Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Философия Платона. Сократ не оставил после себя ф-ких произведений и не считал нужным их писать



Сократ не оставил после себя ф-ких произведений и не считал нужным их писать. Платон же оставил большое кол-во работ. Все работы его написаны в форме диалога, нося т.о. полухудожественную форму. Философское наследие Сократа известно из произведений Платона. Сначала Платон увлекался поэзией, после знакомства с Сократом он понял, что поэзия ниже Ф., потом он покидает Сократа и создает свою школу. Создает в рамках школы систему объективного идеализма, исходной точкой которой является признание идеального, как существующего объективно, независимо от человека. Основой этой системы является учение о мировых идеях. Мировые идеи составляют основу мира. Они есть "подлинное бытие". Это материальный мир включая и чувственный мир человека. Т.о. Платон разделяя мир на подлинный и мнимый противопоставляет их друг другу. В своей классификации идей, он утверждает, что основанием мировых идей являются 3 идеи: идея добра, идея истины, идея красоты. Краткий анализ идей. Идея красоты выражается прежде всего через искусство и выражает мир человеческих чувств. Идея истины отражается наукой и Ф. и выражает человеческий разум. Добро отражается моралью и религией, и выражает сущность человеческой души. Платон ставит вопрос о структуре человека: человек это троичное существо. 1) тело или мир чувств, полярным к этому элементу является. 2) душа. 3). связующим элементом между телом и душой является разум. Значение разума в отрегулировании этих двух начал. Большое внимание в отрегулировании сущности человека Платон выделяет строение души. Суть: чел. душа является производной от мира идей, т.е. объективной идеальности, она является частью этого мира, поэтому она вечна. После смерти человека его душа возвращается в исходный мир (мир идей). Реальная жизнь человеческой души на земле есть степень ее воспоминания реальной связи с миром идей. Эта степень "воспоминания" отражает духовную сущность человека. Т.О. теория познания Платона базируется на противоречии человеческой души с мировыми идеями. По Платону структура души выражается в следующем, существует высшая часть души, которая характеризуется постоянным стремлением к связи с идеями добра, истины и красоты. Низшая часть души связана с материальным миром, данная часть души не перспективна, поэтому со смертью человека низшая часть души пропадает бесследно, растворяется в материальном мире, не умирает только высшая часть. Та часть души, которая в человеке преобладает выражает его сущность т.е. один человек стремится к бессмертию, другой отказывается от этого. Социальное учение Платона (вытекает из его теории души) выделяет: мудрость, храбрость, умеренность и справедливость. Данная структура души определяет социальную структуру общества. Платон утверждает, что социальной основой государства являются 3 группы людей: 1) профессиональные управленцы и свободная интеллигенция. 2) воины-защитники. Постоянный слой профессиональных воинов. 3) слой связанный с материальным производством. В первом случае идет обоснование необходимости интеллигенции в обществе как ведущего слоя в социальной структуре. Т.о. теория идеального общества Платона обосновывает необходимость интеллигенции, профессиональных военных и самого большого слоя материальных производителей. Вслед за Сократом, Платон также анализирует государственные формы правления: Делит на 2 формы: 1) приемлемые (монархия и республика). 2) неприемлемые (тимократия – власть нескольких личностей, основанная на военной диктатуре. Алигархия – власть нескольких личностей основанная на денежном капитале. Демократия – тоже отрицательно характеризуется Платоном). Государство является высшей ценностью на земле. Это проявление добра, а земная сущность человека определяется связью с государством и поэтому человека Платон определяет как существо политическое (животное живущее в государстве).

Аристотель(384-322гг до н.э.) - древнегреческий философ, классического периода, воспитатель Александра Македонского

Он является основателем так называемой научной философии, в которой отдельные науки получили освещение с точки зрения философии – философская система класси-фикаций научных дисциплин, каждой дисциплине присуща своя область исследования. Он разделил науки на теоретические(математика, физика, психология), практиче-ские(Этика) и творческие или пойетические (техника, эстетика). Основу этой системы составляют логика – учение об основных логических законах, понятии, суждении, умозаключении, доказательстве и его методах и метафизика.

Физика - наука о движении, которое возможно благодаря онтологическому различию между силой и энергией.

Метафизика - учение о первопринципах бытия или первая философия. Первоначал четыре:

Форма - "то, что". Сущность вещей.

Материя - "то, из чего". Бесформенная материя представляет собой небытие. Первичнооформленная материя выражена в виде пяти первоэлементов: вода, земля, воз-дух, огонь и эфир (небесная субстанция).

Действующая причина (начало) - "то, откуда". Началом всех начал является Бог.

Цель - "то, ради чего". Высшей целью является Благо.

Этика - учение о нравственности. Основной добродетелью считал умение найти середину между двух крайностей. Например, добродетель щедрости лежит между крайно-стей скупости и расточительства.

