Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Тема смысла жизни человека неизменно присутствует во всех эпохах истории философской мысли



Смысл жизни, смысл бытия — философская и духовная проблема, имеющая отношение к определению конечной цели существования, предназначения человечества, человека как биологического вида, одно из основных мировоззренческих понятий, имеющее огромное значение для становления духовно-нравственного облика личности.

1. Философы Древнего мира

-Смысл жизни видели, например, в служении человека государству и его правителю, как это полагал Конфуций.

-Другие философы (например, Сократ) находили смысл жизни человека в его познании и самопознании, стремлении к знанию.

-Некоторые философы призывали человека стремиться к наслаждениям и удовольствиям, к собственному счастью, что делал Эпикур.

-В индийском буддизме человеку вообще предлагалось отрешиться от жизненных проблем и сосредоточиться на своем внутреннем мире. В древней философии, таким образом, сложились разные представления о том, для чего человеку жить и к чему стремиться.

2. Религиозная философия Средних веко..

- вся жизнь человека должна быть наполнена стремлением к Богу и служением ему.

- Чел. призван к смирению и покорности,это возможно лишь через подчинение тела духу, духовному началу.

- Смысл жизни человека - это несение им креста, долга перед другими людьми и даже жертвы, как это сделал Иисус Христос.

3. Философия Нового времени.

- Сделала акцент на том, что жизнь человека должна быть наполнена активной деятельностью, ведь человек - существо разумное, способное не только к познанию, но и к обретению власти над внешним миром - природой и обществом.

- Руководствуясь своими интересами, он призван устроить общественную жизнь более разумной и справедливой, свободной от угнетения, несправедливости, эксплуатации человека человеком.

- Такая смысложизненная установка нашла свое выражение в творчестве просветителей XVIII века (Д. Дидро, Ж. Ж. Руссо и др.), в классическом марксизме (К. Маркс, Ф. Энгельс).

4. В экзистенциальной философии XX века (А Камю, ЖЛ. Сартр и др.).

- Подчеркивалось, что смысл своей жизни человек утверждает сам, страстно желая быть свободным. Постоянно быть в пути, в поиске - таков удел человека.

- «Чтобы быть, - писал Сартр, - человек должен сам себя выбрать, ни изнутри, ни извне к нему не приходит ничего такого, чтобы ему оставалось только принять. Человек полностью и неотвратимо обречен на нестерпимую необходимость созидания своего собственного существования вплоть до мельчайших деталей».

5. Русская философия.

-В смысложизненной проблеме отечественная философия стремилась открыть и постигнуть, прежде всего, нравственное содержание, которое касается отношения человека к человеку, к обществу в целом.

- Л.Н. Толстой. Разум и совесть требуют от человека жить для других, а не для себя. Жизнь для других - это жизнь «блаженная и бесконечная», это «радостная деятельность жизни» и путь к бессмертию как бесконечности своего существования. Жизнь представляет собой великий дар, который дается всем людям, но каждый человек призван нести свою долю ответственности за жизнь. Тому, кто любит жизнь и других людей, смерть не страшна.

- Нравственное содержание смысла жизни человека выделял и русский религиозный философ B.

C. Соловьев. По его убеждению, смысл жизни человека состоит прежде всего в служении добру. Само же добро - это созидание жизни во всех ее проявлениях, любовь ко всему живому.

- Большое внимание теме смысла жизни и призвания человека уделял и Н.А. Бердяев. Он рассматривал человека как существо свободное и творческое, призванное преображать мир и придавать ему стройность и красоту: «Человек призван производить работу над материей этого мира, подчинять ее духу».

Иерархия смыслов жизни человека (снизу вверх):

-вселенная

-живые существа

-человечество в целом

-государство

-регион (республика, штат)

-город, посёлок

-общественная организация

-работа

-семья

-личность

По мере развития цивилизации представления о высших смыслах существования человечества сильно изменяются. С расширением кругозора и ростом технических возможностей смысл жизни представляется всё более масштабным: от процветания рода, племени он переходит к процветанию страны, к процветанию человечества, цивилизации, а оно невозможно без процветания (по меньшей мере, сохранения) биосферы. Далее следуют космические масштабы: сохранение Земли от столкновений с астероидами и кометами, Солнца — от превращения в белого гиганта и красного карлика, Млечного пути (нашей галактики) — от столкновения с галактикой Андромеды.

В философии как специфической системе знания есть раздел, в котором окружающий человека мир рассматривается с точки зрения его значения для человека, т.е. ценности. Этот раздел называется аксиологией («теория ценностей»), основы которой были сформулированы еще в древней философской мысли. В аксиологии рассматриваются вопросы и проблемы, которые конкретизируют философские представления о человеке, его бытии в мире и смысле своего существования.

Деятельное отношение человека к миру существует в различных формах:

1. Познавательное отношение, т.е. поиск и обретение знаний, начиная от самых простейших (обыденное знание) и заканчивая теориями и научными картинами мира.

2. Практическое отношение, т.е. стремление преобразовать мир в соответствии со своими потребностями и интересами.

3. Художественно-эстетическое отношение, что предполагает восприятие мира сквозь призму гармонии и красоты, любование и восхищение этим миром, воплощение прекрасного в своей практической деятельности.

4. Нравственное отношение, т.е. следование человека моральным канонам и императивам (повелениям общества, собственной совести) или же вопреки морали и совести.

5. Ценностное отношение к миру. По своему содержанию оно предполагает восприятие мира с точки зрения его значения (смысла) для человека, раскрытие роли материальных и духовных явлений, предметов и процессов в жизнедеятельности человека.

4. В аксиологии исходными и базовыми являются понятия «ценностное отношение» и «ценность» (благо).

вот про ценности вроде как и к этом вопросу тожеотносится проблема и заявлена отдельно в вопросе № 28…

помещу разную инфу в разных вопросах.

Первоначально ценности изучались в рамках философии как категория наивысшего Блага (Платон, Гераклит, Демокрит, Аристотель). Как бы продолжая эту традицию, Г.Г. Шпет определил культуру как совокупность благ - культура - наука, искусство, поэзия, философия, религия, правда.

Ценностное отношение - это особого рода связь (взаимодействие) субъекта и объекта, в рамках которого происходят выявление, переживание и осмысление социокультурного значения объекта (предмет, явление, процесс и т.д.) для бытия субъекта.

Ценностное отношение имеет два полюса - объект как носитель ценности и субъект как носитель оценки. Это отношение существует в разных формах познания - в мифологии и религии, в искусстве, философии и морали, в обыденном познании.

Под ценностью в аксиологии понимается социокультурное значение предметов, процессов и явлений (материальных и духовных) для человека.





Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 334 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...