Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Пророчества о языческих народах. Царь Тирский



В раздел с 25 по 32 главу пророческие речи обращены против других народов: краткая против аммонитян, моавитян, идумеев, филистимлян и большие отделы, посвященные Тиру с Сидоном, и Египту. Надо обратить внимание на главы с 26 по 28, посвященные Тиру. Сначала говорится о самом этом городе и предвозвещается его разрушение и то, что он будет как голая скала стоять над морем, что, кстати сказать, в конце концов и случилось, т.е. сейчас на этом месте действительно стоит только скала, причем о крепости этого города говорит то, что вавилонянам понадобилось 13 лет для того, чтобы этим городом овладеть. А отдельная глава посвящена царю Тирскому, и здесь слова против царя Тирского, конечно, тоже очень знаменательны: «И было ко мне слово Господне; сын человеческий, скажи начальствующему в Тире: так говорит Господь Бог: за то что вознеслось сердце твое, и ты говоришь: я – бог, восседаю на седалище божием, в сердце морей, и будучи человеком, а не Богом, ставишь ум твой наравне с умом Божиим […] то Я приведу на тебя иноземцев, и они обнажат мечи свои против красы твоей, сведут тебя в могилу, и умрешь в сердце морей смертью убитых […] и было ко мне слово Господне: сын человеческий, плач о царе тирском и скажи ему: так говорит Господь Бог: ты печать совершенства, полнота мудрости и венец красоты, ты находился в Эдеме в саду Божием, твои одежды были украшены всякими драгоценными камнями, и все нанизанное на тебе приготовлено было в день сотворения твоего, ты был помазанным херувимом, чтобы осенять, Я поставил тебя на то, ты был на святой горе Божией, ходил среди огнистых камней и совершен был в путях твоих со дня сотворения твоего, доколе не нашлось в тебе беззакония, и Я низвегнул тебя, как нечистого с горы Божией, изгнал тебя, херувим осеняющий, из среды огнистых камней, от красоты твоей возгордилось сердце твое, от тщеславия твоего ты погубил мудрость твою, за то Я повергну тебя на землю и перед царями отдам тебя на позор, и извлеку из среды тебя огонь, который пожрет тебя, превращу тебя в пепел на земле пред глазами всех видящих тебя: все знавшие тебя среди народов, изумятся о тебе и сделаешься ужасом и не будет тебя вовеки» (Иез.28, 1-19). В смысле историческом, речь может идти о Тирском царе Хираме, современнике Давида, при этом раю уподобляется Иерусалим. Но некоторые черты этого образа позволяют вслед за прп. Ефремом Сирином сказать, что «в духовном таинственном смысле слова сии могут быть приложены к диаволу, который украшен был всеми духовными лепотами, как самоцветными камнями, и с Херувимами помазан святостью, но, по гордости сердца своего, забыл Творца своего и ниспал с горы Божией».

Речи к иудеям после разрушения Иерусалима.

Обязанности пастырей (33, 1-9)

С этой главы начинаются утешительные пророчества, про­изнесенные Иезекиилем после падения Иерусалима. Последнее со­бытие особенно способствовало возрастанию авторитета пророка среди пленников.

Глава начинается выяснением характера деятельности про­рока в новых условиях его служения после разрушения Иерусали­ма. С этого времени обязанности пророка и тема его проповеди изменяются: он должен оставаться не только «стражем дома Израилева» и обличать за беззакония, но также утешать и подкреп­лять. Поэтому, соответственно новым условиям, вновь излагают­ся и обязанности пророка.

33, 1-6. Его обязанности в отношении к народу выясняются че­рез сравнение их с обязанностями городского стража в отношении к жителям города, которых он охраняет. Страж города, которо­го в древности ставили на башне, обязан предупреждать население города об опасности: а) страж, своевременно предупредив­ший жителей о нападении врагов, не отвечает за гибель тех, ко­торые были предупреждены, но не приняли мер к своей защите и спасению и погибли; б) напротив, страж, увидевший врага, но не предупредивший жителей города, ответит за смерть погибших лю­дей, хотя они и умрут за свои грехи.

