Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

История материализма. Развитие материализма прослеживается в истории мировой философской мысли от её возникновения и до сегодняшнего дня



Развитие материализма прослеживается в истории мировой философской мысли от её возникновения и до сегодняшнего дня. Материалистические идеи нашли отражение и в истории восточной философии (Китай, Корея, Япония, Индия).

В античности еще Фалес Милетский считал, что все возникает из воды и в неё превращается. Видимо, этого же положения придерживался и Гиппон (Симпликий.Комм.к "Физике", 23,22). Анаксимен, Идей Гимерийский и Диоген Аполлонийский полагали, что все возникает из воздуха. Гераклит и Гиппас из Метапонта считали, что все возникает из огня. По мнению, Энопида Хиосского, младшего современника Анаксагора, все возникает из огня и воздуха. Наиболее последовательно проводили материалистическую линию Левкипп, Демокрит, Эпикур и Лукреций Кар. Для античного материализма, особенно для Эпикура, характерен упор на личное самосовершенствование человека: освобождение его от страха перед богами, от всех страстей и приобретение способности быть счастливым в любых обстоятельствах. По мнению некоторых исследователей глубокие исторические корни имеет материалистическая традиция в Китае. Видным представителем этой традиции считается философ Ван Чун. О существовании материалистической традиции в Японии свидетельствует и материал по истории японской философской мысли.

В современном смысле материализм зарождается начиная с работ Томаса Гоббса. Бурного расцвета материализм достигает в эпоху французского Просвещения (Ж. Ламетри, П. Гольбах, Д. Дидро), но он в этот период остаётся механистическим и редукционистским (то есть склонён отрицать специфику сложного, сводя его к простому). Английскую материалистическую мысль в это время представляют такие мыслители как Джон Толанд, Антони Коллинз, Давид Гартли и Джозеф Пристли.

Определяющее влияние на европейскую философию материализм приобретает в XIX веке (К. Маркс, Ф. Энгельс, Л. А. Фейербах, Д. Ф. Штраус, Я. Молешотт, К. Фогт, Л. Бюхнер, Э. Геккель, Е. Дюринг).

Соединение гегелевской диалектики и материализма началось почти одновременно в России (А. И. Герцен, Н. Г. Чернышевский и другие) и в Западной Европе (Маркс, Энгельс). Диалектический материализм Маркса и Энгельса, в отличие от всех остальных видов материализма, не сводит материю только к веществу. Материя охватывает и физические поля, и происходящие процессы. С учётом накопленных естествознанием знаний, Ленин дал новое определение: материя — это «…философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них»[1].

Исторический материализм. Долгое время считалось, что ход истории обусловлен лишь субъективной волей и поступками руководителей и не имеет отдельной самостоятельной объективной направленности. Гегель в своей работе «Философия истории» предположил, что в основе исторического процесса лежит саморазвивающееся идеальное начало, высшая идея, которая становится объективной необходимостью для всех остальных. Исторический материализм окончательно отбросил опору на идеализм. Маркс считал, что причиной и движущей силой исторического развития являются внутренние противоречия в производственной сфере, которые с развитием общества приобретают форму классовой борьбы. Эта причина объективна и, фактически, не зависит от конкретных людей, участвующих в исторических процессах.

Естественнонаучный материализм. Как особый вид материализма выделяют естественнонаучный материализм, получивший распространение в естествознании XIX—XX вв.

