Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

И философия, и искусство носят личностный характер и выражают ценностную сторону жизни человека, его мироощущение, отношение к жизни и к самому себе;



2. К философии и искусству неприменимо понятие прогресса, их вопросы и темы носят вечный характер и не устаревают. Научное знание устаревает, т.е. включается в качестве частного момента в новую систему знаний, утрачивая свое первоначальное значение. Например, философов обращается к текстам Канта, Аристотеля и Платона как к своим современникам, с которыми может полемизировать. Однако ни один врач, как бы ни уважал Гиппократа, никогда не будет пользоваться его трудами в своей работе.

Отличие философии от искусства:

Философия предполагает рациональное понятийное осмысление действительности, искусство предполагает эмоционально-образное восприятие действительности. Философия использует язык понятий, искусство - язык художественных образов. Философия направлена на понимание сущности предмета, искусство - на ее эстетическое выражение.

Вполне возможно, что произведение искусства (роман, фильм и т.д.) будет нести также и философское содержание, однако оценивать его как художественное и как философское произведение мы будем по-разному.

§ Отличие философии от религии и богословия

Сущность религии состоит в связи человека с Высшим. Эта связь осуществляется в культе, который может быть предельно простым, сведенным к одной молитве, или же очень сложным, включающим разнообразные обряды.

КУЛЬТ - это обязательный элемент религии. Вторым обязательным элементом является реальное изменение человека, вызванное его связью с Высшим. Причем не любое изменение, а такое, которое направлено на осуществление идеала спасения (для восточных религий - освобождения). Основной задачей религии является спасение (освобождение). Другие задачи (понимание пути освобождения, нравственное совершенствование, общение с единоверцами, общинная жизнь и т.д.) носят побочный характер.

В отличие от религии, для философии определяющей задачей является не спасение (освобождение), а понимание. Причем, в качестве вторичной задачи философия вполне может освобождать человека от страданий, сообщать безмятежность душе и т.д. (т.е. выполнять религиозную задачу), но это не является для философии определяющим.

Связь с Высшим переживается человеком в религиозном опыте. Высшее дано в опыте как Откровение. Для понимания Откровения догматика не нужна. Догматику создают, когда возникает необходимость отсечь ложные пути интерпретации Откровения.

БОГОСЛОВИЕ - это рефлексия над общецерковным опытом. Задача богослова в том, чтобы максимально беспристрастно описать религиозный опыт так, как он открывается всем членам Церкви, не привнося при этом ничего лишнего от себя. Богословская истина заключается в точности выражения Откровения, содержащегося в общецерковном опыте.

Поскольку философ тоже может быть членом Церкви, то, естественно, он тоже может иметь общецерковный опыт. Если богослов описывает общезначимое, не привнося ничего от себя, то религиозный философ показывает весь свой личный путь осмысления общезначимого религиозного опыта, ни в коей мере не претендуя на открытие для богословия каких-либо новых истин.

Вопрос 3. Миф и мифологическое мышление.

Миф — представление человека о мире и своем месте в нем, основанное на вере в мистические свойства предметов и существ, неоднородность пространства и времени.

Основной признак мифологического мышленияпротивопоставление “своего” и “чужого”: все “свое” - благо, все “чужое” — загадочно и опасно. Мир “своего” (Космос) - упорядочен, структурирован этически, социально, религиозно, бытие основано на законах. Мир “чужого” (Хаос) — неведомый, колдовской, потенциально враждебный — все за территориями данного племени или народа. Мир “чужого” - ослепительно великолепен/донельзя отвратителен. Тождество противоположностей — основополагающая черта мифологического мышления.

Миф имеет свой хронотопмифологическое пространство-время. Время лишено протяженности — вечное настоящее/эпоха первотворения (когда времени не было); возраст не меняется (вечная юность, вечная старость). Пространство - представление о “своем” мире как о центре, со всех сторон окруженном иным миром. “Мировая ограда” - горы, реки. Отделяют мир живых от мира мертвых. Значимый мифологический образ — “мировая ось”. Назначение — поддерживать небо. Иногда “мировая ограда” = “мировая ось”.