33, 7-9. Подобно городскому стражу, охраняющему жителей горо­да, и пророк поставлен «стражем дома Израилева», но только духовным. Его обязанности – своевременно предостерегать народ от грехов: а) если он не объявит грешнику, что его ожидает за беззакония, и грешник умрет во грехе своем, то пророк ответит за гибель души его; б) если же пророк призовет грешника отвратиться от этого пути его, но тот не послушает, то пророк не будет отвечать за него.

Рассмотренный отрывок 33 гл. сходен по содержанию с 3, 17-19. Далее в 33 главе говорится, что пророк должен напоми­нать отчаявшимся грешникам о милосердии и долготерпении Божием. Покаяние – главное, что хочет Господь от согрешившего, а им может оказаться и праведник (10-20). В конце главы (33) пророк обличает тех, кто слушает его речи из-за любопытства, не заботясь о нравственном исправлении. Из этих стихов видно также, какой популярностью пользовался пророк у изгнанников.

Обличение пастырей еврейских и предска­зание о Мессии (Гл. 34).

По повелению Божию пророк Иезекииль произнес обличитель­ную речь против пастырей израильских и утешительную для пленного народа. Речь эта произнесена была тогда, когда и те, и другие ощутили всю горечь плена.

Пастыри обвинялись в том, что они не исполняли своих обязанностей, а «пасли самих себя», т.е. заботились только о получении материальной выгоды от стада. При этом они обращал­ись с пасомыми с высокомерием и жестокостью. Вследствие нерадения пастырей овцы рассеялись и стали добычей хищных полевых зверей (1-10).

Пророк Обличает пастырей за их недостойный образ жизни:

«Вы ели тук, и волной одевались, откормленных овец заколали, стада не пасли...», за неисполнение прямых своих обязаннос­тей: «Слабых не укрепляли (ср. Рим. 14, 1), больных не врачевали, пораненных не перевязывали, угнанной не возвращали и потерянной не искали» (4). Здесь следует прежде всего понимать духовные недуги овец словесного стада: слабость веры или маловерие, различного рода грехи и пороки, из-за которых душа человека духовно умирает.

Из числа обязанностей, которые обличаемые пастыри исполняли не как следовало, названы следующие: управление паствой с насилием, т.е. людей нравственно сильных, способных к подвигам пастыри обременяли неумеренными требованиями и обязанностями (ср. «Связывают бремена тяжелые и неудобоносимые и возлагают на плечи людям; а сами не хотят и перстом двинуть их» (Мф. 23, 4). Пастырь обязан видеть возможности своих духовных детей и возлагать на каждого не более того, сколько он может понести.

Пастыри обличаются за жестокость. Порок никогда не искоренишь жестокостью, т.е. явным обнаружением своего господства и власти. Евангелие учит пастырей употреблять для «исправления дух кротости» (1 Петр. 5, 3; Мк. 3, 44. ср: Сир. 3, 18-32, 1)

34, 7-10. Господь через пророка клятвенно обещает, что не­радивые пастыри ответят перед Ним за погибших овец. «...И не дам им более пасти овец, и не будут более пастыри пасти са­мих себя...», т.е. отнимается у них стадо, а с ним благоден­ствие.

С 11-го стиха речь приобретает утешительный характер, она направлена уже к рассеянным овцам – пленным евреям.

34, 11-16. Господь – Истинный Пастырь. Освободив своих овец от нерадивых пастырей, Он возьмет их под Свое покровительство, со­берет их и будет заботиться о них. Погибшего отыщет, заблуд­шего возвратит на путь истины, пораненного перевяжет, немощ­ного подкрепит, сильного сохранит, т.е. каждой душе будет да­но то, что ей необходимо.

