Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Книга пророка Захарии



1. Личность и служение пророка

Пророк Захария (евр. «память Господа»), современник про­рока Аггея, происходил из священнического рода, был сыном Варахии и внуком Адды, возвратившегося из плена вместе с Заровавелем (Зах. 1, 1; Неем. 12, 16). На пророческое служение он высту­пил двумя месяцами позже Аггея, в 8 месяц второго года царствования Дария Гистаспа (1, 1), т.е. в 520 году до Р.Х. Подобно Иеремии Захария начал пророчествовать в юношеском возрасте (2, 4). Также как и его современник Аггей, прор. Захария воодушевлял строителей второго Иерусалимского храма обетованиями божественной помощи и покровительства.

Первый период пророческого служения, непосредственно связанный с восстановлением храма, можно обозначить 520-515 гг. до Р.Х. Предание говорит, что умер Захария в глубокой старости членом Великой Синагоги. Свв. отцы называют Захарию Серповидец, очевидно, за таинственные видения, которых он сподобился. Память пророка Захарии празднуется церковью 8/21 февраля.

2. Состав и содержание книги

Книга пророка Захарии состоит из 14 глав и, подобно книге прор. Иезекииля, заключает в себе много символических видений, трудных для истолкования. Она может быть разделена на три части: символическую (1-6 глл.), историческую (7-8 глл.); две эти части относятся ко времени построения храма, т.е. 520-515 гг. Третья часть – пророческая (8-14 глл.), хроноло­гических указаний в ней нет.

В первой (символической) части (1-6), после краткого вве­дения, в котором сообщается о времени призвания пророка и из­лагается нравственное увещание к современным ему иудеям (1, 1-6), содержится описание восьми видений и символического дейст­вия. В этих видениях, значение которых объяснил Захарии ангел-истолкователь, пророк наблюдал следующие 3 картины, объединенные одной идеей: попечение Бога о Своем народе и всем челове­честве.

1. Видение всадников. Стоявшие между миртами всадники бы­ли на рыжих, пегих и белых конях. Они символизировали суды Бо­жии, так, белые кони символизировали мирные времена, наступаю­щие для Израиля после Вавилонского пленения. Ангел обращается к Богу с молитвой о помиловании Иерусалима и других иудейских городов, на которые Бог гневался в течение 70-ти лет. Утешительный ответ Бога о восстановлении Израиля Ангел передает пророку (1, 7-17).

2. Видение четырех рогов и четырех рабочих, призванных сбить эти рога. Рога – символ могущества языческих народов, уничтоживших самостоятельность избранного народа. Рабочие – суд Божий над язычниками (1, 18-21).

3. Муж с землемерной веревкой, намеревающийся определить границы нового Иерусалима. Ангел объясняет пророку, что это бесцельно, так как новый Иерусалим, по причине многолюдства, не уместится в стенах города и заселит окраины. Сам Господь будет его защитником (огненной стеной) и прославится в нем. В буквальном смысле это пророчество относится к послепленным временам, а в духовном – к новозаветному Иерусалиму, Церкви Христовой, которая по множеству своих членов не ограничивает­ся местом и не нуждается в ограждении стенами, ибо Сам Господь – «огненная стена» защитит его.

4. Первосвященник Иисус стоит пред Ангелом Господнем в испачканных одеждах (символ клеветы). Его обвиняет сатана. Ангел повелевает снять с первосвященника испачканные одежды и объявляет ему: «Смотри, Я снял с тебя вину твою» («се отъях от тебе беззакония твоя и грехи твои очищу»). Далее Иисус об­лекается в чистые одежды, а на голову его возлагается венец. Призвав первосвященника свято исполнять свои обязанности, Ангел от лица Бога увещает его, говоря о будущем спасительном служении Мессии. Христос образно здесь именуется Отраслью, Рабом Божиим, «каменем», имеющим 7 очей – символ всеведения. «И изглажу грех земли сей в один день» – так говорится о спасительном деле Христа (3 гл.).

5. Золотой светильник с 7-ю лампадами, наполняемый еле­ем от двух маслин, стоящих по сторонам его. Две маслины, по объяснению Ангела, обозначают двух помазанников – т.е. Заровавеля и первосвященника Иисуса. Светильник – ветхозавет­ная Церковь (благоустрояемая Заровавелем и Иисусом (др. толк. – светильник – Господь. Семь лампад – символ всеведения) (4 гл.).

6. Летящий по воздуху огромный свиток, равный притвору Иерусалимского храма (120 на 10 локтей), исписанный с двух сторон проклятиями на воров и клятвопреступников. Видение символически изображает кару Божию за нарушение заповедей. (Кара – серп; 3ахария Серповидец) (5, 1-4).

