Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Постмодернистская стратегия философствования. 2 страница



2 Основной вопрос в истории философии

2.1 Платон

2.2 Аристотель

3 См. также

4 Ссылки

[править]Основной вопрос в философии марксизма

Основной вопрос философии имеет онтологический и гносеологический аспекты. Марксизм выделяет два основных варианта решения основного вопроса философии:

материализм — примат материи над сознанием,

идеализм — примат идеи над материей.

[править]Основной вопрос в истории философии

[править]Платон

Платон считал, что существует мир идей и мир теней. Люди живут в мире теней (по представлениям Платона — в пещере, куда абсолютно не проникают идеи, находящиеся снаружи), лишь изредка находя идею. Философ же — тот, кто видит оба мира, и может о них поведать.

[править]Аристотель

У Аристотеля не удаётся выделить явную постановку основного вопроса философии, соответственно, она реконструируется через какое-то количество опосредованных звеньев. Это обычно объясняется тем, что его позиция по общепринятой классификации является промежуточной между материализмом и идеализмом.

Для философии Аристотеля основной вопрос философии реконструируется через вопросы:

Существует ли самостоятельная нематериальная причина?

Существуют ли неподвижные и вечные сущности?

Как соотносятся нематериальные сверхприродные сущности и физические существенные.

49. Категория бытия и ее конкретизация в категориях субстанции, материи, сознания.
Категории бытия и субстанции

Проблема бытия - центральная для любого философского учения и философской системы. Даже если философ как бы не конкретизирует (эксплицирует) проблему, что есть бытие, тем не менее его философствование предусматривает определенное виление этой проблемы. До начала философствования необходимо выяснить, что значит быть и не быть, как возможно бытие, в каких формах оно присутствует. Вся истории философии есть исторические онтологии, т.е. учения о бытие. Впервые проблему бытия поставили элеаты (сер. 1 тысячелетия до н.э.). Для них

1) бытие познается только в мышлении;

2) бытие тоджественно мышлению.

Другое представление о бытии мы видим у Платона и Демокрита. Для Платона: бытие есть независимое от субъекта бытие идеальных сущностей - идеи. Эта позиция объективного идеализма.

Атомисты представляли бытие как бытие независимых от сознания материальных сущностей - атомов. Это позиция материалистична, позиция натурализма.

В XVII в. Беркли и Юм провозглашают принцип "Esse est percipi" - существовать, значит быть воспринимаемым - это позиция субъективного материализма.

Представления о бытии в исторической философии можно продолжить, но если подходы к решению проблемы бытия можно свести к вышеизложенному, т. е. под бытием можно понимать мышление, мир идей, Бог, мир ощущений (комплекс ощущений), материя.

В XX в. под бытием часто понимается бытие языка (язык науки / обыденный язык) - это аналитическая философия.

Самое оригинальное представление о бытии в XX веке было представлено в учении нем. философа, феноменолога, экзистенционалиста и герменевта Мартина Хайдеггера. Как и для элеатов, для Х. бытие не существует вне и не для человека. Если вся история философии до ХХ в. традиционно разделяла и сущее, и бытие (сущее - все то, что есть и до, и вне человека / физическое бытие человека; бытие - осознание сущего как существующего). Для Хайдеггера существует онтическое и онтологическое. С его точки зрения, вся предыдущая философия занималась онтологией, т. е. она пыталась с помощью мышления, логики изменить сущее. А между тем для нее ускользало понятие истинного бытия. Истинное бытие - бытие себя сознающее, эти бытие-Тут, бытие Dasein. В последних русских переводах этот термин переводится как присутствие. Носитель истинного бытия - человек. Основными характеристиками бытия являются длительность, время. Dasein всегда озабочено. Забота является непременным атрибутом истинного бытия. Быть значит быть всегда озабоченным.

Конкретизацией понятия бытия является понятие субстанции и материи (в рамках философских систем). В новое время появляется понятие субстанции - нечто единое, которое порождает многообразие вещей и явлений и куда все возвращается после разрушения. Субстанция бывает материальной (протяженность) и идеальной (мышление). В соответствии с общей направленностью определенной философской концепции вычленяются одна (монизм), две (дуализм) или множество (плюрализм). Если основой всего мыслится одна субстанция, которая порождает другую, то такая позиция называется монизмом, который бывает материалистическим и идеалистическим.

