Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Понятие философии



Философия (с греч. - любовь к истине, мудрости) - форма общественного сознания; учение об общих принципах бытия и познания, об отношении человека к миру, наука о всеобщих законах развития природы, общества и мышления. Философия вырабатывает обобщенную систему взглядов на мир, место человека в нем; она исследует познавательные ценности, социально-политическое, нравственное и эстетическое отношение человека к миру.

Предметом философии являются всеобщие свойства и связи (отношения) действительности - природы, человека, отношения объективной действительности и субъективизма мира, материального и идеального, бытия и мышления. Где всеобщее - это свойства, связи, отношения, присущие как объективной действительности, так и субъективному миру человека. Количественная и качественная определенность, структурные и причинно-следственные связи и др. свойства, связи относятся ко всем сферам действительности: природе, сознанию. Предмет философии необходимо отличать от проблем философии, т.к. проблемы философии существуют объективно, независимо от философии. Всеобщие свойства и связи (производство и время, количество и качество) существовали, когда науки философии еще и не существовало как таковой.

В самом общем виде под философией понимают деятельность, направленную на постановку и рациональное разрешение наиболее общих вопросов, касающихся сущности знания, человека и мира.

Исторически первой теоретической концепцией предмета философии была древнегреческая, которую в систематизированной форме сформулировал Аристотель как "первую философию". "Первая философия" в своем предметном определении - это учение об "первых родах сущего" и своеобразная "наука" о сверхчувствительных принципах бытия. Андроник Родовский (1 ст. к н.э.) ввел термин"метафизика" (от гр. - "после физики") для обозначения Книги Аристотеля об "первых родах сущего". Метафизика Аристотеля - одна из первых попыток самоопределения философии в сопоставлении с первыми шагами становления конкретного знания. Но в целом в античной философии ведущей есть тенденция включения в предмет философии не только специфической философской "предметности", а и всей "предметности" объектов конкретного, в том числе объектов возникающего научного знания. В связи с этим философия античности в своем предметном определении претендовала быть наукой всех наук.

В отличие от Аристотеля, для предметного определения метафизики, для которой было характерное понимание бытия как действительного космоса, в средневековой философии предмет метафизики понимается иначе. Предметом метафизики как рационального, понятийного знания, согласно Фоме Аквинским, в конечном счете есть Бог. Правда, приспосабливая и переосмысливая философские идеи Аристотеля к католицко-христианской религии, Фома фактически самую метафизику как философию обрекает быть служанкой теологии. Как подчеркивает В.В.Соколов, согласно Фоме Аквинским "... наука и неразрывно связанная с ней философия выводят свои истины, опираясь на опыт и ум, в то время как религиозное вероучение, которое отличает... теологическую доктрину, получает их в откровении, в Священном писании. Но такая радикальная разность методов отнюдь не означает полной разности предметов философии и теологии, областей их применения".

Радикальные изменения в определении предмета философии начались под влиянием становления действительно научного знания и социальных процессов развития буржуазного общества, которое пришло на смену феодальному. В конце XVI - начала XVII ст. возникает экспериментальное природоведение и начинается процесс определения от философии конкретных наук - сначала механики земных и небесных тел, астрономии и математики, потом физики, химии, биологии и т.п.. В определении предмета философии возникает новая проблема - место философии в системе

конкретных наук, соотношение предметов конкретных наук и предмета философии. В процессе решения этой проблемы оказались две противоположных тенденции: одна, позитивистская, - нигилистическая относительно философии и ее права вообще иметь свой предмет; вторая, согласно которой предмет философии или включает как свой существенный элемент натурфилософию - особое философское учение о природе, или как метафизика - умозрительная, спекулятивная философия, не опираясь на обобщение конкретных наук, в рамках своего предмета задает, очерчивает предметы конкретных наук (Декарт, Лейбниц).