Вопрос 6. Биосфера изменяется под влиянием развития цивилизации. В начале ХХ века В.И. Вернадский сформулировал гипотезу ноосферы как равновесной биосферы, преобразованной разумом человека. Однако реалии развития цивилизации в ХХ столетии привели не к формированию гармоничной биосферы, а к превращению значительной ее части в техносферу, т.е. биосферу, нарушенную человеком. В этом разделе мы познакомимся с гипотезой В.И. Вернадского и с основными чертами биосферы на рубеже тысячелетий.
Гипотеза ноосферы. По В.И. Вернадскому, «мысль человеческая» - планетарное явление, которое развивается в направлении поиска путей гармонизации отношений человека и природы путем регулирования основных круговоротов веществ. Важная составляющая этой гипотезы - переход человека на автотрофное питание: замена цепи «солнце - растение (животное) - человек» цепью «солнце - завод - человек». Производство искусственной пищи, по мнению Вернадского, должно снять проблему голода и обеспечить продовольствим 30 млрд. человек. Сегодня эта гипотеза подвергается острой критике.
Во-первых, «мысль человеческая», к сожалению, развивается в направлении, противоположном прогнозу Вернадского. Она изыскивает не пути гармонизации отношений Человека и Природы, а разрабатывает все более изощренные технологии эксплуатации природы.
Во-вторых, автотрофное питание человека невозможно в принципе, так как получать искусственную пищу человек не научился и видимо не научится. Впрочем, если бы это все-таки стало возможным, то не сделало бы отношения человека и природы гармоничными. Снятие продовольственного ограничения с роста народонаселения привело бы к разрушению биосферы из-за превышения допустимых пределов потребления всех других ресур- сов - воды, энергоносителей, минеральных веществ, биологического разнообразия и т. д. В-третьих, утопична идея замены естественных процессов саморегуляции в биосфере системой искусственного управления. «Очень большие системы», к числу которых относится биосфера, практически не моделируются. И потому последствия крупных вмешательств человека в природу не прогнозируются, пример тому - трагедия Арала. Биосфера подобна грандиозному рынку, в котором стохастически регулируются потоки вещества и энергии. Его замена на «плановую экономику» также бесперспективна, как плановое управление экономикой больших стран. Нарушив «биосферный рынок», человек погибнет.
Таким образом, человек может сохраниться только вместе с биосферой, встроив свою хозяйственную деятельность в биосферные циклы. Н.Н. Моисеев писал о возможности «коадаптации человека и биосферы» и формирования на этой основе ее некого «ква- зиустойчивого состояния». При таком состоянии биосферы изменения круговоротов веществ не будут превышать пороговых значений, за которыми начинаются ее необратимые изменения.
Техносфера. В противовес романтической гипотезе ноосферы В.И. Вернадского в современном мире сформировалась техносфера как часть биосферы, искалеченная нерациональным природопользованием. Понятие техносферы интегрирует все рассмотренные выше примеры нарушений географических оболочек Земли и биосферы в узком смысле. Доля ненарушенных экосистем продолжает уменьшаться (табл. 31), они занимают уже менее 2/3 суши планеты, а в Европе - всего 1/3.

Вопрос 7. В поисках социально-экономических причин экологического кризиса самый глубокий анализ (по мнению А.Г. Бусыгина) провел Б. Коммонер. Он выдвинул предположение, что после второй мировой войны в экономике самого развитого государства - США, было сделано что-то не так. Он проанализировал рост народонаселения, рост благосостояния - основных, как считалось и считается многими до сих пор, причин экокризиса, и рост уровня загрязнения за 20 лет. И получил, что ВНП увеличился на 126%, рост численности населения на 42%, а уровень загрязнения по различным показателям - на 200…2000 (!)%. Дальнейшее исследование статистических отчетов привело его к выводу, что рост национальной экономики (ВНП) сам по себе еще не означает каких-либо особенных последствий для окружающей среды. Для этого необходимо знать - «каким образом достигнут этот рост». В современных индустриальных обществах наиболее важным связующим звеном между обществом и экосистемой, от которой он зависит, является технология. В значительной мере очевидно, что многие новые технологические процессы, которые ныне доминируют в промышленности развитых стран находятся в конфликте с экосистемой.

Можно сделать вывод, что одной из главнейших причин экологического кризиса окружающей среды является новая и неудачная производственная технология.

Конечно, рост загрязнения окружающей среды объясняется и подъемом благосостояния, и демографическим взрывом, повлекшим за собой такой же быстрый рост автомобильных дорог, аэродромов, свалок, водохранилищ и проч. Но если рост населения и рост благосостояния влияют на загрязнение окружающей среды пропорционально, то изменения в технологии - экспоненциально. Это и заставляет в первую очередь обратить внимание на технологию как основной загрязнитель окружающей среды.