Дуализм - две субстанции существуют независимо друг от друга и извечно (Декарт). Плюрализм - субстанций множество. Они независимы друг от друга, но из их сцепления, комбинаций появляются вещи, предметы, структура сознания. В истории философии субстанция интерпретировалась по-разному: как субстрат, как конкретная индивидуальность, как сущностное свойство, как то, что способно к самостоятельному существованию, как основание и центр изменений предмета, как логический субъект.

(Платон - плюрализм идеалистический, античные атомисты - материализм, Лейбниц - идеалист, логический атомизм Рассела и Витгенштейна).

Понятие материи, его мировоззренческое и методологическое значение

Материя (по Ленину) - философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них. Здесь выделено 2 основных признака:

1) материя существует независимо от сознания;

2) копируется, фотографируется, отображается ощущениями.

Таким образом, это определение предстает как сжатая формулировка материалистического решения основного вопроса философии.

Материя - это бесконечное множество всех существующих в мире объектов и систем, субстрат любых свойств, связей, отношений и форм движения. Материя включает в себя не только все непосредственно наблюдаемые объекты и тела природы, но и все те, которые в принципе могут быть познаны в будущем на основе совершенствования средств наблюдения и эксперимента. Весь окружающий нас мир представляет собой движущуюся материю в ее бесконечно разнообразных формах и проявлениях, со всеми ее свойствами, связями и отношениями.

В материалистической философии материя определяется как субстанция всех вещей и явлений в мире. Диалектический материализм признает субстанциальность материи, но только во вполне определенном смысле: в плане материалистического решения основного вопроса философии и раскрытия природы различных свойств и форм движения тел. Именно материя является субстанцией всех реально существующих в мире свойств, связей и форм движения, конечной основой всех духовных явлений. Никакое свойство и форма движения не могут существовать сами по себе, они всегда присущи определенным материальным образованиям, которые являются их субстратом. Для прогресса научного знания и опровержения различных идеалистических концепций важно выявление того материального субстрата, который лежит в основе исследуемых в данный момент явлений, свойств и форм движения объективного мира. Диалектико-материалистическое понимание материи имеет важное значение не только для естествознания, но и для общественных наук. Оно является предпосылкой для последовательной разработки материалистического понимания истории, позволяет рассмотреть общественную жизнь как функционирование сложной материальной системы - человеческого общества, которая включает в качестве своего неотъемлемого аспекта духовные процессы.

Пространство и время как философские категории

Пространство – обычно протяженность, время – длительность. П. и в. обладают своими свойствами. П. обладает трехмерностью, оно симметрично, т. Е. нет необратимых процессов, пространство однородно (каждая точка пространства может быть взята за начало координат), Пространство изотропно, т е нет привелигированных направлений (вверх, вниз, влево, вправо). Время – длительность, оно асимметрично, т. е. необратимо. Время может пониматься по-разному: циклическое время (календари); время может толковаться как некоторая симметрия, т. к. ряд процессов не является необратимыми (соединение 2Н и О дает Н2О и обратно, возможно распадение); время может пониматься как стрела, т. е. время не обратимо, нельзя вернуться в прошлое. Время отличается от вечности, вечность не меняется и не имеет времени, вечность это всегда настоящее. Пространство и время долго в истории рассматривались раздельно. Демокрит полагал что есть пустота – время и вместилище – пространство. Эти взгляды поддерживал Ньютон. Лейбниц по другому подошел к пониманию времени и пространства, как к свойствам движения.

Есть две теории относительности:

Специальная. В ней были объединены понятия движение, пространство и время. Они как свойства материальных объектов меняются от скорости их движения, как и масса, которая возникает со скоростью движения. Появляются понятия масса покоя и масса движения. П. и в. меняются в зависимости от скорости движения; ритм времени сокращается и линейные размеры тела сокращаются. Следовательно, не существует единой системы координат и было введено понятие – пространственно-временной интервал – это величина которая не меняется при переходе от одной системы отсчета к другой. Этот интервал позволяет изменяться пространству и времени в разных направлениях, что позволяет ему оставаться постоянным.

Общая теория относительности связала в едино понятия тяготеющей массы, пространства и времени. Ритм времени замедляется. Пространство искривляется под действием поля тяготения. Наблюдения во время солнечных затмений показали, что пространство искривляется. Из этого были сделаны следствия на основе геометрии Лобачевского (отрицательная кривизна) и Римана (положительная кривизна), что при положительном искривлении пространства вселенная замкнута, а при отрицательном вселенная бесконечна.

