Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Формы движения материи



Формы движения материи — основные типы движения и взаимодействия материальных объектов, выражающие их целостные изменения. Каждому телу присуще не одна, а ряд форм материального движения. В современной науке выделяются три основные группы, которые в свою очередь имеют множество своих специфических форм движения:[8]

  1. в неорганической природе,
    • пространственное перемещение;
    • движение элементарных частиц и полей — электромагнитные, гравитационные, сильные и слабые взаимодействия, процессы превращения элементарных частиц и др.;
    • движение и превращение атомов и молекул, включающее в себя химические реакции;
    • изменения в структуре макроскопических тел — тепловые процессы, изменение агрегатных состояний, звуковые колебания и другое;
    • геологические процессы;
    • изменение космических систем различных размеров: планет, звезд, галактик и их скоплений.;
  2. в живой природе,
    • обмен веществ,
    • саморегуляция, управление и воспроизводство в биоценозах и других экологических системах;
    • взаимодействие всей биосферы с природными системами Земли;
    • внутриорганизменные биологические процессы, направленные на обеспечение сохранения организмов, поддержание стабильности внутренней среды в меняющихся условиях существования;
    • надорганизменные процессы выражают отношения между представителями различных видов в экосистемах и определяют их численность, зону распространения (ареал) и эволюцию;
  3. в обществе,
    • многообразные проявления сознательной деятельности людей;
    • все высшие формы отражения и целенаправленного преобразования действительности.

Более высокие формы движения материи исторически возникают на основе относительно низших и включают их в себя в преобразованном виде. Между ними существует единство и взаимное влияние. Но высшие формы движения качественно отличны от низших и несводимы к ним. Раскрытие материальных взаимоотношений имеет огромное значение для понимания единства мира, исторического развития материи, для познания сущности сложных явлений и практического управления ими.

Вопрос 27.

Проблема человека в структуре философского знания Древней Греции

Древнегреческая философия несет на себе печать мифологии и религии и развивается в непосредственном диалоге с ними.

Античная Греция положила начало философской антропологии. Первоначально человек не существует сам по себе, а лишь в системе отношений, воспринимаемых как абсолютный порядок и космос. Со всей своей природной и социальной средой, соседями, животными и богами он живет в едином мире. Боги, также находящиеся внутри космоса, являются для людей реальными действующими лицами. Таковы взгляды у представителей милетской школы, отрицавших границу между живым и неживым.

В концепции софистов три момента. Во-первых, их релятивизм и субъективизм -благо, добродетель. Во-вторых, человека в бытие главное действующее лицо. Наконец, они впервые процесс познания наполняют экзистенциальным(уникальность иррационального бытия человека) смыслом.

Сократ: основной интерес -внутренний мир человека, его душа и добродетели. Человек, познавший, что такое добро и справедливость, не будет поступать дурно и несправедливо. Задача человека - стремиться к нравственному совершенству на основе познания истины. Демокрит —. человек — часть природы, он состоит из атомов. Из атомов состоит и душа человека. Вместе со смертью тела уничтожается и душа. Цель жизни— счастье, но оно не сводится к телесным наслаждениям. Счастье — прежде всего радостное и хорошее расположение духа. Важнейшее условие ее — мера, соблюсти которую помогает человеку разум.

Платон - дуализма души и тела. Душа является субстанцией, которая делает человека человеком, а тело рассматривается как враждебная ей материя. От качества души зависит характеристика человека, социальный статус. На первом месте находится душа философа, на последнем — душа тирана. Человеческая душа тяготеет к миру идей, она вечна, тело смертно. В единстве и противоположности души и тела заключен вечный трагизм человеческого существования. Телесность ставит человека в животный мир, душа возвышает его над этим миром,

Аристотель человек рассматривается как существо общественное, государственное, политическое. Социальная природа человека отличает его и от животного, и от сверхчеловека. Отличительный признак человека — его разумность, «человек и есть в первую очередь ум». Человек — общественное животное, наделенное разумом. Социальность и разумность — две основные характеристики, отличающие его от животного. Аристотель подходит к формулировке положения о деятельностной сущности человека. В соотношении общества и личности он признает приоритет социального целого над индивидом. Однако он считает, что прежде всего «следует любить больше всего самого себя». Это концепция нравственного разумного эгоизма.

В эпоху разложения древнегреческого общества выступают проблемы человека, связанные с утратой ценностей и смысла жизни людей. Выдвигается терапевтическая функция философии. Она выражена в учении Эпикура, который утверждал, что философия помогает лечить душу. Исходный пункт рассмотрения общества и человека — это индивид. Социум — лишь средство для удовлетворения потребностей отдельного человека, его желаний и блага.

Вопрос 28.





Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 560 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...