Эти выводы Б. Коммонер сделал на основе анализа ситуации 1950 - 1970 гг. Но, начиная с 1960 г. Резко «ускорился» еще один фактор, перешедший из разряда пропорционально влияющих на развитие экологического кризиса факторов в «экспоненциальные» - это рост численности населения или, как его сейчас называют - демографический взрыв.

Рост масштабов хозяйственной деятельности человека, бурное развитие научно-технической революции усилили отрицательное воздействие на природу, привели к нарушению экологического равновесия на планете.

Возросло потребление в сфере материального производства природных рессурсов.

Подлинная перспектива выхода из экологического кризиса - в изменении производственной деятельности человека, его образа жизни, его сознания. Научно-технический прогресс создаёт не только “перегрузки” для природы; в наиболее прогрессивных технологиях он даёт средства предотвращния негативных воздействий, создаёт возможности экологически чистого производства.

Возникла не только острая необходимость, но и возможность изменить суть технологической цивилизации, придать ей природоохранительный характер.

Одно из направлений такого развития - создание безопасных производств. Используя достижения науки, технологический прогресс может быть организован таким образом, чтобы отходы производства не загрязняли окружающую среду, а вновь поступали в производственный цикл как вторичное сырьё. Пример даёт сама природа: углекислый газ, выделяемый животными, поглощается растениями, которые выделяют кислород, необходимый для дыхания животных.

Безотходным является такое производство, в котором всё исходное сырьё в конечном счёте превращается в ту или иную продукцию.

Экологически чистыми являются и некоторые альтернативные (по отношению к тепловым, атомным и гидроэлектростанциям) источники энергии. Необходим быстрейший поиск способов практического использования энергии солнца, ветра, приливов, геотермальных источников.

Экологическая ситуация вызывает необходимость оценивать последствия любой деятельности, связанной вмешательством в природную среду. Необходима экологическая экспертиза всех технических проектов.

Ещё Ф. Жолио-Кюри предупреждал:”Нельзя допустить, чтобы люди направляли на своё собственное уничтожение те силы природы,которые они сумели открыть и покорить”.

Наша задача всеми доступными методами стимулировать всякую инициативу и предприимчивость, направленную на создание и внедрение новейших технологий, способствующих решению любых экологических проблем. Способствовать созданию большого числа контрольных органов, состоящих из высококвалифицированных специалистов, на основе чётко разработанного законодательства согласно международным соглашениям по экологическим проблемам. Постоянно доносить информацию до всех государств и народов по экологии посредством радио, телевидения и прессы, тем самым поднимать экологическое сознание людей и способствовать их духовнонравственному возрождению согласно требованиям эпохи.

Ноосфе́ра — «сфера взаимодействия общества и природы, в границах которой разумная человеческая деятельность становится определяющим фактором развития (эта сфера обозначается также терминами «антропосфера», «социосфера», «биотехносфера»). Ноосфера — новая, высшая стадия эволюции биосферы, становление которой связано с развитием человеческого общества, оказывающего глубокое воздействие на природные процессы

Вопрос 8. Структура общества и социальная мобильность

Структура общества включает в себя не только отдельные элементы, части в виде отдельных людей и их объединений, но также их свойства и отношения, позволяющие нам отделить одни социальные объекты от других. Социальная структура общества представляет собой неразрывное единство двух основных составляющих:

1) это совокупность индивидов, людей, их объединений,

2) совокупность взаимодействий, связей, отношений между людьми и социальными группами.

Социальная структура общества означает объективное деление общества на отдельные слои, группы, различные по их социальному положению, по их отношению к способу производства. Это устойчивая связь элементов в социальной системе. Основными элементами социальной структуры являются такие социальные общности, как классы и классоподобные группы, этнические, профессиональные, социально-демографические группы, социально-территориальные общности (город, село, регион). Каждый из этих элементов в свою очередь является сложной социальной системой со своими подсистемами и связями. Социальная структура общества отражает особенности социальных отношений классов, профессиональных, культурных, национально-этнических и демографических групп, которые определяются местом и ролью каждой из них в системе экономических отношений. Социальная структура как своего рода каркас всей системы общественных отношений, то есть как совокупность экономических, социальных и политических институтов, организующих общественную жизнь. С одной стороны, эти институты задают некоторую сеть ролевых позиций и нормативных требований по отношению к конкретным членам общества. С другой стороны, они представляют собою определенные достаточно устойчивые пути социализации индивидов.

