Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Книги пророков Михея и Аввакума



КНИГА ПРОРОКА МИХЕЯ

1. Личность и служение пророка

Пророк Михей (с евр. «кто как Бог») происходил из се­ления Морасфа (на юго-восток от Иерусалима), пророчествовал в Иудее при царях Иоафаме, Ахазе и Езекии, т.е. примерно с 740-695 гг. до Р.Хр., и был современником Исаии и Осии. Эпо­ха этих пророков была наполнена бурными историческими событи­ями, волновавшими весь Восток и отразившимися на истории Из­раиля и Иуды. Но разные условия жизни, в которых находились пророки, в частности Исаия и Михей, отразились на писаниях обо­их пророков. В то время, как Исаия, стоявший по своему аристо­кратическому положению в близких отношениях к царскому двору, обнаруживает живой интерес к политическим движениям времени, стремится дать направление этим движениям и описывает жизнь и нравы столицы; Михей – выходец из деревни Морасфы в своих проповедях для Иудеи был тем же, что Амос – для Израиля. Он, подобно Амосу, в своей книге выступает, главным образом как моралист, совсем не затрагивает политических ситуаций своего времени и везде говорит, как выходец из народа. Язык его от­личается простотой, конкретностью, а иногда даже резкостью, смелым чередованием образов и игрой слов. Его близость к простому народу выражается в том особом сочувствии к обиженным, когда Михей говорит о преступлении богатых против бедных, наг­лядно изображая, как иудейские велиможи на своих ложах изоб­ретают средства для своего обогащения за счет бедных (2, 1-2. 3-9; 3, 3). В книге много образных, живых выражений, заимство­ванных из деревенской жизни (2, 12; 4, 6-7; 5, 3-7; 7, 17).

О Михее имеется упоминание в книге прор. Иеремии. Некоторые из старейшин, поддерживая предсказания Иеремии о печальной судьбе Иерусалима, напомнили всему народному собранию, что об этом же пророчествовал Михей Морасфитянин во дни Езекии (Иер. 28, 17-18). Память пророка Михея празднуется Церковью 14/27 августа.

Пророка Михея Морасфитянина следует отличать от более древнего по времени служения прор. Михея сына Иемвлая, про­рочившего в Израильском царстве во времена прор. Илии, при нечестивом царе Ахаве, и не оставившего писаний (3 Ц. 22 гл.).

2. Состав и содержание книги

Книга пророка Михея состоит из 7 глав и может быть разделена на 3 части.

1 часть (1-3 гл.) – содержит предсказания о разрушении Самарии и опустошении Иерусалима.

2 часть (4-5 гл.) – говорит о спасении Израиля и язычес­ких народов через Старейшину из Вифлеема.

3 часть – содержит обличительные речи на Израиля и воз­вещение надежды на спасение.

1 часть (1-3 гл.). Пророк начинает свои речи возвещением разрушения Самарии вместе с ее идолами, затем, с такой же угрозой он обращается к Иерусалиму (1 гл.) Причиной Божествен­ного гнева на Иерусалим является нечестие иудеев, в особеннос­ти же преступления иудейских вельмож, лжепророков и судей.

Иудейские вельможи ночью на ложах своих придумывали пла­ны ограбления бедных и приводили их в исполнение днем: путем насилия отбирали чужие поля, дома и собственность, лишая детей родительского наследства (2, 1-2, 9). К этой теме пророк возвра­щается неоднократно.

Ложные пророки льстили народу и из корыстных побуждений вводили его в заблуждение, возвещая мир и благополучие, ког­да предстояло бедствие. За вознаграждение они «проповедуют мир, а кто ничего не кладет им в рот, против того объявляют войну» (2, 5).

Характеризуя нравственное состояние всех иудеев, пророк со скорбью говорит: «Если бы какой-либо ветренник выдумал ложь и сказал: я буду пророчествовать тебе о вине и сикере, то он бы был угодным проповедником для этого народа» (2, 11). «За эти преступления, – говорит пророк, – Сион будет распахан, и Иерусалим сделается грудой развалин, и гора Дома сего будет лесистым холмом» (3, 12). Эти угрозы прерываются обетованием о будущем соединении Израиля и Иудеи и возвращении их из пле­на (2, 12-13).

2 часть (4-5 гл.) – содержит утешительные пророчества, возвещенные уже после падения Самарии в 722 году и обращенные к жителям Иерусалима, дабы те не впали в отчаяние от подобной же участи.

Здесь в 4-й глазе Михей дословно повторяет пророчество Исаии о возвышении Горы Сиона (Господней). Настанет время, говорит пророк, когда гора Сион прославится более всех гор, ибо к ней соберутся все народы, чтобы научиться закону, кото­рый выйдет из Сиона и Иерусалима (Мх. 4, 1-4; ср. Ис. 2, 2-5). Мнения экзегетов по этому поводу следующие, их 4: 1) оба пророка, может быть получили одинаковое откровение; 2) Михей приводит пророчество Исаии, которое тогда знали все иудеи, подт­верждая тем самым его важность и непременность исполнения. 3) Прор. Исаия приводит в своей книге пророчество Михея. 4) Оба пророка заимствовали более древнее пророчество о горе Господ­ней. Верным, очевидно, приходится признать второе мнение, ибо Исаия подробно говорит о бывшем ему откровении от Бога (см. Ис. 2, 1).

