Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Д., как наука. Основные принципы, категории и законы Д



Д. – такое понимание мира и такой способ мышления, при котором различные явления рассматриваются в многообразии их связей, взаимодействии противоположных сил, тенденций, в процессах изменения, развития.

Как философская наука, Д. имеет длительную историю, уходя корнями во времена античности, но как бы заново открывая в идеалистической форме в трудах представителей немецкой классической философии Канта и Гегеля.

Термин "Д." в школе Сократа-Платона означал умение вести беседу так, чтобы вскрыть противоречия в суждениях противника и найти таким путем истину. Уже в таком подходе содержался зародыш современного понимания Д. как учения, рассматривающего материальный мир и мир идей в движении, противоречиях, развитии.

Объективная Д. - это Д. реального мира, природы и общества, она выражает беспрерывное развитие и изменение, возникновение и уничтожение явлений природы и общества.

Субъективная Д. - это отражение объективной Д., Д. бытия в голове человека, в его сознании. Иными словами, объективная Д. царит во всей природе, а субъективная Д., Д-ое мышление есть только отражение господствующего во всей природе движения путем противоположностей. Значит, зависимость здесь такова: Д. вещей определяет Д. идей.

Д. как учение о развитии рассматривает три круга проблем: особенности, отличающие развитие от всяких других типов изменений, вопрос об источнике развития и его вопрос о его формах. Прежде всего отметим, что под философскими принципами понимается совокупность наиболее общих исходных посылок, основополагающих идей, характеризующих понимание мира. Принцип всеобщей связи является основным в Д-ом взгляде на мир. Об этом говорит вся история развития Д.. Так, идею всеобщей связи мы находим уже в античной философии, которая считала, что весь мир есть изменение, переход, взаимосвязь какого-то одного материального начала (например, воды, огня, воздуха) со всем множеством вещей и явлений. Про все течет все меняется Гераклита ты помнишь, вот еще крылатая фраза, вышедшая из-под его языка (или пера): «нельзя дважды войти в одну и ту же реку». Еще должна помнить по то, что основой всякой связи вещей является огонь (Грядущий огонь все будет отделять и связывать). Короче, Д. – это (искусство спорить, вести рассуждение) — метод аргументации в философии, а также форма и способ рефлексивного теоретического мышления, имеющего своим предметом противоречие мыслимого содержания этого мышления. Аристотель считает изобретателем диалектики Зенона Элейского, который подверг анализу противоречия, возникающие при попытке осмыслить понятия движения и множества.

Интересна Д. Средневековья. Д. как особая философская концепция, описывающая стиль мышления коллективистического общества, в Средние века не была построена (в ясной форме она действительно появилась только в работах Гегеля). Причина отсутствия связного описания диалектики в средневековой философии очевидна: в диалектике и являющейся ее развитием диалектической логике до XIX в. не было нужды. Средневековое понимание связи небесного мира с земным было религиозным и требовало, прежде всего, веры, и только потом и в той мере, в какой это оказывалось возможным, знания.

Тезис "Верую, чтобы понимать" Августина хорошо передает эту сторону дела. "Там, где это возможно, соединяй веру с разумом", говорит Боэций и одновременно признает, что в вопросе о Святой Троице – центральном в средневековой диалектике - такое соединение недостижимо. Принцип "Понимаю, чтобы верить", выдвинутый Абеляром, был уже отступлением от ортодоксии и такой рационализацией веры, которая вела, в конечном счете, к ее ослаблению. К XIX в. укрепилось убеждение, что будущее человеческого общества не может быть предметом ненадежной веры, а должно стать объектом обоснованного знания.

Средневековый человек мог связывать настоящее (Бога-Сына) с будущим (Богом-Отцом) посредством мистического Бога-духа. Представители индустриального общества обращаются уже к разуму. Наиболее радикальные из них позднее начинают, подобно Марксу, связывать настоящее и будущее человечества с помощью диалектики социального развития: именно она неотвратимо ведет от капитализма через социализм к коммунизму.

Диалектика как описание реального коллективистического мышления вызревала на протяжении всех средних веков, но окончательно она сложилась только в преддверии новой, индустриальной формы коллективистического общества.

В механическом материализме взаимосвязь понималась как механическое соединение и разъединение каких-либо элементов. Так ее понимали Гольбах и Гельвеций.