34, 16-22. Время Его служения будет отличаться торжеством правосудия. Среди пленных отмечалось неравенство – теперь оно будет искоренено. Мысль эта выражена так: сильные и строп­тивые овцы и козлы виновны были в том, что они не довольство­вались тем, что наелись на хорошем пастбище и пили чистую во­ду, но остатки пастбища еще топтали ногами, а воду после питья мутили, так что слабым овцам оставалось истоптанное пастбище и мутная вода. При этом сильные овцы толкали и бодали слабых, за что Господь обещает строго покарать их: «Разжиревшую и буйную истреблю» (16).

34, 23-24 – мессианское пророчество (наизусть).

«И поставлю над ними одного пастыря, который будет пасти их, раба Моего Давида; он будет пасти их, и он будет у них пастырем. И Я, Господь, буду их Богом, и раб Мой Давид будет князем среди них. Я, Господь, сказал это».

Пророчество об одном Пастыре предполагает и единое ста­до. Господь в притче о Добром Пастыре единого стада объясня­ет это пророчество, указывая на Себя (Ин. 10, 1-16). Он же со­вершит окончательный и праведный суд между праведными и неправедными овцами всего словесного стада, когда в день судный «отделит праведных от беззаконных», как пастырь отделяет овец от козлов, и каждый получит то, что заслужил (Мф. 25, 32-34, 41).

Из контекста речи Иезекииля и по толкованию свв. Отцов следует, что под «пастырями израилевыми следует понимать руководителей избранного народа – царей, первосвященников, свя­щенников, старейшин и вообще всех, кто имел власть над Израи­лем до пришествия Мессии. Грозное пророчество о недостойных пастырях, по мысли свв. Отцов, звучит предупреждением и в Новом Завете пастырям, не заботящимся о спасении вверенного им стада.

Видение нового Царства Божия (40-48 главы)

Эта часть книги, написанная в последние годы жизни и служения пророка, заключает в себе описание символических видений нового города и храма, имеющих мессианское значение. По содержанию эту часть можно разделить на предисловие (40, 1-9) и 3 отдела: 40, 5-43, 12; 43, 13-47, 12; 47, 13-48, 35.

В предисловии говорится о том, как в 25 год плена и 14 по разрушении Иерусалима (572 г.) в видении Дух Божий пе­ренес пророка в землю Израильскую, на гору (Сион); там явился ему таинственный Муж с льняной веревкой в руке и тростью для измерения и повелел пророку наблюдать, что Он будет де­лать и запомнить, что Он будет говорить, а затем передать это дому Израилеву.

В первом отделе (40, 5-43, 12) дано описание плана нового храма и устройства внешнего и внутреннего двора его с изме­рением всех частей; затем пророк созерцал (43, 2-4), как Сла­ва Господня возвратилась в храм через те же (восточные) во­рота, через которые она удалилась согласно видению, описан­ному в 10, 19-11, 23; при этом Муж, производивший измерения, сказал пророку: «Это место престола Моего и место стопам ног Моих, где Я буду жить посреде сынов израилевых во веки» (43, 7).

Во втором отделе (43, 13-47, 12) описан новый жертвенник, порядок его освящения и изложены законы о священниках, леви­тах и богослужебный устав относительно жертв, праздников и т.д., через исполнение которых весь Израиль должен освящать­ся. Из храма потечет источник по всей земле и оживит ее; по берегам источника будут расти деревья с плодами жизни и целеб­ными листьями; Мертвое море, благодаря водам этого источника будет изобиловать рыбою (47, 1-13).

В третьем отделе (47, 13-48, 35) говорится о разделении земли между 12 коленами по уделам. Последние распределены не по жребию и несколько иначе, чем при Иисусе Навине, а именно: семь колен на севере: Даново, Ассирово, Неффалимово, Манассиино, Ефремово, Рувимово и Иудино; в центре – удел Бо­жий с храмом, удел для царя и священников; на юге уделы для остальных пяти колен: Вениаминова, Симеонова, Иссахарова, Завулонова и Гадова. Особенность распределения земли по уделам состоит в том, что уделы даются и для иноземцев, которые «должны считаться наравне с природными жителями» (47, 22-23). Иерусалим располагается в центре и имеет вид квадрата по 4 500 мер в каждую сторону (48, 16). Он будет называться но­вым именем: «Иегова Шамма» – «Господь там» (48, 35).