Решая уравнение Энштейна, Фридман сделал вывод, что наша вселенная может быть стационарной, она или сужается или расширяется. При спектральном анализе света было установлено, что полосы света смещаются в сторону красного – значит, объекты удаляются, если же к фиолетовому, то объекты приближаются. Наша же вселенная расширяется. Т. о. 15 - 20 млрд. лет назад наша вселенная была сконцентрирована в замкнутой форме пространства. У вселенной есть горизонт, и за пределы какой-то сферы у человека нет возможности выйти. Открыл расширяющуюся систему Хаббл. Становление вселенной связывают с черными дырами сверхплотного состояния, которые отличаются тем, что в поле их тяготения все исчезает, даже луч света. Черные дыры - это элементарные частицы, сжатые пространством и временем. В результате взрыва из черной дыры выделяются элементарные частицы, что приводит к становлению химических соединений и становлению вселенной.

Философское понимание движения и развития

В мире все находится в движении, от атомов до вселенной. Все пребывает в вечном стремлении к иному состоянию, и не по принуждению, а по собственной природе. Поскольку движение есть сущностный атрибут материи, то оно, также как и сама материя, несотворимо и неуничтожимо. Движение - это способ сущ. материи. Движ. заключено в самой природе материи. Одни формы движения превращаются в другие и ни один вид не берется ниоткуда.

Движение материи - не только механическое перемещение тел в пространстве, но и любые взаимодействия, а также изменения состояний объектов, которые вызываются этими взаимодействиями. Движение - это и взаимное превращение элементарных частиц, и обмен веществ в клетках организма, и обмен деятельностью между людьми в процессе их социальной жизни.

Основные типы движения:

1 - этодвижение, когда сохраняется качество предмета;

2 -тип движения, связанный с переходом от одного качества к другому, с изменением качественного состояния предмета. Это может быть разрушение предмета, распад его на составляющие элементы, которые представляют особые качества, возникающие в результате преобразования исходного предмета.

Процессы, связанные с преобразованием качества предметов, с появлением новых качественных состояний, которые как бы развертывают потенциальные возможности, скрытые и неразвернутые в предшествующих качественных состояниях, характеризуются как развитие. Процесс развития - это всегда переход одного качества в другое, направленное формирование новых систем, новых типов организации, которые рождаются из предшествующих им систем. Две разновидности процессов развития:

1) процессы качественных превращений, не выходящие за рамки соответствующего вида материи, определенного уровня ее организации.

2) процессы перехода от одного уровня к другому.

В неживой природе ярким примером первой разновидности развития может служить эволюция звезд.

Существует несколько качественно различных форм движения материи: механическая, физическая, химическая, биологическая, социальная. Качественное разнообразие одного уровня не может быть объяснено качественным разнообразием другого. Точное описание движения частиц воздуха не может объяснить смысл человеческой речи. Однако необходимо иметь в виду и общие закономерности, свойственные высоким уровням, а также их взаимодействие. Эта связь выражается в том, что высшее включает низшее. ДНК - химическое соединение, однако высшие формы не включены в низшие (нет жизни в химических соединениях).

Развитие, необратимое, направленное, закономерное изменение материальных и идеальных объектов. Только одновременное наличие всех указанных свойств выделяет процессы развития среди других изменений: обратимость изменений характеризует процессы функционирования; отсутствие закономерности характерно для случайных процессов катастрофического типа; при отсутствии направленности изменения не могут накапливаться, и потому процесс лишается характерной для развития единой, внутренне взаимосвязанной линии. В результате развития возникает новое качественное состояние объекта, которое выступает как изменение его состава или структуры (т. е. возникновение, трансформация или исчезновение его элементов и связей). Способность к развитию составляет одно из всеобщих свойств материи и сознания.

МАТЕРИЯ

Реальность – вещественный, действительный. Объективная реальность – объективный мир существующий не зависимо от человеческой воли, представлений. Субъективная реальность – наоборот. Материя – бесконечное множество всех существующих в мире объектов и систем, всеобщая субстанция, субстрат любых свойств, связей, отношений и форм движения. Весь окружающий мир представляет собой движущуюся материю в ее бесконечных формах и проявлениях.

