Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Основные философские идеи марксизма



* Идея практики;

Практика первична и определяет духовный мир человека, его культуру. Она имеет общественный характер, служит основой общения между людьми, предпосылкой различных форм общежития.

Практика - это предметная деятельность, имеющая следующую структуру: потребность - цель - мотив - собственно целесообразная деятельность - средства - результат.

Хотя практика и противоположна теории, между ними существует тесная взаимосвязь по следующим пунктам:

· Практика является источником теории, выступает в роли "заказчика" тех или иных разработок. Вещи, не имеющие практического значения, разрабатываются крайне редко.

· Практика является критерием истинности теории.

· Практика - цель любой теории.

· Практика как целостный процесс описывается с помощью категорий опредмечивания и распредмечивания.

* Идеи и принципы материалистической диалектики;

Марксистская диалектика включает в себя:

· Представление о мире как целостной системе.

· Учение о связях и отношениях между частями мира как целого.

· Проблему развития мира в целом и его частей.

· Специальный познавательный аппарат, с помощью которого происходит познание мира. Он состоит из категорий и принципов, образующие в совокупности диалектический метод познания.

Процесс развития Маркс и Энгельс подчиняют, вслед за Гегелем, действию трех законов:

· Закона единства и борьбы противоположностей.

· Закона взаимного перехода количественных и качественных изменений.

· Закона отрицания отрицания.

* Диалектико-материалистическое понимание истории;

основополагающие его тезисы:

· Общество есть не результат произвола правителей или божественного вмешательства, а является продуктом деятельности людей.

· Общество исторично, оно развивается во времени. Движет обществом не законодательная, политическая или идеологическая работа, а деятельность людей по производству необходимых для себя благ.

· В системе разветвленных видов человеческой деятельности есть основополагающая, производственно-материальная деятельность. Люди в первую очередь создают материальные условия жизни, а уже потом пишут стихи, занимаются политикой и т.п.

Всего типов способа производства Маркс и Энгельс насчитали пять:

· Первобытнообщинный.

· Рабовладельческий.

· Феодальный.

· Капиталистический.

· Коммунистический.

* Концепция отчуждения.

Философ был убежден, что отчуждение преодолевается не в области мышления, а в сфере практической деятельности. Он выделял такие формы отчуждения:

· Отчуждение условий труда от самого труда.

· Отчуждение результатов труда.

· Отчуждение социальных институтов от человека.

· Отчуждение идеологии от жизни.

17. Россия в диалоге культур. Славянофильство и западничество в русской философии, их историческая эволюция (религиозная и революционная мысль).

Этапы развития русской философии:

1) период зарождения древнерусской философии и раннехристианской философии Руси (IX – XIII вв.), представитель Илларион, пытался осмыслить христианство, его роль в настоящем и будущем Руси;

2) философия периода татаро-монгольского ига, зарождения, становления и развития централизованного русского государства (XIII – XVII вв.), видные философы: Сергий Радонежский, Максимилиана Грек, Андрей Курбский. В центре внимания вопросы христианского богословия и устройства государства;

3) философия XVIII века, крупнейшим философ – М.В. Ломоносов, основатель материалистической традиции в русской философии;

4) русская философия XIX в., где на первый план выходит философия истории. Формируются направления «западников» и «славянофилов»: «западники» (А.И. Герцен, В.Г. Белинский, П.Я. Чаадаев) рассматривали историю России как часть общемирового исторического процесса; «славянофилы» (А.С. Хомяков, братья Аксаковы, К.Н. Леонтьев) выступали за самобытность России и русской культуры, где основа исторического бытия России – православие и общинный образ жизни.

Особенности:

1) Географическое положение

2) Государство сложилось поздно

3) Никогда не копировала чужие традиции.с 19 в оказывала влияние на развитие зап.евр мысли

4) резкие изменения благодаря приказам сверху

Русская философия как явление самобытной русской мысли начала формироваться в XIX столетии, хотя философская мысль в России существовала и раньше. Еще языческие верования восточных славян содержали представления, которые служили основой религиозно мифологического мировоззрения. Вместе с принятием христианства на землях Древней Руси стала распространяться византийская культура, в основе которой лежали философские учения Древней Греции и Древнего Рима, а также философские идеи, содержащиеся в Священном писании и в произведениях христианских мыслителей II-VIII веков (их принято называть отцами церкви, ибо они разъясняли и обосновывали Священное писание).

По мере развития Русского государства и расширения связей с Западной Европой в России стали распространяться философские идеи западноевропейских мыслителей, причем особенно интенсивно после реформы Петра I. В этот период укрепились культурные связи с Францией и Германскими землями. Философские произведения Вольтера, Монтескье, Руссо, Дидро, Лейбница, других западноевропейских мыслителей были широко известны в России. Появились в России и мыслители, которые критически осваивали западноевропейскую философию, создавали оригинальные философские сочинения. Среди русских ученых можно выделить имена В.Н. Татищева, М.В. Ломоносова, Г.С. Сковороды, Д.С. Аничкова, А.Н. Радищева, обогативших развитие научных и философских теорий.





Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 365 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.009 с)...