Это видение пророк созерцал, когда город и храм лежали в развалинах. В ближайшем историческом смысле оно относится ко времени возвращения из вавилонского плена и восстановле­ния города и храма. Но из книг Ездры и Неемии видно, что ев­реи по возвращении из плена не занимались таким устройством города, которое предначертано в плане Иезекииля: земли не перераспределяли, но каждый поселился в наделе своих предков; храм был устроен по образцу Соломонова, не было у них ни ца­ря, ни источника из храма, ни деревьев жизни. Поэтому полное осуществление видения нельзя относить к ближайшим послепленным временам; кроме того, многие черты этого видения вообще не могут быть истолкованы буквально (источник, деревья жизни и пр.); их можно понять, если только рассматривать их как образы мессианского духовного царства – Церкви Христовой и ее Главы. Так «живоносные воды» источника, вытекающие из храма – образ благодати Божией или даров Святого Духа, которые обиль­но преподаются в Церкви Христовой верующим в Него, вследствие чего они делаются способными к совершению христианских добро­детелей (2 Петр. 1, 3). «Источник» – образ Христа Спасителя, как виновника вечного спасения (Евр. 5, 3), Который в этом смысле Сам Себя сравнивает с источником воды живой (Ин. 4, 14; 7, 37).

«Храм» – образ Церкви Христовой

Храм, как образ Церкви Христовой встречается и у дру­гих пророков. Например, у Исаии и Михея, которые распростра­нение Церкви Христовой изображают под образом собрания всех народов в храм Господень (Ис. 2, 2-3; Мих.4, 1-2). Новое назва­ние созерцаемого града «Иегова Шамма» – «Господь там» (48, 35), указывающее на особую близость Господа к людям и пребы­вание Его с ними, соответствует обетованию воскресшего Спа­сителя, провозгласившего Своим последователям: «Се Аз с вами есмь во вся дни до скончания века» (Мф. 28, 20). Наконец, нельзя не отметить, что описание Нового Иеруса­лима в книге Иезекииля повторяется и во многом совпадает с образом видения Нового Иерусалима, новозаветным тайнозрителем Иоанном Богословом. Иоанн также вознесен был Духом Божиим на высокую гору и созерцал Новый Иерусалим как символ Цар­ства Божия, причем ему также был показан город в виде квад­рата, врата его, стены с измерением всех его частей, «река воды жизни», исходящая от престола Божия и протекавшая посреде города, по берегам которой росли деревья жизни с целебны­ми свойствами (Откр. 21, 10-17, 22, 1-2).

Все это говорит о том, что видение Иезекииля тоже образ мессианского духовного царства, которое начало устрояться с пришествием на землю Сына Божия, с тех пор продолжает возрас­тать, а окончательно осуществится во второе славное пришест­вие Христа на землю.

Видение заключенных врат храма (44, 1-4)

44, 1. Таинственный Муж, сопровождавший пророка, привел его к восточным вратам храма. «И обрати мя на путь врат свя­тых внешних, зрящих на востоке, и сия бяху затворенна». Слова «обрати мя» – «возвратил меня» показывают, что пророк преж­де был у этих ворот (43, 1). Теперь он вторично был приведен к этим вратам после осмотра жертвенника для сообщения ему но­вого откровения. Врата были заключены.

44, 2-3. Сам Господь (Иегова) возвестил пророку тайну о том, что «сия врата заключена будут, и не отверзутся, и никтоже пройдет ими, и будут заключена. Зане Старейшина Сей сядет в них, ясти хлеб пред Господом: по пути элама (притвора) врат внидет и по пути его взыдет».

44, 4. После сообщения пророку откровения о вечном закры­тии врат храма по прохождении ими Господа, пророк был удостоен видеть, как Слава Господня наполнила храм и в благогове­нии пал на лице свое.

Это видение, по разуму Церкви, заключает в себе проро­чество о сверхъестественном воплощении Сына Божия для искупле­ния человечества.

