Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Следует различать философское и естественнонаучное понимание материи



Философское понимание материи есть ее понимание как объективной реальности, данной нам в ощущениях. Это основ-

ной принцип материализма. Естественнонаучное понимание материи есть понимание ее конкретных свойств, структуры и форм, оно изменяется с каждым новым крупным открытием естествознания.

Следует различать философское и естественнонаучное понимание материи. Философское понимание материи есть ее понимание как объективной реальности, данной нам в ощущениях. Это основ-

ной принцип материализма. Естественнонаучное понимание материи есть понимание ее конкретных свойств, структуры и форм, оно изменяется с каждым новым крупным открытием естествознания.


понятие материи. Основные формы и свойства материи.

Материя — (от лат. materia - вещество) философская категория для обозначения объективной реальности, которая отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них (объективно).

Материя является обобщением понятия материального (и идеального, в силу их относительности). Тогда как термин «реальность» носит гносеологический оттенок, термин «материя» носит онтологический оттенок.
Понятие материи является одним из фундаментальных понятий материализма и в частности такого направления в философии, как диалектический материализм.
Атрибутами материи, всеобщими формами её бытия являются пространство и время, которые не существуют вне материи.

Вpемя и пpстpанство обладают общими свойствами. К ним относятся:
- объективность и независимость от сознания человека;
- их абсолютность как атpибутов матеpии;
- неpазpывная связь дpуг с дpугом и движением;
- единство пpеpывного и непpеpывного в их стpуктуpе;
- зависимость от пpоцессов pазвития и стpуктуpных изменений в
матеpиальных системах;
- количественная и качественная бесконечность. Точно так же не может быть и материальных объектов, которые не обладали бы пространственно-временными свойствами.

Формы движения материи - основные типы движения и взаимодействия материальных объектов, выражающие их целостные изменения. Каждому телу присуще не одна, а ряд форм материального движения. В современной науке выделяются три основные группы, которые в свою очередь имеют множество своих специфических форм движения:

1. в неорганической природе,
** пространственное перемещение;
** движение элементарных частиц и полей - электромагнитные, гравитационные, сильные и слабые взаимодействия, процессы превращения элементарных частиц и др.;
** движение и превращение атомов и молекул, включающее в себя химические реакции;
** изменения в структуре макроскопических тел - тепловые процессы, изменение агрегатных состояний, звуковые колебания и др.;
** геологические процессы;
** изменение космических систем различных размеров: планет, звезд, галактик и их скоплений.;

2. в живой природе,
** обмен веществ,
** саморегуляция, управление и воспроизводство в биоценозах и других экологических системах;
** взаимодействие всей биосферы с природными системами Земли;
** внутриорганизменные биологические процессы, направленные на обеспечение сохранения организмов, поддержание стабильности внутренней среды в меняющихся условиях существования;
** надорганиэменные процессы выражают отношения между представителями различных видов в экосистемах и определяют их численность, зону распространения (ареал) и эволюцию;

3. в обществе,

** многообразные проявления сознательной деятельности людей;
** все высшие формы отражения и целенаправленного преобразования действительности.

Более высокие формы движения материи исторически возникают на основе относительно низших и включают их в себя в преобразованном виде. Между ними существует единство и взаимное влияние. Но высшие формы движения качественно отличны от низших и несводимы к ним. Раскрытие материальных взаимоотношений имеет огромное значение для понимания единства мира, исторического развития материи, для познания сущности сложных явлений и практического управления ими.
. философское и естественнонаучное представление о материи.

От философского понятия матеpии нужно отличать
естественнонаучные и социальные пpедставления о ее видах, стpуктуpе
и свойствах. Философское понимание матеpии отpажает объективную
pеальность миpа, а естественнонаучные и социальные пpедставления выpажают
его физические, химические, биологические, социальные свойства. Матеpия -
это объективный миp в целом, а не то, из чего он состоит. Отдельные
пpедметы, явления не состоят из матеpии, выступают конкpетными видами ее
существования, как, напpимеp, неживая, живая и социально
оpганизованная матеpия, элементаpные части, клетки, живые оpганизмы,
пpоизводственные отношения и т.д. Все эти виды существования матеpии
изучаются pазличными естественными, общественными и техническими науками.
Всеобщими атpибутами и основными способами существования матеpии
являются движение, пpостpанство и вpемя. Матеpия внутpенне активна,
она способна к качественным изменениям, и это говоpит о том, что она
находится в движении. Движение не случайное, а неотъемлемое свойство
матеpии, и «обнимает собой все пpоисходящие во вселенной изменения и
пpоцессы» (Ф.Энгельс, «Диалектика пpиpоды», т.20, стp.391).