Главным принципом определения социальной структуры общества должен быть поиск реальных субъектов социальных процессов.

Субъектами могут быть и отдельные индивиды, и социальные группы различных размеров, выделяемые по разным основаниям: молодежь, рабочий класс, религиозная секта

СОЦИАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ, изменение индивидом или группой места, занимаемого в социальной структуре, перемещение из одного социального слоя (класса, группы) в другой (вертикальная мобильность) или в пределах одного и того же социального слоя (горизонтальная мобильность). Резко ограниченная в кастовом и сословном обществе, социальная мобильность значительно возрастает в условиях индустриального общества.

Типы социальной мобильности- горизонтальная и вертикальная.

Горизонтальная -перемещение индивида из одной социальной группы в другую, причем обе группы находятся примерно на одном и том же уровне. Перемещения из одного гражданства в другое, из православной религиозной группы в католическую, из одного трудового коллектива в другой и т.п. Подобные движения не сопровождаются заметными изменениями социального положения в вертикальном направлении.

Вертикальная -перемещение индивида или группы из одной социальной страты в другую. В зависимости от направленности перемещения выделяют восходящую и нисходящую мобильность. Так, повышение в должности, звании и разжалование показывает соответственно эти типы вертикальной социальной мобильности. Оба типа проявляют себя в экономической, политической и профессиональной мобильности, что представляет собой еще один вариант структурирования социальной мобильности.

Вопрос 9. Историчность как форма существования общества

Составная часть марксистско-ленинской философии и одновременно общая социологическая теория. Как концепция историч. процесса, она представляет собой распространение принципов диалектич. материализма на область обществ. явлений. Такое достраивание материализма «доверху» означало создание принципиально новой формы материализма и знаменовало появление социологии. Признавая закономерный характер историч. процесса, или историч. необходимость, И. м. признаёт и активную роль деятельности людей, которые являются не только продуктом обстоятельств, но и активно изменяют эти обстоятельства.

Понимание смысла истории зависит не только от знаний или научно-теоретических представлений самого ученого или любого человека, стремящегося к познанию истории, сколько от его религиозно-философского мировоззрения, от его веры. Поэтому наука история теснейшим образом связана и с философией, и с религией. Если человек верит в то, что Бога нет, является последовательным материалистом, то и история представляется ему исключительно в виде деятельности людей. И если такой человек хочет увидеть смысл истории, то он осознает лишь некую плоскую объективно-материалистическую необходимость. Тогда в исторической науке начинает главенствовать экономика и социология. Когда историк ни во что не верит, то он отказывается и от признания каких-либо длительно действующих исторических закономерностей. Но тогда и сама история теряет всякий смысл, ибо оборачивается хаосом поступков и процессов, друг с другом никак не связанных. Русские мыслители этого круга первыми в полный голос заявили, что русская история многие века основывалась на православии, а само православие формулировало важнейшие смысловые и целевые установки бытия русского народа. А это означает, что когда мы начинаем изучать русскую историю, то без православного понимания, без православного отношения к самой жизни, мы никогда в полной мере не поймем и жизнь наших предков, никогда не осознаем во имя чего они жили, трудились, умирали...

Поэтому представляется, что важнейшая задача, которая стоит сегодня перед отечественной исторической наукой - разработка православного понимания истории.