Старейшина (греч. «Игуменос»), Он же – Господь Бог Израилев, Который пройдет заключенными вратами храма, по тол­кованию Церкви – это Мессия, Христос, Который в книге проро­ка Михея, жившего более чем за сто лет до Иезекииля, также предсказан как Старейшина – Князь, имеющий родиться в Виф­лееме (Мих. 5, 2).

Смысл выражения 3-го стиха о ядении Старейшиной хлеба пред Господом (Богом Отцом) по прошествии Его через заклю­ченные врата храма, объясняется евангельским изречением Иисуса Христа, Который Сам о Себе говорит: «Мое брашно (пи­ща) есть, да сотворю волю Пославшего Мя и совершу дело Его» (Ин. 4, 34). Это дело и эта воля Бога Отца состояли в искуплении Сыном Божиим человеческого рода путем Его крестных стра­даний и смерти (Ин. 3, 16; Рим. 8, 32).

Но для совершения этого дела спасения человечества Сыну Божию надлежало сначала вочеловечиться. Эту тайну Боговоплощения и созерцал пророк Иезекииль в представленном ему ви­дении «заключенных врат храма». Врата храма до и после прохождения Старейшины будут заключены, что, согласно церковному толкованию, означает приснодевство Богоматери. Поэтому в церковных песнопениях Богоматерь и называется «храмом», «вратами» и «дверью».

Этот отдел книги пророка Иезекииля составляет вторую паремию в дни Богородичных праздников.

Книга пророка Даниила. Сведения о жизни пророка. План книги. Историческая часть (гл. 1-6). Пророчество о семидесяти седьминах.

Личность, служение и эпоха Даниила

Пророк Даниил происходил из знатной семьи колена Иудина и после подчинения Иудеи в 605 году Навуходоносором, вместе с друзьями своими Ананией, Азарией и Мисаилом был отведен в Вавилон и здесь проходил свое служение до самого падения Вавилона в 539 году до Р.Хр. и некоторое время после. Юноша Даниил и три друга его были назначены на службу при царском дворе и должны были в течение трех лет изучить науки и халдейский язык, получив, в знак зависимости от Навуходоносора новые имена: Даниил – Валтасар, Анания, Азария и Мисаил – Сидрах, Авденаго и Мисах.

Находясь при дворе языческого царя, юноши не оставляли поста и отеческого благочестия и отличались успешным постижением наук; Даниил же, кроме того, как пророк, отличался особым даром понимать сны и видения. Во второй год царствования Навуходоносора (605-562 гг.) Даниил напомнил и истолковал сон царю, чего не могли сделать все мудрецы Вавилона, несмотря на угрозы казни. Это произвело такое впечатление на царя, что он исповедал еврейского Бога истинным Богом, а Даниила почтил дарами и высоким положением при дворе (гл. 2.)

Позже Даниил истолковал и другой сон Навуходоносору, извещавший ему наказание за гордость и превозношение (о дереве, которое простиралось до неба, но должно было быть срублено по повелению свыше). Даниил предрек царю семилетнее унижение вследствие особой болезни, пока он не осознает над собой власти Бога (4 гл.).

В царствование первых трех преемников Навуходоносора (Евул-Меродаха, Нериглиссора, Лабоссардаха) в течение 7 лет о Данииле нет сведений. Ко времени Валтасара (сопроводителя Набонида – последнего из вавилонских царей) относится видение Даниилом четырех монархий под образом 4 необыкновенных зве­рей (7 гл.) и двух монархий: мидо-персидской и греческой – под видом овна и козла (8 гл.) К последнему дню 17-летнего царствования Валтасара (539 г.) относится появление во время царского пира таинственной руки, начертавшей на стене слова: «мене, текел, упарсин (перес)» и объяснение этих слов про­роком (5 гл.).

В 539 году Вавилон был взят Киром и тем самым был по­ложен конец 84-летнему самостоятельному существованию Вави­лонского царства (623-539). Воцарившийся в том же году Да­рий Мидянин, зависевший от Кира царя Персидского, царство­вал только 2 года.