Однако в наиболее полной, систематизированной форме Д. была развита в учении немецкого философа Гегеля, который, теоретически подытожив историю Д., пошел гораздо дальше своих предшественников. Он разработал на идеалистической основе систему Д-ого миропонимания, Д-ий метод и Д-ую логику, открыл основные законы Д.. Собственно говоря, Д. Гегеля - это первая систематическая критика того способа мышления, который сейчас определяется как метафизический. В основе Д. Гегеля лежит идеалистическое представление о том, что источник всякого развития заключен в саморазвитии понятия, а значит, имеет духовную природу.

По Гегелю, "только в понятии истина обладает стихией своего существования" и поэтому Д. понятий определяет собой Д. вещей. Последняя есть лишь отраженная, отчужденная форма подлинной Д., Д. понятий.

Но о Гегеле уже я высказывались.

Тут вот можем проявить себя)) В настоящее время ведутся работы над связью земных проявлений жизни с космическими источниками энергии, изучается влияние астрономических факторов на различные циклы жизнедеятельности человека, животных и растений, инопланетян)) Наука серьезно задумывается над взаимной связью самых различных явлений - жизни простейших и солнечной активности, химического состава воды и космических колебаний морского дна. Все в мире оказывается взаимосвязанным. Поэтому такие важные для жизни человечества проблемы, как сохранение мира, охрана окружающей среды, развитие науки и техники, приобретают особый, не только теоретический, но и практический смысл, ибо нарушение или игнорирование установившихся в природе взаимозависимостей чреваты большими бедами. Думается, что для современного человека вопрос о взаимосвязи явлений природы и общества более актуален,чем в предыдущие исторические эпохи. Значит, в своей деятельности мы всегда должны учитывать этот момент, проектируем ли поворот рек, строим ли атомную станцию или исследуем космос. Одним словом, решая глобальные проблемы, необходимо иметь в виду целостный, системный характер мира. Связи проявляются в форме взаимодействия и взаимообусловленности явлений. Это значит, что явления определяют друг друга, изменения одного явления влекут за собой изменения другого..кэп

Например, общественное бытие определяет общественное сознание, изменение материальных условий жизни людей вызывает в конечном счете изменения и в общественном сознании.

Выделяются разнообразные виды связей. Классификация видов связи строится либо по формам движения материи, либо по форме и характеру проявления:

· прямые – опосредованные;

· внутренние – внешние;

· функциональные;

· генетические.

С точки зрения Д., вещи не просто сосуществуют между собой, а воздействуют друг на друга, причем в процессе взаимодействия проявляются их свойства. Только определенная система взаимодействия данной вещи с другими вещами делает ее тем, чем она является. Изменение системы взаимодействий изменяет и саму вещь.

Д. как наука о связях включает в себя принцип детерминизма, т.е. признание объективной закономерной взаимосвязи и взаимообусловленности явлений мира. Ядром данного принципа служит понятие причинности, т.е. такой связи, в которой одно явление (причина) при определенных условиях с необходимостью порождает другое (следствие).

Существуют различные способы и формы объективной детерминации явлений: связь случайного и необходимого, возможного и действительного, бесконечного и конечного, определенного и неопределенного и т.д.

С точки зрения Д., каждая вещь представляет собой целостную систему связей и отношений между элементами, характеризующуюся рядом свойств:

1) системе как целому присущи новые свойства по сравнению со свойствами составляющих ее элементов;

2) определить характеристики элемента можно только тогда, когда он рассматривается как часть данной системы, так как он теряет их, если выходит за рамки этой системы;

3) данная система обусловлена, в свою очередь, составляющими ее элементами;

4) между элементами системы существуют отношения взаимозависимости и соподчинения, при этом система характеризуется связями разного рода: генетическими, функциональными и т.д.;

5) в системе выделяется определяющий тип связи, образующий ее структуру, которая обеспечивает устойчивость системы.

Итак, система - динамическое образование, характеризующееся единством противоположностей, постоянством и изменчивостью. Понятие системы вводится потому, что нельзя сложные, многоуровневые связи предметов и процессов представить в виде простого линейного причинно-следственного ряда.

