Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Французский материализм 18 в. Основные черты, значение и ограниченность материализма Нового времени



Именно в это время материализм приобретает явные черты материализма, исходя из того, то материя является субстанцией, включающей в саму себя предпосылки своего существования, содержащей сама в себе движение и его причины, имеет разные формы и степени сложности. Когда сложность материи достигает некоторой критической точки, то порождается сознание.

Французский материализм отличается своеобразной воинственностью, в том смысле, что плоды научного познания должны быть достоянием общества, доступным массе, ибо научное знание есть основа разумного и справедливого устройства общества. С целью распространения знаний в массах философы вели активную просветительскую работу. Например, Дидро вместе с д'Аламбером издавали энциклопедию на французском языке.

По мнению материалистов, именно разум, а не мистика должен быть основой нового представления о мире. И потому нужно бороться с религией - во французском материализме явно содержится атеизм.

Французскому материализму принадлежит достаточно односторонняя концепция религии - т.н. теория обмана. Согласно ей, религия возникает по невежеству человека, который, не зная законов мироздания, заполняет пробелы в знаниях домыслом. Потому просвещение народа - решающее средство в борьбе с религией. Однако религия оказывается выгодна некоторым слоям общества (к примеру, самой церкви), т.к. позволяет манипулировать народом. Теория обмана поэтому так же говорит о том, что помимо невежественных масс существуют обманщки, удерживающие людей в вере. С таких позиций католическая церковь - одно из препятсявий к просвещению. Вольтер был солидарен с атеистами (его знаменитое "раздавите гадину" как раз о католической церкви).

Основные черты фр.материализма одновременно являются и его недостатками:

Материализм остаётся механическим. Механицизм заключается в том, что законы механики объявляются всеобщими. Потому всё существующее в мире должно в конце концов сводиться к механическому движению. Такая позиция не различает разнообразия мира, приводя его к механике. Однако объяснить жизнь только с помощью механики становится невозможно, хотя и были попытки рассмотрения живых организмов с этой точки зрения (Ламетри, "Человек-машина").

Механицизм оказывается существенно метафизичным - в нём нет глубокой содержательной идеи развития материи. Однако, фр.материализму не чужда идея изменения в мире - трансформизм. Тем не менее, до диалектики ещё долго.

Материализм остался незавершённым. Он не распрострянял своё объяснение на общественную жизнь, т.к. механицизм здесь оказался также неприменим. Общество объясняется на основе идеализма - сознание человека рассматривается как первичное по отношению к общественным явлениям (см. теорию общественного договора)





Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 1056 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...