Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Сахаров А.Н. считает, что нельзя понимать историю России 19 исключительно сквозь призму борьбы прогрессивных сил общества против царского режима. Он критикует советскую историографию за крайне тенденциозное освещение русских царей и государственных деятелей, историческое оправдание крайних методов борьбы с правительством, культивирование легенды о декабристах как о революционерах и предтечах большевиков. (История России. С начала 18 до конца 19 века)
Формированию идеологии декабристов и анализу их программных документов посвятили свои исследования А.Н. Медушевский, Л.Е. Михайлова, А. В Семенова. Следствие и суд над декабристами проанализировали М. А. Рахматуллин, В. А. Федоров.
Были поставлены новые проблемы декабристоведения, которые не рассматривались в советской историографии. Семенова изучила взаимоотношения декабристов и купечества, связь декабристского движения с терроризмом проанализировал В. В. Пугачев. А. Н. Лушин и А. И. Серков поставили вопрос о региональных отрядах декабристов.
Исследователи полагают, что настало время не только пересмотреть традиционные оценки, но и кардинальным образом обновить источниковую базу исследований. О. В. Эдельман полагает, что «воспоминания декабристов о следствии во многих случаях не совсем адекватно отражают реально происходившие события». Р.Г. Эмонтова предлагает разграничивать декабристов –участников восстания, синоним революционера и членов тайных обществ 1810-1820 гг., которые революционерами не были.
По словам А. Н. Медушевского, «обострение социального конфликта (в основе которого лежала неразрешенность главного вопроса – о крепостном праве) нашло свое выражение в движении декабристов. Программные документы декабристов отражают революционную концепцию изменения политической системы в стране. В их основе лежит отказ от попыток мирного реформационного взаимодействия с властью, идею свержения самодержавия и установления новой формы правления».
В литературе высказываются различные соображения по поводу взаимоотношений декабристов и народа, выраженных в формуле Ленина «страшно далеки от народа». По мнению О.И. Киянской эта формула справедлива: «Декабристы действительно не желали привлекать народ к участию в перевороте – боялись ужасов Французской революции..
Многие современные историки являются сторонниками либеральной концепции истории декабристов, которая рассматривает их программные установки как своеобразное продолжение реформ Александра 1, а восстание 14 декабря – как взрыв отчаяния из-за доносов и угрозы репрессий.
Н.Я. Эйдельман попытался взглянуть на 1825 год через призму существовавшей взаимосвязи «реформа-контрреформа» и указывал, что слабость Александра 1 при проведении реформ породила, с одной стороны, сопротивление и критику справа – реакционеров, с другой- критику слева- будущих декабристов, имеющих свои платформы преобразований. В соответствии со своей концепцией, автор ставил движение декабристов в ряду «революцией сверху»: «Казалось бы революция снизу, но ведь они к народу не обращались. Идея была взять власть в Петербурге, поставить себя на место старой власти и провести революцию сверху». В то же время называл их «обреченным отрядом».
Я. А. Гордин «14 декабря 1925 г. События и люди» также расценивал восстание декабристов как «мятеж реформаторов», но, считал, что они не хотели быть только составителями конституционных проектов, а желали изменить существовавший строй. Он рассматривал их выступление в ряду дворянских переворотов, приведших к власти государей 187 века и самого Александра. Причиной их выступления был именно отказ Александра от реформ. Я. А. Гордин пишет, что и декабристы из уважения к сложившейся в России традиции, по сути и духу республиканцы, готовые пойти на цареубийство, призывали войска к выступлению от имени предполагаемого «истинного царя» - великого князя Константина.
Анисимов Е. В., Каменский А.Б. Россия в 18-первой половине19 в. считают, что базой движения декабристов не мог быть мифический процесс разложения крепостного строя, который в это время процветал. Источники декабризма – это более сложные общественные процессы, порожденные как влиянием идей просвещения, французской революции, впечатлениями от заграничного похода русской армии в 1813-1814 г., так и явной неспособностью и нежеланием правящих верхов к реформированию общественного и политического строя в соответствии с новыми условиями жизни с новыми условиями жизни в посленаполеоновскую эпоху.
