном благе. Поэтому они не должны были ниспасть до такого неразумия, чтобы начать почитать за Бога животных (птиц, четвероногих, пресмыкающихся).

Грех язычников. Почему же все-таки произошло такое падение язычников? Апостол отвечает: «...они, познав Бога, не прославили Его как Бога, и не возблагодарили, но осуетились в умствованиях своих, и омрачилось несмысленное их сердце; называя себя мудрыми, обезумели» (Рим. 1, 21-23). Язычники не сделали никаких нравственных выводов из естественного богопознания, но занялись пустым умствованием о природе богов, создали множество нелепых мифов и культов. Они должны были воздать должное Богу в той мере, в какой они познали Его, и им дано было бы большее откровение.

Наказание. Но так как они в своих сердцах вместо Бога поставили идола из своих похотей и страстей, то и Бог «предал» их ходить «путями своими». Бог «предал их», т.е. попустил им, предоставил изведать все пределы их собственной свободы, без которой невозможно раскрыть все возможности человека, как образа Божия. Избрав противоестественный образ жизни вне Божьего закона, язычники полностью извратили нормы человеческой морали и закона Божия. Но в этом беззаконии они получили и должное возмездие: языческое общество до того развратилось, что скоро стало нежизнеспособным.

б) Греховность иудеев (Рим. 2, 1-29)

Если оказались виновными в своей греховности перед Богом язычники, имевшие лишь естественное откровение, то тем более виновными оказываются иудеи, которые имели всю полно­ту ветхозаветного откровения о Боге.

Неисполнение закона иудеями. Ап. Павел показывает, что хотя иудеи и хвалятся законом и Писанием, превозносятся этим перед язычниками, осуждают всех, но сами тоже подлежат смертному осуждению от Бога, потому что сами делают то же, хотя и не сознают своей греховности и виновности перед Ним. И если они до сих пор остаются не наказаны, то подлежат в день суда еще большему осуждению, чем язычники.

Сложность положения иудеев. Иудеи присвоили себе принадлежащее одному Богу право судить другие народы, и в этом их великий грех. Ап. Павел поэтому говорит о всеобщности суда и наказания: «Те, которые не имея закона, согрешили, вне закона и погибнут, а те, которые под законом согрешили, по закону осудятся, потому что не слушатели закона праведны перед Богом, но исполнители закона оправданы будут» (Рим. 2, 12-13). Язычники осудятся по закону, данному от рождения: способности познавать добро и зло, т.е. по закону совести, а иудеи осудятся как бы по двойному закону: закону внутреннему, от природы, и закону писанному, данному от Бога через Моисея.

Сила Закона – в его исполнении. Естественный нравственный закон, или закон совести, с которым человек рождается в мир – «всеобщий судья рода человеческого» (2, 14-15). Сверх этого закона иудеи имели закон Моисеев – это их преимущество, ибо он путеводил к истине, но лишь при исполнении его. А без исполнения закона он лишь больше осудит иудеев.

Ап. Павел показывает, что хотя иудеи и хвалятся законом и Писанием, превозносятся этим перед язычниками, осуждают всех, но сами тоже подлежат смертному осуждению от Бога, потому что сами делают то же (2, 1-6). Их грех тем более страшен, что они и других пытаются в таком состоянии учить и обучать: «Уверенный о себе, что ты путеводитель слепых, свет для находящихся во тьме, наставник невежд, учитель младенцев, имеющий в законе образец ведения и истины. Как же ты, уча другого, не учишь себя самого?» (2, 19-21) – спрашивает апостол Павел. И говорит, что истинный тот иудей, кто исполняет закон, притом исполняет не по букве, а по духу, т.е. делает закон из долга своей внутренней потребностью (2, 23-29).

в) Сравнение иудеев с язычниками (Рим. 3, 1-20).

Обличив гордость и превозношение иудеев перед язычниками, ап. Павел не скрывает действительного преимущества иудеев.

Превосходство в дарованиях. Им вверено слово Божие, и они раньше других получили благовествование: (Рим. 3,1-2). Народ иудейский – народ великий, избранник Божий, ибо у них и «усыновление, и заветы, и законоположение, и служение, и обетования» (Рим. 9, 4). Этот народ должен был быть руководителем религиозной жизни для всего человечества. С этой точки зрения и обрезание, как условие вступления в иудейство, тоже имело значение и давало преимущество. Но они, имея такие преимущества, перестали осознавать значение того, что имеют, слепо уповали на спасительность закона. А назначение закона было не в том, чтобы спасать. Сам по себе закон не спасает, что ясно в Ветхом Завете. Об этом высказывания древних пророков, что все грешны. Обладание законом не спасает.

