Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
В Европе рождение философии было одной из составных частей великого культурного переворота в Древней Греции VIII—V веков до н. э., в контексте которого возникла и наука (прежде всего греческая математика VI — IV веков до н. э.).
В Древней Греции философия формируется тогда, когда смысл человеческой жизни, ее привычный строй и порядок оказываются под угрозой. Возникновение античной философии приходится на тот период (VI век до н. э.), когда прежние традиционно-мифологические представления обнаруживают свою недостаточность, свою неспособность удовлетворять новые мировоззренческие запросы.
Кризис мифологического сознания был вызван целым рядом причин. Важны условия социально-экономического и политического порядка, определяющие рождение идей.
В греческом мире по преимуществу благодаря им возникли первые формы институционализированной свободы и демократии, способствовавшие в свою очередь рождению философии и подпитывавших ее. Важную роль сыграло экономическое развитие Греции, экономический подъем в IX—VII веках до н. э.: расширение торговли и судоходства, возникновение и расширение греческих колоний, увеличение богатства и его перераспределение, рост народонаселения и прилив его в города.
Но самым важным было расширение связей и контактов с другими народами, открытие прежде незнакомых грекам обычаев, нравов и верований, что наводило на мысль об относительности, условности их собственных социальных и политических установлений. Эти факторы способствовали социальному расслоению и разрушению прежних форм жизни, вели к кризису традиционного уклада и к утрате прочных нравственных ориентиров.
Разрушение сложившихся форм связи между людьми потребовало от индивида выработки новой жизненной позиции. Философия была одним из ответов на это требование. Она предложила человеку новый тип самоопределения: не через привычку и традицию, а через собственный разум. Философ говорил своему ученику: не принимай все на веру, думай сам. На место обычаев приходило образование, место отца в воспитании занимал учитель, а тем самым и власть отца в семье до известной степени ставилась под вопрос. Функции отца и учителя, таким образом, разделились, и на протяжении нескольких веков — с VII по IV век до н. э. — наблюдается жестокая схватка между родом и духом, началами, которые прежде выступали как нечто единое.
Философия, таким образом, возникает в момент кризиса традиционного уклада жизни и традиционных ценностей. С одной стороны, она выступает как критика традиции, углубляющая сомнение в значимости устоявшихся веками форм жизни и верований, а с другой — пытается найти фундамент, на котором можно было бы возвести новое здание, новый тип культуры.
Философия (от греч. phileo — люблю и sophia — мудрость) буквально означает «любовь к мудрости». По некоторым историческим свидетельствам, слово «философ» впервые употребил древнегреческий математик и мыслитель Пифагор по отношению к людям, стремящимся к высокой мудрости и достойному образу жизни. Истолкование же и закрепление в европейской культуре термина «философия» связывают с именем древнегреческого мыслителя Платона.
В отличие от мифологического и религиозного миросозерцания философская мысль принесла с собой принципиально новый тип миропонимания, прочным фундаментом для которого стали доводы интеллекта. Реальные наблюдения, логический анализ, обобщения, выводы, доказательства постепенно вытесняют фантастический вымысел, сюжеты, образы и самый дух мифологического мышления. Бытующие в народе мифы переосмысливаются с позиций разума, получают новое, рациональное истолкование.
Впервые философия возникает в Греции. Другие народы пусть и стояли выше греков по уровню развития в других областях, но философия является конкретно эллинистическим изобретением. При этом греки пользовались знаниями других народов (египтян, халдеев) в области астрономии, математики и других наук для построения своих учений. Однако это не значит, что истоки философии нужно искать в других странах. Там это было практическое знание, у греков же они были перенесены в область чистого познания.
1. Поэзия Гомера и гномических поэтов. В них присутствует гармония, чувство меры, то, что потом особенно ценилось в философии. У каждого действия присутствует четкая мотивация, всегда можно сказать «зачем». В поэмах Гомера действительность представала во всей полноте (добро-зло, небо-земля, люди-боги), хотя и в форме мифа. В них задается вопрос о месте человека в мире, который потом станет важной частью философии. (Авторы: Гесиод, Гомер, лирические поэты)
2.«Общественная религия» и религиозные мистерии греков. Общественная религия - форма натурализма, в которой в богах воплощались природные силы, а все сущее происходило по воле богов. Следовательно все сущее имело своей первопричиной природу - один из будущих постулатов философии. Орфические мистерии - понятие о душе как о некой части божественного, заключенной в смертное тело, и обреченной на перерождение. Цель «посвященных» в мистерии - остановить перерождение. Впервые возникает дуалистическое мировоззрение (человек=душа+тело).
3. Политическая свобода греков. Свобода была относительной, но несравнимо больше, чем у других народов. Прежде всего она появилась в азиатских колониях (Милет) и там же впервые появляется философия. Формирование республиканского строя в Греции при этом связано с экономическими преобразованиями. Переход от доминирования аграрной сферы к ремесленной, рост городов, демографический подъем.
4. Образовывались полисы, города-государства. Грек связывал понятия себя и государства воедино. Человек был равен гражданину. Таким образом, благо общественное являлось благом собственным. Это способствовало развитию общественной мысли и философии.
5. Естественная потребность в чистом знании. На определенной стадии развития человеческого мышления, перед людьми встает ряд вопросов: Для чего все существующее? Откуда оно произошло? Какова причина бытия? Почему есть бытие, а не ничто? Почему есть человек? Почему я существую? Это главные вопросы философии.
Вопрос 2. Специфика философского знания (предмет отличный от других форм сознания, проблемы, основные разделы).
Современный тип естествознания зародился в эпоху Возрождения в связи с ориентацией науки на эксперимент. Если в традиционной (античной, средневековой) науке объяснить что-либо означало соотнести со смыслом, служащим образцом понимания подобных явлений, то в современном естествознании объяснить означает разложить явление на элементы и выявить, как они взаимосвязаны.
Естествознание выявляет необходимые связи между явлениями и выражает их в научных законах, которые постигаются умом и соотносятся с эмпирическими данными. При отвлечении от эмпирических явлений, предметом научного изучения выступит только отвлеченная от содержания форма научных законов. В соответствии с этим теоретические науки, такие как математика и логика, носят формальный характер, предмет их изучения дан не в чувственном опыте, а только в умосозерцании. Поскольку теоретические науки отвлечены от эмпирического опыта, их утверждения проверяются не экспериментом, а теоретически, путем соответствия своим исходным предпосылкам.
Предметом естественных наук являются эмпирические факты, предметом теоретических наук - умопостигаемые факты, предметом гуманитарных наук являются факты человеческой деятельности и человеческого творчества, которые не могут не иметь интерпретации с какой-либо мировоззренческой позиции.
Выделим специфику философского знания путем сопоставления философии и науки в классическом новоевропейском понимании.
Общие черты философского и научного знания.
1. Философия и наука представляют собой рациональный тип знания. Это означает, что и философии, и наука получают новое знание путем проблематизации действительности. Проблематизация предполагает постановку вопросов, разрешение которых ведет к новым вопросам, что обеспечивает поступательность процесса познания.
Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 681 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!