По словам С.С. Секеринского, «попыткой осуществить принципы французской революции конца18 века и избежать ее ошибок и преступлений стало движениеи декабристов, образ действий которых был в значительной степени предопределен неудачей реформаторских замыслов Александра, отсутствием в стране гражданского общества. Замыслы и действия членов тайных обществ 1810-1820 гг. явились своеобразной антитезой реформаторско- бюрократической практики, а попытки реализации либерального идеала в условиях неготовности общества к его восприятию приводили либо к усилению традиционной монархии (единственного гаранта реформирования страны), либо к возникновению угрозы якобинско- бонапартистского типа, получившей идеологическое обоснование в конституционных проектах Пестеля.
Однако далеко не все исследователи либерального движения в России считают, что декабристов следует относить к этому течению общественно-политической мысли. В.В. Леонтович пишет, что «в истории либерализма в России вряд ли можно и нужно ими заниматься по следующим причинам: среди декабристов были и настоящие либералы, но, бесспорно, между ними было еще больше сторонников политического радикализма и даже представителей социалистических тенденций. Все эти элементы соединились для того, чтобы организовать восстание, но можно с уверенностью сказать, что это всего лишь историческое совпадение. При подготовке и проведении в жизнь восстания 14 декабря, несомненно, главными руководителями оказались не либералы, а крайние элементы».
С.А. Экшут пишет о заговорщической тактике декабристов. В то же время автор считает, что декабристы стремились найти такие средства революционного переворота, которые бы предотвратили ужасы Французской революции и вместе с тем появлением «нового Бонапарта». Отсюда избранная ими тактика «военной революции»- военного, организованного, почти бескровного восстания, без участия народных масс.
В литературе долгое время была распространена версия о том, что восстание 14 декабря 1825 г. было «чисто масонским». В связи с этим многие современные исследователи, вслед за дореволюционными авторами, обращают внимание на связь декабристов с другими тайными организациями, в частности с масонством.
Некоторые авторы к изучения восстания декабристов попытались применить метод исторического прогнозирования. В работах В. Пьецуха, В. С. Поликарпова, С. Экштута и др. авторов. Рассматривается гипотетическая ситуация, которая могла возникнуть в России в том случае, если бы восстание 14 декабря 1825 г. увенчалось успехом. Соединяя документы и вымысел, авторы провели контрфактическое моделирование исторического прошлого.
С.В.Мироненко рассмотрел вопрос о соотношении закономерности и случайности в восстании декабристов. Он пишет, что закономерность движения декабристов сомнения не вызывает. Десятилетняя история тайных обществ ясно показывает, что их породили объективные противоречия российской действительности начала 19 века. Речь о самой попытке захватить государственную власть путем военного переворота. Вот она принадлежит скорее к числу исторических случайностепй. Проанализировав все факторы, которые привели к восстанию на Сенатской площади, он пришел к выводу, что Великая французская революция не произойди она в 1789 г., все равно бы произошла бы раньше или позднее. Она была неизбежна. Восстание же декабристов, не откройся для него совершенно особая возможность в декабре 1825 г., так и оставалось бы навсегда проектом или мечтой.
Наиболее общими чертами декабристского образа мыслей можно назвать представление о народном суверенитете, освобождении личности, гражданских свободах. Анализ Устава Союза благоденствия и Общества соединенных славян свидетельствует о просвещенческой ценностной ориентации декабристов – поборников энциклопедизма, свободомыслия и раскрепощения. От просветительства в программах Пестеля и Муравьева: правовое и гражданское обеспечение личности, идея общего блага. Часть останавливалась на признании реформаторского мирного пути, а часть шла дальше, до признания революционных, насильственных методов осуществления своих идеалов. Идеология Просвещения играла роль фактора, скрепляющего правительственные и общественные интересы. В этом смысле у декабристов были определенные шансы ускорить продвижение страны по пути государственности западного образца во взаимодействии с прогрессивно настроенной частью правительственного аппарата. Конкретными носителями подобного союза могли бы стать такие высшие сановники, как Сперанский, Мордвинов, Киселев, Ермолов.
Поражение декабристов и трагическое изъятие из активной общественно-политической жизни целого поколения образованнейших людей стало национальной трагедией. Было упущено не только время, но и существенно снизились темпы эволюции государства по общеевропейскому пути конституционного правового развития. По форме, содержанию, по составу основных действующих лиц обе альтернативы – правительственная (просвещенная бюрократия) и общественная (передовое дворянство, интеллигенция) - все более отдалялись друг от друга, а вместе с этим непреодолимо углублялся раскол между правительством и обществом, результатом которого становится выработка новых, оппозиционных друг другу идейных основ.
Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 778 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!