Идеалистическое понимание исторического процесса, исходящее из признания первичности общественного сознания по сравнению с общественным бытием, абсолютизирующее и мистифицирующее субъективные факторы в истории. И. п. и. имеет глубокие социальные корни. Это, прежде всего, классовые интересы, побуждающие создавать теории, выгодные эксплуататорам, оправдывающие их цели и политику, а также чаяния народных масс, их мечты о лучшем будущем. В качестве определяющей силы истории у них выступает общественное сознание людей данной эпохи. У Гегеля определяющей силой истории стала мистифицированная в виде “абсолютной идеи”, “мирового разума” познавательная и созидающая деятельность человека. Позже приобрели распространение антропологические теории, как прогрессивные, так и субъективистские, волюнтаристские

Вопрос 10. Актуальность исследования философского наследия русских мыслителей ХVIII - первой половины ХIX века обусловлено начавшемся процессом модернизации России, которая привела к глобализации социальных, политических и экономических процессов, когда различия между людьми перемещаются в идеологическую и культурную область. Это обстоятельство придает значимость анализу взаимосвязи России и Запада, в котором важную роль играет проблема рецепции Россией западной культуры. Актуальность исследования проблемы взаимосвязи России и Запада объясняется также тем, что она имеет огромное значение в поисках путей усиления роли духовного содержания проводимых в современном российском обществе реформ. Войдя в эпоху преобразований конца XX века - начала XXI века, Россия в настоящее время нуждается в осмыслении национальных и общечеловеческих ценностей. В этой ситуации для современного российского общества все более важным становится разработка собственной стратегии развития. Решению этой задачи будет способствовать философский анализ наследия В.В.Зеньковского и других выдающихся представителей русской философской мысли, предложившие решение важнейших проблем развития России. Актуальность проблемы объясняется также и тем, что русская философия ХУIII-ХХ веков не только впитала в себя достижения мировой философской мысли, но и выразила особенности национального сознания российского общества. Отсюда задача рассмотрения философских идей, повлиявших на развитие современной отечественной культуры. Актуальность исследования не в меньшей степени объясняется также и тем, что современная цивилизация поставила перед человечеством проблемы истины, смысла жизни, смысла истории, смысла существования человека и развития духовной культуры. Актуальность проблемы объясняется также необходимостью осмысления опыта рецепции Россией западной культуры, определив ее не только как социальное, но и как нравственное явление. Наконец, актуальность исследования в значительной мере объясняется личностью В.В.Зеньковского, философа, писателя, публициста, психолога, экономиста, а также известного профессионального педагога. Степень разработанности проблемы. Необходимость философского анализа влияния европейской культуры на российское общество разделяли многие русские мыслители. Однако эта проблема не стала предметом специального анализа.

Вопрос 11

Сознательная деятельность человека отличается от индивидуально изменчивого поведения животных, по основным особенностям.

3 основные черты, противоположным поведению животного.

Первая особенность – сознательная деятельность человека не связана с биологическими мотивами. В деятельности человека присутствуют сложные потребности, которые называют «высшие», или «духовные», к ним отнесем познавательные потребности, которые толкают человека на получение новых знаний, потребность в общении, потребность быть полезным обществу, занимать в обществе определенное положение.
Часто встречается ситуация, в которой сознательная деятельность человека не только не подчиняется биологическим влияниям и потребностям, а также входит в конфликт с ними, подавляя их.
Вторая особенность может не определиться наглядными впечатлениями, полученными от среды, либо следами непосредственного индивидуального опыта.
Человек может отражать условия среды гораздо глубже, чем животное. Он может проникнуть в глубокие связи и отношения вещей, познавая причинную зависимость событий ориентируясь не на внешние впечатления, а на более глубокие закономерности.

Сознательная деятельность человека может руководиться не непосредственным впечатлением от внешней ситуации, а более глубоким познанием стоящих за ней внутренних законов, значит, поведение человека, основанное на познании.
Третья черта: имеет два источника:
1) заложенные в генотипе наследственные программы поведения;
2) результаты личного, индивидуального опыта.
Также сюда можно отнести и третий источник – подавляющее число знаний и умений человека формирующиеся путем усвоения общечеловеческого опыта, накопленного в процессе общественной истории и передающегося в процессе обучения.
С переходом к общественной истории коренным образом меняется структура поведения.
- наряду с биологическими мотивами поведения возникают высшие мотивы и потребности, наряду с поведением, зависящим от непосредственного восприятия среды.
- появляются высшие формы поведения, основанные на абстракции от непосредственных влияний среды, и наряду с двумя источниками поведения – наследственно закрепленными программами поведения и влиянием прошлого опыта самого индивида, - отсюда исходит и еще один источник, который формирует деятельность, передает и усваивает общечеловеческий опыт.