Уже в древности философы пытались представить видимое многообразие вещей как проявление видимого начала. Это общее, несотворимая и неуничтожимая основа всех вещей получила название субстанции. Формирование субстанции - это и формирование научного понимания материи. В древней Греции под субстанцией материалисты понимали конкретное вещество. Древнегреческие атомисты считали, что субстанция это атом. Все что состоит из атомов и пустоты. В философии и естествознании нового времени и в работах Ньютона, Ломоносова анатомические идеи получили развитие. С конца XVI в. до начала ХІХ в. господствовала механистическая картина мира. Материя рассматривалась как совокупность неделимых атомов, которые наделены геометрическими и механическими свойствами: массой, протяженностью, формой, непроницаемостью и способностью перемещаться. Но в это время были высказаны и другие идеи о материи:

1) о самодвижении в материи;

2) материя понималась как абстрактное понятие, в котором отображены свойства многообразных веществ;

3) материи присуща внутренне мысль.

Трактовка материи идеалистическими направлениями философии

Субъективные идеалисты отождествляли материю с совокупностью ощущений. Объективные идеалисты считали, что материя пассивна, инертна. Жизнь ей придает идею.

Итак, и для материализма и для идеализма характерно отождествление материи с веществом, с конкретными формами ее проявления; Не проводится различие между философским пониманием материи и естественноисторическими взглядами на существующий мир. Маркс и Энгельс понимали под материей субстанцию. Материя - это всеобщая носительница свойств, отношений, изменений конкретных вещей. Но материя не существует вне конкретных вещей, а только через них. В начале ХІХ – ХХ вв. в естество знании было сделано ряд открытий, которые опровергли старую, механическую картину мира. Открытие рентгеновских лучей подрывает идею непроницаемости материи. Явление дефекта массы, открытое Беккерелем при изучении радиоактивного распада. Был сделан вывод, что материя превращается в материю. Материя исчезает. Материализм ложен. Открытие Томпсоном электрона отвергает идею о том, что атом неделим. Прежняя картина мира рушилась. В естествознании наступил методологический кризис. Новые открытия не вписывались в старую картину мира. Перед философами стала задача уточнения понятия "материя". Это сделал Ленин в работе "Материализм и эмпириализм". Материя - философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается, нашими ощущениями, существующая независимо от них. В этом определении выделено 2 признака материи:

1) Признание первичности материи по отношении к сознанию (объективность ощущения);

2) Признание принципиальной познаваемости мира.

Ленин разграничивает философское понимание материи и естественнонаучные знания о существующем мире. Ленин способствовал преодолению кризиса в физике, связанного с включением принципа структурности материи и делимости атомов в научную картину мира. В домарксистской философии материя отождествлялась с конкретными ее видами, например, атомами и т. д. Отождествление на каком-либо этапе познания философского понятия М. как объективной реальности с конкретными естественно-научными представлениями о ее структуре и формах по существу приводит к исключению еще неизвестных, но реально существующих объектов и систем из структуры М., что противоречит принципу материального единства мира. Это единство имеет множество конкретных форм проявления, последовательно раскрываемых наукой и практикой. Всеобщими формами бытия М. являются пространство и время, которые не существуют вне М., как не может быть и материальных, которые не обладали бы пространственно временными свойствами

50. Философский монизм, его виды и исторические формы. Дуализм и плюрализм в философии. Критика идеи равномощности субстанций и «третьей линии» философии.
Философский монизм

В философии существует три вида монизма:

Идеализм, феноменализм, ментальный монизм утверждают, что единственной реальностью является идеальное, материальная действительность порождается активностью некоторых идеальных форм (человеческого сознания или Бога).

Нейтральный монизм утверждает, что ментальное и материальное может быть сведено к некой третьей субстанции или энергии.

Физикализм или материализм утверждает, что единственной реальностью является материальное; ментальное или духовное сводится к материальному.

Другие позиции относятся к одной из вышеназванных категорий.
Дуализм в философии

Дуализм души тела в философии учёного Рене Декарта.

Дуализм — философское учение, которое признаёт равноправие идеального и материального, но не признаёт их относительность.

Исторические разновидности:

Картезианство.

Окказионализм.

[править]Дуализм в философии сознания

В философии сознания дуализм — это дуализм души и тела, точка зрения, согласно которой сознание (дух — нематериальный ресурс) и материя (физическое тело — материальный ресурс) представляют собой две взаимодополняющие и равные по значению субстанции. Как правило, основывается на общефилософском дуализме. Основоположниками являются Аристотель и Декарт. Это классический вид дуализма — субстанциальный или картезианский дуализм. Материальное и идеальное различаются в своих фундаментальных свойствах. Материальные предметы занимают определенное положение в пространстве, имеют форму, характеризуются массой, духовные феномены субъективны и интенциональны.
Плюрализм (от лат. pluralis — множественный) — философская позиция, согласно которой существует множество различных равноправных, независимых и несводимых друг к другу форм знания и методологий познания (эпистемологический плюрализм) либо форм бытия (онтологический плюрализм). Плюрализм занимает оппонирующую позицию по отношению к монизму.