Но если перед Богом виновны и язычники страшными грехами, и иудеи, имеющие перед ними преимущества, то есть ли спасение человеческое? И апостол Павел отвечает: «Но ныне, независимо от закона, явилась правда Божия, о которой свидетельствуют закон и пророки, правда Божия через веру в Иисуса Христа во всех и на всех верующих, ибо нет различия, потому что все согрешили и лишены славы Божией, получая оправдание даром, по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе» (3, 21-24). Оказывается, что спасительной является вера в Иисуса Христа, Сына Божия, воплотившегося и пролившего Кровь Свою на Кресте, вера в спасительную Кровь Христову, в то, что Бог предложил Христа в Жертву умилостивления в Крови Его, через показание веру, для показания правды Его в прощении грехов, содеянных прежде. Вера в то, что Христос спас нас на Кресте и есть вера спасительная». «Ибо мы признаем, что человек оправдывается верою, независимо от дел закона» (3, 28). Здесь важный термин в богословии апостола Павла «искупление» (ст. 24). То, что Бог во Христе сотворил для нас, искупил нас Своей Кровию, апостол Павел называет «оправдание даром». Это дар благодати – «благодати Его».

Вопрос о неверности иудеев. А то, что они, иудеи, теперь отвергнуты, не означает, что Бог не верен в Своих обетованиях, – это произошло по причине неверности самих иудеев, – через непризнание явившегося Мессии. Преимущества иудеев возвышают только славу Божию, но не выражают их нравственного достоинства.

Опровержение софизма. В Стихах 3, 5-8 Апостол опровергает такой, приписываемый ему, софизм: если неправда людей открыла большую правду Божию, то зачем Бог наказывает за неправду? Если неверность иудеев вызвала приход в мир Мессии и обилие благодати, то зачем их осуждать? Апостол без доказательства прямо определяет, что на таких хитроумных софистов уже готов праведный суд Божий. Только лукавый ум мог так извратить слова Апостола, что получается, будто Бог или несправедлив, или жесток. Но нравственное чувство человека восстает против таких силлогизмов и изворотов ума, чем и показывает их ложность, хотя формально – логически они могут быть и верны.

Сравнение в нравственном отношении. В 3, 9-19 Апостол вновь возвращается к вопросу о преимуществах иудеев и говорит, что в нравственном отношении они не имеют никакого преимущества перед язычниками, поэтому не имеют права гордиться перед ними. Иудеи не исполнили закона, поэтому не имеют никакого права на оправдание перед Богом.

Вывод. Таким образом, «весь мир становится виновен перед Богом» (3,19), – «как Иудеи, так и Еллины, все под грехом» (3,9).

20. Оправдание всех верою в Иисуса Христа. Дар благодати (Рим. 3:21 – 3:31; 5:1-11).

Дар благодати (Рим. 3, 21-26).

21 Но ныне, независимо от закона, явилась правда Божия, о которой свидетельствуют закон и пророки,

22 правда Божия через веру в Иисуса Христа во всех и на всех верующих, ибо нет различия,

23 потому что все согрешили и лишены славы Божией,

24 получая оправдание даром, по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе,

25 которого Бог предложил в жертву умилостивления в Крови Его через веру, для показания правды Его в прощении грехов, соделанных прежде,

26 во время долготерпения Божия, к показанию правды Его в настоящее время, да явится Он праведным и оправдывающим верующего в Иисуса.

Из факта всеобщности греха Апостол делает вывод, что и путь оправдания должен быть общий для всех. Этот общий путь есть путь веры. Отрывок 3:21-31, в котором этот тезис развивается, есть центральный догматический отрывок в первой части послания. Мысли ап. Павла могут быть сведены к следующим основным положениям. Первое: в основании спасения лежит объективный момент: явление благодати Божией в искупительном подвиге Христовом (ср. стт. 24-25). Но к этому объективному факту – и тут мы переходим ко второму положению – человек приобщается верою (ср. ст. 22 и др.). Человек верою приемлет благодать. В богословии ап. Павла понятие веры соотносительно с понятием благодати. Благодать, по самому своему существу, есть дар, благой дар (ср. ст. 24: даром). С своей стороны, и вера противополагается делам закона. Где вера, там нет места для юридического принципа: Бог по благодати дает. Человек по вере принимает: принимает, отдаваясь в вере Богу. И, наконец, третье положение: спасение, как усвоение благодати верою, есть явление правды Божией (ср. стт. 21-22, 24-26, 28, 30).

В этом отрывке (3, 21-26) ударение лежит не на объективной стороне, не на явлении правды Божией, как высшего идеала добра, а на приобщении в правде Божией человека.

В «правде Божией» апостол раскрывает три момента:

1) К правде Божией дано приобщаться человеку. Начало приобщения есть оправдание. Человек освобождается от ответственности за грех, он объявляется правым перед Богом, Который есть праведный и оправдывающий верующего в Иисуса (3:26).

Оправдание есть не единичный акт, а динамичный процесс – путь восхождения, непрерывное возрастание, постоянное совершенствование, постоянное стремление к подобию Божию, к уподоблению Богу, к обожению.





Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 441 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.01 с)...