Но слава и значение пророка Даниила и теперь оставалась на прежней высоте. При Дарии Мидянине, вследствие происков завистливых вельмож, он был ввержен в львиный ров, но остал­ся невредимым, а участь быть растерзанным досталась его вра­гам, что явилось новым поворотом к прославлению самим царем Дарием Бога Даниилова (6 гл.).

К этому же времени относится откровение о семидесяти седминах, полученное Даниилом через архангела Гавриила и бывшее провозвещением освобождения евреев из плена и прише­ствия Мессии (9 гл.).

По смерти Дария Мидянина, при единовластии Кира Персид­ского, Даниил сохранил прежнее положение и употребил близость к персидскому двору во благо своего народа, содействуя его освобождению. После известного указа Кира о возвращении ев­реев на родину и восстановлении Иерусалимского храма (538 г. до Р.Хр.), Даниил оставался при дворе и в третий год царствования Кира имел откровение о дальнейшей судьбе народа Божия, в связи с историей языческих государств (10-12 гл.) Из этого откровения, в частности, стало известно о том, что каждый народ на земле имеет своего ангела-хранителя.

О годе смерти пророка Даниила точных сведений нет. Вероятно, он умер в Вавилоне, занимая при Кире тот высокий пост, которого удостоился еще при царе Дарии Мидянине. Па­мять его совершается 17/30 декабря.

Состав, оригинальный язык и содержание книги пророка Даниила

В еврейской Библии книга пророка Даниила состоит из 12 глав; греческий, славянский (русский) и латинский тексты – из 14 глав (две последние главы неканонические).

Первые шесть глав являются исторической частью книги, следующие шесть – пророческой.

В 1-й части излагаются на­иболее важные события из жизни пророка Даниила в Вавилоне.

Во второй части описываются пророческие видения о судь­бе израильского народа и ближайших языческих царств от вре­мени плена до пришествия Мессии. Всего 4 видения, 1-е видение четырех зверей, обозначающих 4 языческих царства (7 гл.); 2 видение – овна и козла – еще о двух царствах (8 гл.); 3 – видение архангела Гавриила, сопровождающееся откровением о семидесяти седминах (9 гл.); 4 видение – о судьбе еврейского народа в связи с историей языческих государств (10-12 гл.)

Третья, неканоническая часть книги, состоит из 13 глав, где повествуется история о Сусанне, и гл. 14 – об идоле Виле и драконе; сюда же относятся стихи 24-90 главы 3, где из­лагается песнь трех отроков в огненной пещи.

Каноническая часть книги прор. Даниила, подобно книгам Ездры и Неемии, написана на двух родственных между собой языках: еврейском и арамейском. Это различие языка недавно подтверждено кумранскими рукописями этой книги, которые имеют дохристианское происхождение. На еврейском языке изложены: начало книги (1, 1-2, 4), последние пять глав (8-12), имеющие особенное значение для еврейского народа. На арамейском языке написана средняя часть книги (2, 45-7, 28). В частности, на арамейском языке излагается: речь халдейских магов и ответ Навуходоносора к ним (2, 4-11), исторические события в вавилонском царстве, указы царей, издававшиеся в оригинале, вероят­но, на арамейском языке (3, 96-10; 4; 6, 25-27) и вообще со­бытия общегосударственной важности, имевшие значение и инте­рес для всех жителей Вавилона. Возможно, по тем же побуждени­ям на арамейском языке написано и видение седьмой главы – о всемирном суде. Оба отдела – еврейский и арамейский – находят­ся между собой в самой тесной связи и один без другого не понятны.

Из всех переводов книги пророка Даниила наилучшим при­знан греческий перевод Феодотиона, употреблявшийся в хрис­тианской Церкви с древних времен. С него составлен и наш славянский перевод. Греческий текст Септуагинты (70-ти) сох­ранился в Хизианском кодексе, но имеет много ошибок.





Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 345 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.011 с)...