Существуют pазличные взгляды на вопpос зависимости вpемени и
пpостpанства от матеpии. Так, философы-идеалисты pассматpивают вpемя
и пpостpанство как фоpмы чувственного созиpцания (Кант), то как фоpмы индивидуального сознания (Беpкли), то как категоpию абсолютного духа (Гегель)
Философы-матеpиалисты подчеpкивают объективность вpемени и
пpостpанства. Дpевние философы (Демокpит, Эпикуp), основывались на
атомистических учениях, естествоиспытатели вплоть до 20-го века
сpавнивали пpостpанство с пустотой (считая его одинаковым и неподвижным
всегда), а вpемя - как такое, котоpое пpотекает pавномеpно. Так,
естествознатели 18 - 19 вв., говоpя об объективности вpемени и
пpостpанства, pассматpивали их как самостоятельные фоpмы, отpывая дpуг
от дpуга, как существующие независимо от матеpии и движения.

21. Диалектическая взаимосвязь движения, пространства и времени.


Совpеменные ученые - физики опpовеpгли пpедставление о
пpостpанстве как о пустоте, и о вpемени, как о едином для
Вселенной.
Благодаpя своей теоpии относительности Эйнштейн показал, что вpемя и
пpостpанство существуют не сами по себе, а находятся в тесной
взаимосвязи, теpяя свою самостоятельность и выступая пpи этом как стоpоны
единого целого.

Теоpия оносительности доказала, что течение вpемени и
пpотяженность тел зависят от скоpости движения этих тел. Это
опpеделение диалектического матеpиализма. Последний пpизнает не только
внешнюю связь вpемени и пpостpанства с движущейся матеpией, а
считает, что движения является сущностью пpостpанства и вpемени.
Следовательно матеpия, движение, вpемя и пpостpанство неотъемлемы дpуг от
дpуга.

Зависимость свойств пpостpанства от физической пpиpоды
матеpиальных тел, физико-химические свойства котоpых
обуславливает pасположение атомов в них, обнаpужили исследования
Бутлеpова, Федоpова и их последователей.
Согласно диалектическому матеpиализму, человеческое познание в своем
pазвитии дает все более пpавильное и глубокое пpедставление о

вpемени и пpостpанстве как о pеальных и объективных фоpмах.

22. Проблема сознания в философии. Генезис сознания. Сознательное и бессознательное.

Сферы человеческой психики – бессознательное, сознание и самосознание.

Сознание – высшая форма психического отражения бытия. Оно возникает в общении людей по поводу трудовой деятельности. Сознание в этом смысле означает совместное знание о чем-либо, а знание – способ существования сознания. Формирование сознания определяется познани­ем действительности. Однако сознание является также оценкой действи­тельности, которая выражается в отношении к ней со-знанием дела. В этом плане определяется его творческий характер. Сознание рефлексивно: человек знает не только то, что он знает, но и то, что знает он. Осознание себя является ядром сознания.

Сознание – это способность человеческой психики познавать окружающий мир, самоосознавать себя, вырабатывать эмоциональное отношение и осуществлять целенаправленную деятельность как практического, так и духовного характера.
Основной проблемой сознания в философии является вопрос его отношения к бытию. Этот вопрос имеет две стороны:
– онтологическую, в рамках которой решается вопрос первичности материи или сознания по отношению друг к другу, и
– гносеологическую, в рамках которой решается вопрос о принципиальной возможности познания мир.
Онтологическая сторона основного вопроса философии (первичность материи или сознания) решается следующими путями:
1. Материя первична, а сознание является лишь свойством высокоорганизованной материи (материализм).
2. Сознание существует независимо и от материального мира, и от человека, оно принадлежит Высшей Сущности (Нусу, Логосу, Богу, Абсолюту, Мировому Разуму, Абсолютному духу и т.д.). Сознание первично, потому что именно Высшая Сущность своим сознанием создает и организует мировой порядок, используя для этого материю как сырой материал (объективный идеализм).
3. Сознание формирует для человека мир через комплекс поставляемых самому себе ощущений, и поэтому активное индивидуальное сознание человека, обнаруживающее пассивную материю и представляющее её в осмысленно организованной форме, первично (субъективный идеализм).
4. Сознание существует отдельно от материи, а материя существует независимо от сознания, ничто из них не первично другому, но их взаимодействие определяет картину бытия (дуализм).

Гносеологическая сторона основного вопроса философии (познаваемость мира) решается двумя противоположными путями:
1. Мир познаваем.
2. Мир не познаваем.

Помимо своего основного вопроса, философия пытается в отношении сознания решить также проблемы природы сознания и механизмов его работы.

Относительно природы сознания: сознание не материально по своей природе и не может быть объектом предметно-практической деятельности человека.
сознание изначально всегда понимается только как субъективная реальность,, присущее только внутреннему миру человека.
Механизмы работы сознания, то философия ограничивает здесь сферу своих интересов процессами интеллектуального порядка, что касается умственной деятельности человека.
Умственная деятельность – это по своей форме есть диалог сознания с самим собой в процессе своего взаимодействия с действительностью.
В процессе же взаимодействия с действительностью, умственная деятельность сознания характеризуется наличием двух компонентов:
1. Компонент чувственных ощущений (внутренних о себе и внешних, о мире).
2. Компонент смыслообразования (преобразование чувственных ощущений в интеллектуальные абстракции).

Генезис сознания и эволюция его форм.

Точка зрения многих филосо­фов о том, что сознание присуще всем уровням организации материи, т.е. неправомерное распространение психических процессов на все тела природы (панпсихизм), приводило к невозможности решить проблему происхождения и сущности сознания.