Это пророчество рассматривали многие отцы Церкви (св. Иустин муч., св. Ириней, Тертулиан, бл. Феодорит, св. Климент Александрийский, св. Ефрем Сирин, св. Иоанн Златоуст) и все под­черкивали, что мессианское значение этого пророчества намного шире по содержанию, нежели историческое его понимание (возвращение из плена). Здесь, по мнению свв. отцов, пророк Михей предсказывает распространение евангельской проповеди среди евреев и язычников.

Утешительные пророчества этой части заканчиваются предска­занием о приходе Старейшины из Вифлеема, Который защитит остаток Иоанова, сделает его мирным и святым народом, среди которо­го уже не будет коней, колесниц и предметов ложного богопочитания.

3 часть (6-7 гл.) заключает в себе речи пророка, относящи­еся к разным периодам его служения.

Призывая во свидетельство горы и холмы, пророк обличает Израиль в неблагодарности и отступничестве от Бога. Господь через Михея напоминает Своему народу о многочисленных благодеяниях, оказанных ему по исходе из Египта. Далее говорится о бесчисленных грехах народа Божия – кругом ложь, обман и угнетение бедных.

Торговцы наживаются на обмане, применяя уменьшение меры, неверные весы и гири; начальники и судьи оставили всякую прав­ду. «Лучший из них – как терн, и справедливый – хуже колючей изгороди» (7, 4). При таком положении дел бедный человек – совершенно беззащитен. Возвещая наказание, пророк, однако, выражает надежду, что Господь помилует остаток наследия Свое­го, изгладит беззакония его и, как в дни исхода из Египта, явит дивные дела Свои (7, 7-20).

3. Пророчество Михея о месте рождения Спасителя (5, 2 – наизусть)

«И ты Вифлееме, доме Ефрафов, еда мал еси, еже быти в тысящах иудиных, из тебе бо мне изыйдет Старейшина, еже быти в князя во Израили, исходи же Его от начала, от дней века» (5, 2; евр. 5, 1). (русск.= «И ты, Вифлеем – Ефрафа, мал ли ты между тысячами Иудиными? из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле и Которого происхождение из начала, от дней вечных»).

«Вифлеем» значит «дом хлеба», так он назван за плодородие полей. «Ефрафа» – более древнее название Вифлеема, по имени родоначальника жителей – правнука Иуды (Руф. 1, 2; 1 Ц. 17, 12; 1 Пр. 4, 4).

«Тысячи иудины» – значительные иудейские города, в которых взрослое мужское население (подлежащее переписи) достигло тысячи и более человек. По смыслу пророчества, Вифлеем, хотя и небольшой город, но в будущем он прославится, когда из него произойдет Мессия.

«Старейшина» (греч. «игуменос») – этого слова нет в еврей­ском тексте, оно является глоссой, т.е. пояснительной встав­кой.

Выражение: «исходи же Его из начала от дней вечных» – отцы и учители Церкви объясняют как указание на предвечное рождение Христа по Божеству (ср. Пс. 109, 3). «Произойдет Мне» – т.е. Богу, для славы Божией, во исполнение Божиих пла­нов и обетований.

Из Евангелия Матфея видно, что текст Михея 5, 2 всегда понимается как пророчество о месте рождения Мессии. Когда Ирод, встревоженный прибытием волхвов, созвал первосвященни­ков и спросил у них, где должен родиться Христос, последние ответили: «В Вифлееме иудейском» и привели текст пророчества Михея 5, 2 (Мф. 2, 5-6). Об этом знали не только книжники, но и весь народ, что видно из Евангелия Иоанна 7, 42. «Не сказано ли в Писании, что Христос придет от семени Давидова и из Вифлеема, из того места, откуда был Давид? Итак, произошла о Нем распря в народе».

Ст. 3. «Посему Он оставит их до времени, доколе не родит имеющая родить». Под «имеющей родить» одни толковники разуме­ли Церковь (Иероним, Феодорит), другие – Пресвятую Деву Марию (Ефрем Сирин, Кирилл Александрийский и многие экзегеты нашего времени). Второе толкование предпочитается первому. Сам пророк Михей не объяснил этих слов, как думают, потому, что в то время широко известно было пророчество Исаии о рождении Мессии от Девы. Михей, таким образом, лишь дополняет это пророчество указанием места рождения Спасителя (Ис. 7, 14).

Богослужебное употребление книги

Из книги пророка Михея читаются три паремии.

1. В навечерие Рождества Христова на 1-м часе. Мих. 5, 2-4.

2. На Рождество Христово на вечерне. Мих. 4, 6-7; 5, 2-4; (3-я пар.)

3. На праздник Преполовение Пятидесятницы: Мих. 4, 2-3.5; 5, 4 и 6, 2-5,

[Лекции] Исследователи книги пророка Михея обращают внимание на тесную связь всех речей пророка с его эпохой и с речами его современника – пророка Исаии. Так, например, обличение в идолопоклонстве (Мих. 1, 7) соответствует эпохе Ахаза; лицемерие (6, 6-8) соответствует эпохе Езекии; обличение жадности и захвата чужих полей (2, 2) дословно сходно с обличением Исаии (5, 8); обличение лжепророков (Мих. 2, 6, 11; 3, 5) также сходно с обличением у Исаии (Ис. 29, 9-11; 30, 10-11). Замечательно сходство Михея с Исаией в пророчествах о разрушении и запустении Иерусалима (Мих. 3, 12 = Ис. 32, 13-14), о горе Господней (Мих. 4, 1-4 = Ис. 2, 2-4) и о Матери Мессии (Мих. 5, 2 = Ис. 7, 14).»

По причине сходства тем и пророчеств можно сказать, что книга пророка Михея, в каком-то смысле, является дополнением к книге пророка Исаии.





Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 323 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...