7. Фальшивая ефа (мера сыпучих тел) с женщиной внутри, олицетворяющей нечестие. Две другие женщины с крыльями аис­та по воздуху перенесли эту ефу вместе с женщиной в землю Сеннар. Видение призывает иудеев к нравственной чистоте, все грехи должны быть оставлены в пределах Вавилона – вместилище всякого греха (5, 5-11).

8. Четыре колесницы, запряженные рыжими, вороными, пегими и белыми конями, выходящие из ущелья с целью обойти зем­лю. Это видение сходное с первым, очевидно, символизирует суд Божий над язычниками (6, 1-8).

Восемь видений заключаются символическим действием (6, 9-15). По повелению Божию пророк должен сделать венец (в евр. Библии – венцы) и возложить на голову первосвященника Иису­са со словами: «Вот Муж, – имя Ему Отрасль (в слав. Б.: «се Муж, Восток имя Ему»), Он произрастет из своего корня и соз­даст храм Господень... и воссияет и будет владычествовать на престоле своем». Венец же как память должен храниться в хра­ме. Это символическое действие является как бы итогом предше­ствующих обетований о благоустройстве ветхозаветной Церкви и пришествии Мессии.

Во второй (исторической) части (7-8) повествуется, как Захария в 4-й год царствования Дария после откровения ему от Бога предлагает решение вопроса относительно соблюдения постов, установленных в память разрушения Иерусалима и хра­ма вавилонянами.

Когда восстановление храма приближалось к концу, жите­ли Вефиля прислали в Иерусалим спросить у священников, нуж­но ли поститься в пятый месяц года (в память разрушения хра­ма), как они делали это уже много лет. По этому поводу про­рок получил откровение от Бога и возвестил всем, что посты эти установлены не Богом, а евреями, вспоминавшими постигшее их несчастье. Между тем, заповеди Божии о любви к Богу и ближним, о необходимости соблюдения которых Господь неодно­кратно напоминал отцам их через пророков, они не соблюдали, за что и «постиг их великий гнев Господа Саваофа». Теперь же, когда Господь переменил гнев Свой на милость, пророк от лица Божия призывает иудеев извлечь для себя урок из допленной истории и, прежде всего свято соблюдать заповеди Господни. Тогда и посты их (перечисляются) сделаются днями радости и торжества. Наступят дни, когда многие народы будут приходить в святой город помолиться Господу. «В те дни возмутся десять человек за полу иудея и будут говорить: мы пойдем с тобою, ибо слышали, что с вами Бог» (8, 18-23). Место это мессианское, ибо указывает на будущее вступление в Церковь Христову многих языческих народов.

В третьей (пророческой) части (9-14) содержатся проро­чества у будущих судьбах языческого мира, избранного народа, о Мессии и Церкви.

В этой части полностью отсутствуют имена первосвященни­ка Иисуса и Заровавеля и указания, на время получения проро­кам откровений. На этом основании библейская критика проис­хождение 9-14 глл. книги приписывает другому пророку, услов­но называя его Второ-Захарией.

Из мессианских пророчеств этой части особенной ясностью отличаются пророчества о последних днях жизни Спасителя, на­пример, о входе Господнем в Иерусалим (9, 9), о предании Его за 30 сребренников, и об употреблении этих денег (11, 12-13), о прободении ребра Спасителя (12, 10), о рассеянии апостолов из Гефсиманского сада (13, 7).

Пророчество о торжественном входе Господа в Иерусалим и о мирном характере Его духовного царства (9, 9-10).

В начале 9-й главы излагаются грозные пророчества про­тив язычников, а затем в стт. 9-10 возвещается пришествие Мес­сии-царя. Пророк от лица Божия приглашает жителей Иерусалима (дщерь Стона) к радости и ликованию по поводу вступления в го­род Царя праведного, спасающего всех верных Ему; в знак смире­ния и миролюбия восседшего не на коня, а на молодого ослика: «Ликуй от радости, дщерь Сиона, торжествуй, дщерь Иерусалима: се Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице и на молодом осле, сыне подъяремной» (9, 9 – наизусть). По свидетельству всех евангелистов это про­рочество буквально исполнилось на Иисусе Христе, когда за несколько дней до своих страданий и крестной смерти Он дейст­вительно воссел на ослика и при громких восклицаниях народа вступил в Иерусалим (Мф. 21, 4-6; Мк. 11, 1-10; Лк. 19-29-40; Ин. 12, 14-15).

В 10 ст. говорится о мирном и духовном характере царст­вования Спасителя. Агрессивность будет чужда Ему, поэтому, Он, Царь Мира, уничтожит военные колесницы, конницу и все ору­дие и «возвестит народам мир». Владычество Его будет «от моря и до моря, и от рек до исходишь земли», т.е. до пределов вселенной. Оно будет духовным: под ним следует понимать всепобеж­дающую силу евангельской проповеди мира и любви, пронесенную апостолами по всей земле.