Термин «плюрализм» был введён в начале XVIII в. Христианом Вольфом, последователем Лейбница для описания учений, противостоящих теории монад Лейбница, в первую очередь различных разновидностей дуализма.

[править]Плюрализм в философских системах

Примером плюрализма могут служить теории древних мыслителей, выдвигавших в качестве основы всего сущего такие разнообразные начала, как земля, вода, воздух, огонь и т. д. (четыре стихии Эмпедокла).

В конце XIX—XX веке плюрализм получил распространение и развитие как в андроцентрических философских концепциях, абсолютизирующих уникальность личного опыта (персонализм, экзистенциализм), так и в эпистемологии (прагматизм Уильяма Джеймса, философия науки Карла Поппера и, особенно, теоретический плюрализм его последователя Пауля Фейерабенда).

Эпистемологический плюрализм как методологический подход в науке, подчёркивая субъективность знания и примат воли в процессе познания (Джемс), историческую (Поппер) и социальную (Фейерабенд) обусловленность знания, критикует классическую научную методологию и является одной из посылок ряда антисциентистских течений.
Равномощность (добро и зло)
ДУАЛИЗМ (лат. duo — два) — учение, признающее наличие в мире двух противоположных начал, составляющих основу бытия. Дуализм отличается от монизма, признающего только одно начало, и от плюрализма, допускающего существование более чем двух начал.

Дуализм возник в религиях Древнего Востока как религиозно-нравственное учение, согласно которому мир есть арена борьбы двух противоположных, но равномощных сил: материи и духа, света и тьмы, добра и зла. Дуалистической религией является, например, зороастризм — учение пророка Заратустры, изложенное в книгах Зенд-Авесты. Оно сводит мировой процесс в борьбе двух одинаково вечных и божественных начал: Ормузда и Аримана, воплощающих противоположность добра, истины, мощи, света, с одной стороны, и зла, отрицания, страдания и мрака — с другой. Христианство, будучи последовательно монотеистической религией, отвергает дуалистические представления о равномощности сил добра и зла, хотя подобные взгляды встречаются в учениях некоторых христианских сект (гностицизм, манихейство).

В философии под дуализмом обычно понимают учения, признающие самостоятельность, независимость друг от друга духа и материи, души и тела. Впервые в этом смысле термин «дуализм» употребил немецкий философ X. Вольф (1679—1754).
Идеализм.третья линия.
ИДЕАЛИЗМ — философское направление, утверждающее первичность идеального (духовного) и вторичность материального (телесного) начал. Согласно идеализму, духовный мир (сознание) является самостоятельным бытием, изначально существующим исключительно благодаря самому себе, а материальный мир (природа) — производным от идеального. Природа выступает либо как сотворенная некой высшей духовной силой буквально из ничего или как упорядоченная действием этой силы в соответствии с определенной идеей или законом («объективный идеализм»), либо как возникающая и существующая только в сознании, воображении благодаря активной самодеятельности духовного начала («субъективный идеализм»). Идеализм противоположен материализму, утверждающему первичность материального начала и производность духовного от материального.

В обыденном словоупотреблении под идеализмом обычно понимают склонность к завышенным оценкам, к приукрашиванию действительности, мечтательность или сознательное пренебрежение реальными, практическими условиями жизни вследствие веры в конечное торжество высших начал нравственного или духовного порядка. В философском смысле идеализм означает определенную позицию в решении основного вопроса философии об отношении мышления к бытию. В указанном смысле термины «идеализм» и «материализм» впервые употребил Г. Лейбниц для характеристики различия философских традиций, берущих свое начало от античных философов Платона и Эпикура.

История идеализма восходит к глубокой древности Склонность к признанию духовного начала в качестве первоосновы мира проявилась еще во взглядах философов элейской школы и пифагорейского союза, однако первая последовательно идеалистическая система была создана Платоном, резко противопоставлявшим высший мир чистых умопостигаемых сущностей (эйдосов, или идей) низменному миру чувственно воспринимаемых вещей. Все высшие ценности (истина, добро, красота) изначально принадлежат лишь миру идей, проявляясь в чувственном мире только слабыми отблесками вечных и неизменных прообразов. Чувственный мир выступает как мнимый, неподлинный, второстепенный, как бледная тень истинного (идеального) мира.