Лишь в XIX ст. удается принципиально определить специфику предметов конкретных наук и философии. Это было обусловлено качественными изменениями в самых конкретных науках, а также в методологии как философии, так и конкретных наук. Возникают механическая теория теплоты, физическая химия, геохимия и т.п., которые заполняют "разрывы" между отдельными науками. Наука синтетически связывает в единую систему качественно разные области знаний. Это был хотя и объективный, но не стихийный процесс. На его адекватное осмысление большое влияние имело диалектический метод философии, который сначала в рамках немецкой классической философии разработал Гегель, а потом материалистически обоснования К.Маркс и Ф.Энгельс. Дело в том, что в философии и в конкретных науках XVII, XVIII ст. в целом властвовал метафизический метод философского мышления. Срок метафизика как в истории философии, так и ныне употребляется не только для обозначения теоретической философии или спекулятивной философии (особенно на Западе), но и как обозначение философского метода, противоположного диалектике. С точки зрения метафизического метода и в природе, и в обществе, и в духовной сфере объекты, процессы, явления существуют отдельно, без взаимной органической связи, они не развиваются. Хотя в них и происходят определенные изменения, они не приводят к возникновению качественно нового - "нет ничего нового под месяцем".

Философия - "любовь к мудрости" (от греч. phileo - люблю и sophia - мудрость) - возникает в VII-VI веках до н.э. в Древней Греции и на Востоке - в Индии и Китае. С тех пор не утихают споры о предмете философских размышлений, назначении философии, ее соотношении с другими формами человеческой духовной деятельности.

Для греческого философа Платона философия - это мышление о вечном и непреходящем. Пифагор усматривал в философии не обнаружение окончательной истины, а лишь любовь к мудрости и к нравственной жизни. Аристотель видел корень философии в удивлении, а предмет ее - в исследовании "первых начал и причин". Одновременно философия помогает познать и цель деятельности. К философии стремятся не ради пользы, "эта наука единственно свободная, ибо она одна существует ради самой себя" [1].

1 Аристотель. Соч. В 4-х тт. T.I. M., 1975. С.69.

Рядом с уверенностью в высоком предназначении философии, с убежденностью в ее привилегированном положении в духовной жизни общества всегда существовало сомнение в ее возможностях; центр философских размышлений переносился то в сферу науки, то в область нравственности; порой философия оказывалась неотличима от поэзии. Немецкий философ И.Г.Фихте (1762-1814) считал, что философия не только всеобщая наука, но и предпосылка всякого знания, свою систему он назвал "наукоучением". Другой немецкий ученый и философ, В.Вундт (1832-1920), считал, что "философия есть всеобщая наука, имеющая своей целью соединить в единую беспротиворечивую систему познания, добытые специальными науками, и свести всеобщие употребляемые наукою методы и предпосылки познания к их принципам" [1]. Современный швейцарский философ Д. Мерсье придерживается противоположного мнения. Он считает, что философия не является наукой. Наука не является ни какой-то определенной философией, ни философией вообще.

В XX веке философию все чаще выводят за границы науки, за границы познания мира вообще. "Не в мире, а в человеке философия должна искать внутреннюю связь своих познаний", - писал немецкий философ, представитель "философии жизни" В.Дильтей [2]. Французский философ-экзистенциалист А.Камю рассматривает философию как форму решения человеком своих глубоко личных проблем: "Есть лишь одна по-настоящему серьезная философская проблема - проблема самоубийства. Решить, стоит или не стоит жизнь того, чтобы ее прожить, - значит ответить на Фундаментальный вопрос философии. Все остальное - имеет ли мир три измерения, руководствуется ли разум девятью или двенадцатью категориями - второстепенно" [3]. Многие философы сближают философию с искусством. Испанский философ М.Унамуно (1864-1936) писал: "...философия значительно ближе к поэзии, чем к науке. Все философские системы, задуманные как предельное обобщение конечных результатов частных наук за тот или иной период времени, были гораздо менее содержательны и жизнеспособны, чем системы, в которых выразилась во всей своей полноте духовная страсть их автора" [4].


2. Философия и другие виды мировоззрения: миф, религия





Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 381 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...