Мифологическое мышление - древнейший способ осмысления окружающего мира. Основная цель мифотворчества и мифологического мышления – выявить органичную связь между определёнными вещами/явлениями, наблюдаемыми в окружающем мире. Цель — дальнейшее взаимодействие с наблюдаемыми явлениями/личное воздействие на них. Мифологическое мышление - практично. Изначально предназначено непосредственно для активной жизни в нём. Мифология и традиционное мифотворчество - самовыражение народа, его духовности.

Мифологическое мышление - предтеча научного мышления, заключало в себе Ʃ человеческих знаний о мире (духовно-религиозный + бытовой характер). Само мышление и не раздело мир на «духовную» и «материальную» составляющие. Весь мир сакрализован и в какой то мере является «продолжением» Первобога (Рода, если говорить конкретно о славянской традиции).

Мифология и мифологическое мышление - основа для мотивируемой различными аспектами мифа регламентации общественных отношений.

Мифологическое мышление - результат осмысления природы, внеморально. С точки зрения мифологического мышления человек не должен поступать «хорошо»/«плохо». Он должен поступать, как нужно в конкретный момент. Он должен знать законы этого мира, знать причинно-следственные связи бытующих в нём явлений и, исходя из этого, совершать те или иные действия в той или иной ситуации. Именно поэтому большая часть традиционных источников (различных сказок, преданий, былин) может восприниматься современным читателем чрезмерно жестокой.

Мифологическое мышление - предтеча философии – развиваясь из традиционных, мифологических, по сути, представлений об окружающем мире, философия затем выделилась в самостоятельное направление.

Философия отделяется от мифологии по мере формирования понятий без которых не был бы возможен принцип рационального обоснования природного и человеческого мира. Мифологические образы - представления многозначны, расплывчаты, неопределенны. Философия стремилась трансформировать эти образы в понятия, но на первых этапах развития древнегреческой философии долго еще не была способна избавиться от них, уменьшить расплывчатую многозначность.

Вопрос 4. Характеристика античной философии (этапы, школы, основные понятия).

В целом античная философия имеет следующие особенности:

* античная философия была оторвана от процесса материального производства, а философы превратились в самостоятельную прослойку, не отягощенную физическим трудом и претендующую на духовное и политическое управление обществом;

* стержневой идеей древнегреческой философии являлся КОСМОЦЕНТРИЗМ (ужас и преклонение перед Космосом, проявление энтузиазма до этого всего к проблемам происхождения материального мира, объяснению явлений окружающего мира);

* на поздних этапах -- смешение космоцентризма и антропоцентризма (в базе которого были трудности человека);

* допускалось существование богов;

* древнегреческие боги были частью природы и близки людям;

* человек не выделялся из окружающего мира, был частью природы;

* были заложены два направления в философии -- идеалистическое ("линия Платона") и материалистическое ("линия Демокрита"), причем данные направления попеременно доминировали: в досократический период -- материалистическое, в классический -- имели однообразное влияние, в эллинистический -- материалистическое, в римский -- идеалистическое.

В античной философии в согласовании с пониманием Космоса понимается и природа человека. Человек - микрокосмос, в согласовании с этим понимается взаимоотношение человека и окружающего мира (гармония человека, мира, разума человека, его мышления).

В качестве принципиального вида человеческой деятельности признавалась мыслительная, познавательная деятельность, сплетенная с постижением и Космоса, и человека, направленная на достижение внутренней гармонии человека, социальной гармонии, гармонии меж человеком и Космосом. С этим связана таковая характерная черта философии и античной культуры как рационализм познавательный и этический: Добро - результат знаний, Зло - итог незнаний.

Античная философия в собственном развитии прошла четыре главных этапа (это одна из более распространенных периодизаций этого периода):





Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 887 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.01 с)...