Политика - учение о государстве. Государство - это общение ради общего блага. Государства состоит и противопоставляется семьям - общениям ради частного блага. Оптимальной формой государственного устройства считал политию - государство, где власть принадлежит широким слоям состоятельных граждан, способных купить тяжёлое вооружение.

Аристотель впервые изложил логику систематично, в виде самостоятельной дисциплины. Он выделил законы мышления в четкой и ясной постановке: 1) закон исключительного противоречия, 2)закон исключения третьего, 3) закон тождества. Дал понятие дедуктивного метода (от частного к общему). Обосновал систему силлогизмов (вывод из двух и более посылок заключения).

Учение о категориях (сущность, отношение, время, качество, количество).

Стоит на гране между логикой и метафизикой. Оно базируется на представлении о том, что каждая единичная вещь представляет собой единство идеальной формы (Эйдос,- сила, мышление) и материи (вещество), которые вначале существовали как не связанные друг с другом возможности, в единстве же они являются действительностью. Высшая действи-тельность (идеальная форма, не отягощенная материей, чистая форма) есть Бог. Он один состоит формы без материи, это форма всех форм.

Весь мир, по сути, является своеобразной "лестницей" форм, где форма по отно-шению к данной ступени выступает материей, по отношению к последующей ступени. На вершине этой лестницы- идеальная форма- Бог.

Единство Эйдоса и материи Аристотель показывает на примере медного шара.

Шар- есть единство материи- меди и формы- сферичности, шарообразности. Будучи про-тивоположными, форма и материя находятся в неразрывном единстве. Противополож-ность относительна: с одной стороны медь есть материя по отношению к шару, но с дру-гой - медь, как форма по отношению к составляющим ее физическим элементам.

Аристотель выделяет 10 категорий, которые отвечают на вопрос "что такое бытие? Это сущность(субстанция), обладающая свойствами количества, качества, отношения, места, времени, положения состояния, действия, страдания?"

Человек воспринимает лишь свойства бытия, но не его сущность. Категории- выс-шее отражение и обобщение окружающей действительности, без которой немыслимо само бытие.

!Плюс, ко всему, выдвигает идею о золотом сечении, как идеальной форме.

О человеке.

Носителем сознания у Аристотеля является душа. Она ведает также функциями организ-ма. Человек - один из видов высокоорганизованных животных, отличается от них наличи-ем мышления, разума, имеет склонность жить в коллективе.

Политические взгляды Аристотеля.

В своих политических взглядах Аристотель исходит их понимания человека как общест-венного животного, в сферу жизни которого входит семья, общество, государство. Он вы-деляет шесть типов государства: монархия, тирания, аристократия, крайняя олигархия, крайняя демократия, полития. По его мнению, государство реалистично, т.е. государст-венный деятель не может ждать, пока наступят идеальные политические условия, а дол-жен, исходя из возможностей, наилучшим образом управлять людьми, такими, каковы они есть, заботиться о физическом и моральном воспитании молодежи. По Аристотелю, луч-шие формы государства: монархия, аристократия, умеренная демократия, худшие: тира-ния, олигархия.


7. Эллинистически - Римская философия. Скептики, киники, эпикурейцы, стоики.

Завоевания Александра Македонского привели к значительным политическим изменениям. Греческие города-государства (полисы) перестали существовать, вместо них возникла сначала империя Александра Македонского, а после его смерти — многочисленные государства с монархической формой правления. Впоследствии Греция вообще теряет свободу и становится римской провинцией. Наступает эпоха эллинизма — период в истории стран Восточного Средиземноморья между 323 г. по 30 г. до н.э.

Распространение греческой культуры на новые культурные регионы, главным образом Востока, приводит к возникновению своеобразного культурного феномена — эллинистической культуры, в которой, смешивались традиции собственно греческой и местных восточных культур.

Разрушение полиса привело к радикальным переменам и в жизни люде. Главное, изменился сам статус отдельного человека. Понятие “гражданин” повсеместно заменяется понятием “подданный”. В монархических государствах от подданных уже не требуется соблюдения “гражданских добродетелей”, столь проповедуемых в предшествующие времена. Наоборот, подданные обязаны выполнять в первую очередь государственные установления и распоряжения вышестоящих начальников, назначаемых по воле монарха. По сути дела в эллинистическую эпоху нарушается многовековая связь между отдельным индивидом и государством — человек уже не имеет никакого влияния на принятие политических решений. Индивид, отдельная человеческая личность приобретает в сознании людей того времени самодовлеющее значение.

Такие изменения привели, соответственно, и к смещению основных проблем в философии. Мыслителей эллинистического периода стали интересовать прежде всего вопросы сущности отдельной человеческой личности и проблемы этики. В это время возникает несколько философских школ и в том числе: киники, стоики, эпикурейцы.





Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 595 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...