Платоновский идеализм оказал огромное влияние на формирование христианского вероучения и через него — на всю историю европейской культуры. В признании реальности надприродного бытия находит удовлетворение религиозное чувство, стремящееся к обретению высшей правды и справедливости. Именно этот надприродный мир признается истинной «родиной» человеческого духа, и именно в вере в его существование находит опору человеческое стремление к бессмертию. В религиозной философии концепция идеального начала сливается с идеей личного Бога, благодаря чему он обретает характер уже не столько абстрактно-духовной сущности, сколько конкретного духовного существа. В результате идеализм приближается к спиритуализму (от лат. spiritualis — духовный).

В новое время философия постепенно отходит от религии. Идеализм вновь отдаляется от спиритуализма, а образ духовного начала со временем приобретает характер безличного Абсолюта. Эта тенденция проявляется во взглядах Г Лейбница и Ф. Шеллинга, но наиболее строгую и законченную систему объективного идеализма создал Г. Гегель. Утверждая полное совпадение (тождество) мышления и бытия, он провозгласил основой и источником всего сущего «абсолютную идею», а природу, общество и человека — лишь формами ее «инобытия». В философии Г. Гегеля полностью упраздняется какая бы то ни было реальность, независимая от духовного начала, а весь мировой процесс безусловно подчиняется логическим законам, в соответствии с которыми осуществляется самораскрытие абсолютной идеи Так гегелевский объективный идеализм обретает черты абсолютного идеализма.

Субъективный идеализм возник гораздо позже объективного на основе эмпиризма Дж. Локка, полагавшего, что в опыте человек имеет дело не с предметом, а с чувственным впечатлением. Развивая эту идею Дж. Локка, Дж. Беркли пришел к выводу, что материальный мир вообще есть не что иное, как наше представление, существующее в нашем сознании и обладающее исключительно духовной природой. Таким образом, эмпиризм, стремящийся поставить познание природы на твердый фундамент чувственного опыта, превращается в субъективный идеализм, когда весь физический мир признается существующим только в идеях ума, а материя понимается как пустая абстракция, которой лишь по недоразумению приписывается бытие. Признавая реально существующим только то, что содержится в чувственном восприятии, субъективный идеализм приближается к солипсизму (лат. solus—единственный + ipse — сам), для которого чувственное восприятие всегда индивидуально, всегда «моё» восприятие.

Наличие двух главных разновидностей идеализма не исчерпывает всего многообразия различных вариантов идеалистической философии. Системы, приближающиеся к объективному идеализму, как правило1Хболее сложны, труднодоступны обыденному мышлению, в меньшей степени соответствуют представлениям простого «здравого смысла», имеют более выраженный профессионально-философский и даже элитарный характер. Эти системы наиболее эффективны в исследованиях морали, в обосновании универсальных нравственных норм и ценностных ориентации Системы субъективного идеализма, напротив, популярны среди естествоиспытателей, они более просты, доступны обыденному сознанию и в этом отношении приближаются к материализму, с которым их сближает общая склонность к эмпиризму (от греч. emperia —опыт).

51. Проблема сознания в философии. Сущностная характеристика и концепции возникновения сознания. Структура сознания.
Филосо́фия созна́ния — философская дисциплина, предметом изучения которой является природа сознания, а также соотношение сознания и физической реальности (тела).

В XIX веке Артур Шопенгауэр назвал сознание «загвоздкой Вселенной», намекая на то, что тайна сознания остается самым темным местом во всем корпусе (собрании) человеческого знания. В XX веке философия сознания становится одним из самых популярных направлений исследований, ежегодно по этой теме выходит огромное количество литературы. Современный американский философ Ричард Рорти даже заявил, что по его мнению, философия сознания сегодня является единственной действительно полезной философской дисциплиной.

Проблематика философии сознания восходит к Античности. Платон и Аристотель являются предшественниками современных дуалистов, поскольку считали, что разум существует как отдельная от материи онтологическая реальность. У истоков традиции монизма стоит другой греческий философ, Парменид, утверждавший, что бытие и мышление едины. Сознание становится важнейшим объектом изучения философов в Новое время, в концепциях Декарта, Спинозы, Локка и Юма. Сегодня философия сознания развивается в основном в рамках аналитической философии.





Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 285 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.013 с)...