О предании Спасителя за 30 сребренников (11, 12-13).

В начале 11 гл. говорится о бедствиях овец от нерадивых пастырей, которые будут наказаны, а далее речь идет о Добром Пастыре и возвещается пророчество о предании Его врагам за 30 сребренников. Пророчество изложено в виде символического образа оплаты труда Доброго Пастыря: «И скажу им: если угодно вам, то дайте Мне плату Мою; если же нет, – не давайте; и они отвесят в уплату Мне тридцать сребренников. И сказал мне Господь: брось их в церковное хранилище, – высокая цена, в какую они оценили Меня! И взял Я тридцать сребренников и бросил их в дом Господень для горшечника» (Зах. 11, 12-13 – читать наизусть).

Евангелист Матфей приводит это место как предсказание о продаже Иисуса Христа Иудой предателем синедриону за цену раба – 30 сребренников (ср. Ис. 21, 32). Эти сребренники, бро­шенные в храме раскаявшимся Иудой, как деньги крови, не были вложены в церковную сокровищницу (корвану), но на них было куплено поле горшечника для погребения странников (Мф. 26, 15; 27, 5-10). Упоминание в Евангелии от Матфея этого пророчества с именем Иеремии, а не Захарии, большинство экзегетов объяс­няют ошибкой переписчика, в древних переводах имени Иеремии нет.

О прободении ребра Спасителя и раскаянии (12, 10)

«...они воззрят на Него, Которого пронзили, и будут рыдать о Нем, как рыдают об единородном сыне...»

Пророчество о прободении Спасителя, по свидетельству св. ев. Иоанна Богослова, исполнилось, когда воины, послан­ные Пилатом, увидев Христа уже мертвым на кресте, не пере­били у Него голеней, но «един от воин копием ребра Его прободе... да сбудется Писание: кость не сокрушится от Него... воззрят Нань, Егоже прободоша» (Ин. 19, 31-37). Также понима­ли и объясняли это пророчество: св. Кирилл Александрийский, бл. Иероним, бл. Феодорит и многие другие экзегеты.

Выражения 10 ст. «воззрят Нань... и восплачутся о Нем» говорят об искреннем обращении к Распятому и Пронзенному с плачем раскаяния. Исполнение этого пророчества, по сви­детельству кн. Деяний, началось в день Пятидесятницы креще­нием трех тысяч иудеев, уверовавших во Христа. Исполнение пророчества продолжается по сей день и завершится, по словам ап. Павла, в Церковь «войдет полное число язычников, и весь Израиль спасется».

О поражении пастыря и рассеянии Овец (13, 7)

В 13, 7 – говорится о мече, поднимающемся на Пастыря, и рассеянии овец при поражении Пастыря. «Поражу Пастыря и рас­сеются овцы стада». Мессианский смысл стиха засвидетельство­ван в Евангелии, Сам Христос слова этого пророчества относил к Себе и предсказывал, что апостолы оставят Его в страданиях одного и рассеются в страхе (Мф. 26, 31; Мк. 14, 27). Также по­нимают это пророчество и свв. отцы.

14, 4-9. В последней главе книги говорится о бедствиях, предшествующих «дню Господню», когда Господь проявит Свое величие и могущество в наказании злых и спасении избраннних; и будет Богом всей земли, а св. град – местом паломничества. Некоторые места этой главы экзегеты относят еще и к земной жизни Христа Спасителя. «И станут ноги его на горе Елеонской» (4 ст.) – объясняют как пророчество о вознесении Господнем. Вознесение по кн. Деяний (1, 12) произошло именно на Елеон­ской горе.

Землетрясение и тьму среди дня, упоминаемые в 6-7 стт., толкуют как пророчество о солнечном затмении, бывшем при распятии Спасителя.

14, 5 – «... и придет Господь Бог мой и все святые с ним» – предсказание о втором пришествии Христовом. Такими словами учил об этом событии и Сам Христос (ср. Мф. 24, 30).

14, 8 «... в тот день живые воды потекут из Иерусалима...» Живая вода – благодать Святого Духа, о которой говорил Хрис­тос в беседе с самарянкой.

Богослужебное употребление книги

Из книги пророка Захарии читается 5 паремий:

1. На Вход Господень в Иерусалим – 9, 9-15.

2. В Великую Пятницу – 11, 10-13.

3, 4. В сырную Пятницу – 2 паремии. 8, 7-17; и 8, 19-23.

5. На Вознесение – 14, 1, 4. 8.11.





Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 403 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.009 с)...