Однако появление теории отражения,. Основополагающей идеей теории отражения является следующая: вся материя на всех уровнях её существования обладает свойством отражения. От­ражение - это способность каждого материального объекта (явления) воспроизводить особенности других объектов (явлений) при взаимодействии с ними (сохранять "следы" взаимодействия с ними). Отражение имеет место везде, где есть взаимодействие. Отражающее воспроизводит отража­емое, и сведения об этом выступают в форме информации, которая являет­ся содержанием отражения.Отражение является всеобщим свойством материи, поэтому информационные процессы имеют место и в неорганической природе, и в мире живот­ных и растений, и в обществе. Выделяют следующие уровни или формы от­ражения:

1) отражение в неживой природе (след на песке, нагревание камня): носит пассивный характер, поскольку на этом уровне не фиксируется внешняя активность объекта;

2) отражение в живой природе:

- раздражимость (способность организма к простейшим реакциям в ответ на действие определённых раздражителей; присуща расте­ниям);

- чувствительность (способность к ощущениям; появляется на уровне простейших животных и предполагает активность орга­низма на воздействие внешней среды);

- психика (или нейрофизиологическое отражение) (способность организма не просто реагировать на внешние раздражители, но и активно реализовывать внутреннюю программу (цель), зало­женную в видовом опыте (погоня волка за овцой); на этом эта­пе мозг предназначен для управления деятельностью организма в соответствии с изменениями в окружающей среде; психика присуща животным с нервной системой);

3) отражение на социальном уровне:

- сознание - это высший уровень отражения, присущий только че­ловеку, возникновение которого является результатом развития человека не как природного, а как социального существа;

месте с тем сознание человека качественно отличается от психики животных. Основными отличительными признаками здесь являются:
1) абстрактно-логическое мышление, связанное с умением воспроизводить сущностные характеристики и связи действительности, не данные непосредственно в восприятии;

2) целеполагание как способность идеально конструировать желаемый продукт деятельности, что позволяет человеку творчески преобразовывать действительность, а не пассивно вписываться в нее;

3) самосознание, определяющее возможность выделения себя из внешней среды;

4) язык как вторая сигнальная система, заставляющая нас ориентироваться не столько по реальным физическим процессам, сколько по их знаково-символическим, языковым коррелятам.

Сознание возникло в процессе общественно-производственной деятельности человека и неразрывно связана с речью. Сознание существует в 2 формах: общественной и индивидуальной. Как любое явление действительности, сознание имеет свои способы существования. Язык - материальная оболочка сознания. Речь может быть искусственным и естественным. Через язык сознание становится доступной для восприятия и осознания другими людьми

Проблематика философии сознания восходит к Античности. Платон и Аристотель являются предшественниками современных дуалистов, поскольку считали, что разум существует как отдельная от материи онтологическая реальность. У истоков традиции монизма стоит другой греческий философ, Парменид, утверждавший, что бытие имышление едины. В классическом виде психофизическая проблема была сформулирована французским мыслителем XVII века Рене Декартом. Декарт считал, что мир состоит из двух родов субстанций: материальной и духовной. При этом основным атрибутом материи является протяженность, а основным атрибутом духа — Мышление. С этой точки зрения, человек представляет собой сочетание протяженного тела и мыслящего духа. Такая позиция стала известна как психофизический дуализм. Психофизическая проблема в постановке Декарта формулируется так:

Как в человеке соотносится его тело и дух, каким образом они коррелируют друг с другом?

Сознательное и бессознательное представляют собой две стороны единой совокупности человеческой психики. Обычно сознательное противопоставляется бессознательному, однако с точки зрения психоаналитических исследований эти понятия рассматриваются как единое целое, но на различных уровнях.

Сознательное (или сознание) представляет собой одну из форм отражения объективной действительности на человеческой психике. С точки зрения культурно-исторического подхода к проблеме сознательное характеризуется наличием промежуточного звена между сознанием и восприятием объективной реальности. Этим промежуточным звеном являются элементы историко-общественной практики, которые позволяют строить объективную картину окружающего мира.

Бессознательное (или подсознание, неосознаваемое) обозначает психические процессы, которые не находят отражения в сознании человека и не управляются им. Характерной особенностью бессознательного является отсутствие субъективного контроля: этим термином можно обозначить все, что не является для человека объектом сознания. Термин «бессознательное» используется для характеристики не только индивидуального, но и группового поведения, цели и действия которого не осознаются участниками действия. В теории сознательного и бессознательного существует несколько видов проявления бессознательного:

· неосознаваемая мотивация (т.е. побуждения к действию), истинный смысл которой не осознается ввиду ее неприемлемости с социальной точки зрения либо противоречия с иными мотивами;

· поведенческие стереотипы и атавизмы, отработанные до такой степени автоматизма, что их осознание в привычной ситуации излишне;

· подпороговое восприятие, которое не поддается осознанию, поскольку содержит большой объем информации;

· надсознательные процессы, которыми являются интуиция, вдохновение, творческое озарение и т.п.





Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 3514 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.009 с)...