Вопрос 12.

Смысл и назначение истории

Ясперс выдвигает концепцию всемирно-исторического процесса, ориентированную на обнаружение его единства. Ясперс структурирует историю на четыре периода: доисторию, эпоху великих культур древности, ‘осевое время’ и научно-техническую эпоху. Доистория — период овладения огнем, возникновения языков, начала использования орудий, возникновения ‘формирующего человека, образования групп и сообществ, возникновение мифа. В эту эпоху история и историческое сознание отсутствуют, т.к. отсутствуют осознание истории, осмысление своих корней и происходящих событий. Доисторическое становление человека есть формирование человека как вида, его результат — формирование биологически наследуемых свойств. Причинами начала истории Ясперс полагает создание централизованной государственной системы, открытие письменности, возникновение народов, осознающих свое единство, с общим языком, культурой. Осевое время — формирование духовных начал человечества параллельно и независимо у ‘осевых народов’, к которым относятся китайцы, индийцы, иранцы, иудеи и греки. Формируется современный антропологический тип в духовном, а не биологическом смысле. Прорыв ‘осевого времени’ конституирует превращение человека в ‘свободную личность. Последствия ‘осевого времени’ были фундаментальны для всего мира. На этом этапе история становится мировой историей, историей единого человечества, в отличие от локальных историй предшествующего этапа. Становление научно-технической эпохи - наука и техника становятся принципиально новым фактором развития человечества. Утрата глубинных смысложизненных ориентиров привела к негативным последствиям научно-технического прогресса. Утрачивается связь человека с историей, с вершинами человеческого духа. Человек попадает под власть науки и техники, утрачивает контроль над ними. Ситуация современного мира характеризуется доминированием масс, распадом традиционных ценностей. Мировой порядок связан со становлением комплексного подхода к общим для всего мира проблемам. Это не мировая империя, но единство усилий суверенных государств по решению глобальных проблем. Ясперс указывает на вероятность продвижения человечества к новой ‘осевой эпохе’, конституирующей единство человечества на основах любви и свободной коммуникации.

Вопрос13

Карл Маркс (1818-1883) – основатель научного коммунизма, диалектического и исторического материализма и научной политической экономии.

Исходный пункт эволюции мировоззрения Маркса – гегелевская философия. М. наиболее последовательно отстаивал и в теории и на практике революционно-демократическую позицию. В 1841 г. оставаясь еще идеалистом делает радикальные и атеистические выводы из философии Гегеля. Практическая деятельность и теоретические исследования приводят его к столкновению с гег. фил, из-за примирительных тенденций, консервативных политических выводов, несоответствия теор. положений реальным общественным отношениям и задачам их преобразования. Это вылилось в переход на материалистические позиции. На что существенно повлияло знакомство с реальными экономическими отношениями и фил. Фейербаха. В 1844 г происходит окончательный переворот в мировоззрении М. Он меняет классовую позицию и переходит от революционного демократизма к научному коммунизму. Это обусловлено нарастанием классовой борьбы в Европе. Раскрывает историческую роль пролетариата. Приходит к выводу о неизбежности социальной революции. Сближается с Энгельсом.

Марксизм формировался как цельное учение в органическом единстве всех его составных частей. Философия марксизма выступает как научный метод познания и преобразования мира. Сердцевину, суть философии М. образуют исследования классических философских вопросов, концентрирующихся вокруг отношений человека к миру, отношений людей между собой и природы (сущности) человека. Выделяют два этапа развития марксизма – "ранний" и "поздний". Для "ранего" – характерны попытки разработки целостного мировоззрения преимущественно средствами философского анализа. "Поздний" – здесь вместо абстрактной конструкции человека и его сущностных сил сложилась более конкретная, основанная на изучении экономической и социальной структуры общества.

