Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Книга пророка Аввакума



1. Сведения о пророке Аввакуме

Пророк Аввакум (евр. Хабаккук – борющийся) проходил свое служение в Иудее. О его жизни почти ничего не известно. Анализ текста говорит нам, что пророк был из колена Левиина и принимал участие в богослужебном храмовом пении.

Время пророческого служения определяется из содержания его пророчеств, где говорится о религиозно-нравственном сос­тоянии современников пророка. Пророк сетует о распростране­нии нечестия в стране и получает ответ от Бога о скором на­шествии на Иудею халдеев. Халдеи – орудие наказания Божия. Из этого толковники заключают, что Аввакум жил при нечестивом царе Иоакиме и был свидетелем первого нашествия халдеев на Палестину (605 г. до Р.Хр.). Иоаким (608-597) вступил на царство после благочестивого Иосии, трагически погибшего в 609 году в битве с фараоном Нехао II при Мегиддо. Иоаким (из Елиоакима) сначала был данником фараона до 605 года, а после нашествия Навуходоносора платил дань Вавилону. В дни его царство­вания нечестие и идолопоклонство вспыхнули с новой силой. Сле­довательно, пророк Аввакум проходил свое служение при Иоакиме и был современником прор. Иеремии. Память пророка Аввакума празднуется Церковью 2/15 декабря.

2. Состав и содержание книги

Книга пророка Аввакума состоит из 3-х глав. Главная мысль книги – неправедный и беззаконный погибнет, а праведный через свою веру жив будет. Эта мысль трижды раскрывается в тексте. Первый раз – в диалоге пророка с Богом; второй раз – в 5-ти песнях, предсказывающих горькую участь поработителей, третий раз – в псалме, изображающем суд Божий над грешниками и исповедание веры пророка.

1, 2-4. Первая жалоба пророка. Аввакум жалуется Богу на царящие среди иудеев развращение и утеснение праведных нечес­тивыми и вопрошает Господа, долго ли это будет продолжаться, доколе Он по Своей благости будет терпеть торжество нечестиво­го, который творит насилие и грабеж, восстает и поднимает раз­дор.

1, 5-11. В ответ пророк получает откровение о том, что скоро Господь произведет суд над иудеями через нашествие халдеев, которые налетают, как орел, бросающийся на добычу и забирают пленников, как песок.

1, 12-17. Вторая жалоба пророка. Смущенный страданиями своего народа от язычников-халдеев, которые превосходят иу­деев своим нечестием, пророк вопрошает, доколе злодеяния гра­бителей будут оставаться безнаказанными, почему чистейшие очи Господа безучастно могут смотреть на то, как нечестивый поглощает праведника.

2, 1-4. Пророк получает ответ от Господа: халдеи тоже будут наказаны.

Далее (2, 5-20) подробно в 5-ти торжественных песнях (прок­лятиях) пророк говорит о наказании ненасытных богачей, ростовщиков, грабителей, наемников и пр. грешников.

3, 1-19. Молитва пророка Аввакума (Псалом): В надписании (1-2 стт.) пророк говорит о страхе, охватив­шем его после откровения ему грозных намерений Божиих (в глл. 1, 2). Он взывает к Богу об исполнении предсказанного и одновременно молит Бога во гневе явить и милость.

Далее идет описание грозного явления всемогущества Божия для наказания зла и спасения праведников. Господь изображает­ся, как и во времена Моисея, шествующим от Синая (от Фемана и Фарана) для спасения Своего народа. Сначала описывается Его величие (3-5 стт.), затем проявление Его безмерного могущества в господстве над силами и стихиями природы. Говорится о возмездии нечестивому и спасении кающегося.

3, 16-19 – исповедание веры пророка, в котором он говорит о том, что даже крайняя степень лишений в бедствиях не смогут омрачить его радости о Господе. Это исповедание пророка знаменует переворот в ветхозаветном сознании, освобождающий его от корыстного отношения к вере. Главное – это внутреннее единение с Богом, а не Его дары, которых ищет корыстное благочестие.

По стилю изложения и языку, возвышенному и поэтическому, книга пророка Аввакума принадлежит к лучшим произведениям вет­хозаветной письменности. К сожалению, в переводах это заметно не так ясно.

3. Мессианские черты в книге пророка Аввакума. О спасительной силе веры (2, 4)

Пророк мучительно размышляет над тайной зла и просит Бога указать ему выход из трагических противоречий бытия (страдания невинных). Возвещая о будущем нападении халдеев, Господь отвечает пророку: «Вот душа надменная не успокоится, а праведный своею верою жив будет» (2, 4). Ответ этот очень важен: Господь повелевает записать его на скрижалях. «Надмен­ная душа» – халдейский завоеватель («сила его – бог его» – указывается на его гордыню и попрание совести и правды). «Праведный» – благочестивый остаток народа Божия, который спасется своей верой.

Под спасающей верой разумеется твердая, истинная вера, которая руководит действиями и жизнью человека. Твердо верую­щий в истинного Бога не растеряется ни при каких обстоятельствах; в вере он находит разрешение всех жизненных вопросов, и этой верой он живет.

Указывая на необходимость веры богоизбранному народу, пророк таинственно предрекал будущее духовного Израиля, мессианские времена, когда вся жизнь христианина будет определять­ся его верой. Апостол Павел трижды цитирует это выражение в своих посланиях (Рим. 1, 17; Гал. 3, 11; Евр. 10, 37-38), и на нем основывает свое учение об оправдании верой без дел зако­на (Гал. 3, 11). По апостолу Павлу, Аввакум, следовательно, пророчествовал о том, что в духовном царстве Мессии для спасе­ния требуется вера во Христа Спасителя, при наличии которой Господь дарует верующим оправдание и спасение.

4. Богослужебное употребление книги

Третья и отчасти вторая глл. книги пророка Аввакума служат образцом и основой содержания 4-й песни утренних канонов. В целом ряде ирмосов встречаются мысли и выражения, заимствованные из этих глав («На божественной стражи богослаголивый Аввакум, да станет с нами...» Выражения: «Господи, услышах слух Твой и убояхся...» (3, 1), «покрыла есть небеса доброде­тель Твоя (Христе)...» – приводятся в ирмосах почти буквально.

Все места книги пророка Аввакума, заимствованные ирмосы и тропари Церковь изъясняет в мессианском смысле. Например, 3, 3: «Бог от юга приидет и святый от горы приосененныя чаши...» под горой Церковь понимает Деву Марию, родившую Христа Спаси­теля.

«Жезл из корене Иесеева и цвет от него, Христе, от Девы прозябл еси, из горы, Хвальный, приосененныя чащи, пришел еси от неискусомужныя, невещественный и Боже. Слава силе Твоей, Господи» («преосененныя чащи» – русск. от горы, «осененной чащею»).





Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 277 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.015 с)...