Осн. тезисы: 1) в основу мировоззрения кладутся не религиозно-мистические или идеалистические, а выводы современного естествознания; 2) М. открыто признал свою связь с интересами определенного класса - пролетариата; 3) как следствие ставится принципиально новая задача - не ограничиваться объяснением мира, а выбрать методологию его преобразования, в первую очередь - преобразования общества на основе сознательной рев. деятельности; 4) отсюда центр Ф. исследований переносится из области чистого познания и отвлеченных человеческих отношений, а также из области абстрактных рассуждений об общем устройстве мира на область практики; 5) это приводит к тому, что мат-зм впервые распространяется на понимание общественной жизни; 6) наконец сами познание и мышление были поняты по иному. Мышление стало рассматриваться не как продукт развития природы, но как результат сложной исторической общественно-трудовой деятельности, т.е. практики.

Осн. принцип: антогонизм между производственными силами и производственными отношениями - движущая сила в переходе от одной к другой общественно-эк. формации (исторически определенный тип общества, представляющие особую ступень его развития). Тесно связан с эк. История рассматривается объективно, вне личности. Для этого: общественное бытие и сознание. ОБ - материальное отношение людей к окр. миру, прежде всего к природе, в процессе пр-ва мат. благ, и те отношения, в к-рые вступают люди между собой в процессе пр-ва. ОС - осознание обществом самого себя, своего ОБ'а и окр. действительности. Б определяет С, обратное вообще говоря неверно.

Вопрос 14.

У Тоффлера все общество за счет информатизации начинает менять свою систему ценностей. Разрушаются привычные общественные строи и большие образования. Появляется множество небольших субкультур. Общество на пути своего развития претерпевает ряд метаморфоз. В данный момент, по мнению Элвина Тоффлера, мы переживаем переход к новому типу общества: “супериндустриальному”. Он выделяет 3 волны смены обществ: 1. Аграрная революция - переход от собирательства и охоты к оседлому образу жизни; 2. Индустриальная революция– переход к фабрикам, конвеерным сборкам и корпорациям; 3. Интелектуальная революция - когда основновной ценностью становится информация. Появляется большое количество субкультур и стилей жизни. Продукция кастомизируется под каждого конкретного покупателя. Граница между производителями и потребителями стирается.

Многие общества проявляют готовность к преувеличению значения происходящих изменений. Э. Тоффлер предоставляет систематическое описание почти что никак не связанного с прошлым будущего. Для мира бизнеса делает важный вывод о "невозможности жить прошлым".

Стадии экономического роста - книга Ростоу. Замысел автора - противопоставить марксистскому учению об историческом процессе развития общества свою концепцию. Марксистскому делению общества он противопоставляет свое деление: 1) традиционное общество; 2) подготовка предпосылок для взлета или подъема; 3) взлет или подъем; 4) движение к зрелости; 5) эра высокого массового потребления.
Традиционное общество характеризуется примитивной ручной техникой, незначительными размерами производства на душу населения, высоким удельным весом сельского хозяйства в производстве, иерархической социальной структурой и наличием политической власти в руках землевладельцев.
Вторая стадия - переходное общество - характеризуется проникновением научных открытий в производство, расширением национальных и мировых рынков, накоплением капиталов, появлением нового типа предприимчивых людей, созданием единой национальной власти и т.п. Однако эти новшества занимают небольшое место в обществе. Третья стадия - резко повышается технологический уровень промышленности и сельского хозяйства, образуется капитал общехозяйственного назначения, увеличивается число фабрик, растут города и новый промышленный класс. Четвертая стадия - движение к зрелости - хозяйств становится частью мирового хозяйства. 10-20% национального дохода инвестируется, от чего рост продукции обгоняет рост населения. Центр тяжести с отраслей угольной, металлургической промышленности, тяжелого машиностроения переносится на станкостроение, химическую промышленность. Пятая стадия - век высокого массового потребления. Здесь показывает экономику современного капитализма, полностью подчиненную задачам личного потребления, в ней нет концентрации капитала, ни эксплуатации рабочего класса. Революция в потреблении - вот что отличает данную стадию от предшествующих. На данной стадии капитализм теряет свою агрессивность, а государства сосредоточивают свое внимание на удовлетворении потребностей населения и отказываются от внешней экспансии.





Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 496 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.011 с)...