Однако Д. является не только наукой, но всеобщим методом познания и преобразования действительности. Это означает, что она вооружает частные науки методологическими принципами, вытекающими из названных выше основных принципов Д.. К ним относятся:

1) принцип объективности, который требует, чтобы в процессе деятельности люди не подменяли объективную реальность своими субъективными вымыслами, не соответствующими ей;

2) принцип всеобщей связи, требующий всестороннего рассмотрения предметов, процессов и явлений с учетом всех их опосредований;

3) принцип развития, согласно которому необходимо выяснять причины возникновения, становления всего сущего;

4) принцип конкретно-исторического подхода к анализу вещей, т.е. учета условия, времени и места, в которых происходит то или иное явление;

5) принцип выделения основного звена в цепи событий, требующий выделения главных направлений в процессе человеческой деятельности.

Эти принципы,так же, например, как грамматические правила при правописании должны стать основой Д-ого стиля мышления исследователя. В дальнейшем необходимо на определении понятий, категорий, законов Д. для анализа их роли в процессе познания.

Категория - древнегреческое слово, означающее указание, высказывание. Категории Д. - это основные понятия, в которых отражаются существенные стороны всеобщей связи и развития природы, общества, мышления.

Категории Д. - это ступени, узловые пункты познания мира, в которых отражаются взаимосвязь, взаимопереходы и противоречивость предметов и явлений природы, общества и мышления.

Вот такие вот категории Д.: их не мало..

Категории и закономерности диалектики существуют в определенной системе, в которой и выражено само содержание диалектики.

Сущность и явление - категории, отражающее всеобщие формы предметного мира и его познание человеком. Сущность — это внутреннее содержание предмета, выражающееся в единстве всех многообразных и противоречивых форм его бытия; явление — то или иное обнаружение (выражение) предмета, внешние формы его существования. В мышлении категории Сущности и явления выражают переход от многообразия наличных форм предмета к его внутреннему содержанию и единству — к понятию.

Содержание и форма - категории, во взаимосвязи которых содержание, будучи определяющей стороной целого, представляет единство всех составных элементов объекта, его свойств, внутренних процессов, связей, противоречий и тенденций, а форма есть способ существования и выражения содержания. Термин "форма" употребляется также для обозначения внутренней организации содержания и связан, т.о., с понятием структуры.

Необходимость и случайность - категории диалектики, которые конкретизируют представление о характере зависимости явления, выражают различные аспекты, типы связей, степень детерминированности явления. Случайность – отражение в основном внешних, несущественных, неустойчивых, единичных связей действительности. необходимость – вещь, явление в их всеобщей закономерной связи внутренних, устойчивых, повторяющихся, всеобщих отношений действительности, основных направлений ее развития.

Причина и следствие - категории, отображающие одну из форм всеобщей связи и взаимодействия явлений. Под причиной понимается явление, действие которого вызывает, определяет, изменяет, производит или влечёт за собой другое явление; последнее называют следствием. Производимое причиной следствие зависит от условий. Одна и та же причина при разных условиях вызывает неодинаковые следствия. Различие между причиной и условием относительно. Каждое условие в определенном отношении является причиной, а каждая причина в соответственном отношении есть следствие. Причина и следствие находятся в единстве: одинаковые причины в одних и тех же условиях вызывают одинаковые следствия.

Возможность и действительность – категории диалектики, отражающие две основные ступени развития каждого предмета или явления в природе, обществе и мышлении. Возможность – есть объективно существующая тенденция развития предмета. Она возникает на основе той или иной закономерности развития предмета и выражает эту закономерность. Действительность - есть объективно существующее единство закономерности взаимосвязи развития предметов и всех ее проявлений.

Единичное, особенное, всеобщее. Единичное — определенное, ограниченное в пространстве и времени тело, вещь, система вещей данного качества, рассматриваемые в их отношении, как к самим себе, так и к миру в целом по их качественной определенности; предел количественного деления данного качества. Особенное - категория, выражающая реальный предмет как целое в единстве и соотнесении его противоположных моментов — единичного и всеобщего. Обычно особенное рассматривается как нечто, опосредствующее отношение между единичным и всеобщим. Категория всеобщего - есть отражение реально всеобщего, т. е. объективного единства многообразных явлений природы и общества, в сознании человек

· Категория "закон" рассматривается в материализме и идеализме с противоположных позиций.

Идеалистическое направление в философии понимает под законом форму рассудочной деятельности, средстве упорядочивания ощущений и эмпирических данных, как это свойственно представителям субъективного идеализма, либо как мысленное воспроизведение человеком развития абсолютной идеи (характерно для объективного идеализма Гегеля).

Материалистическое: законы объективны по своему содержанию. Так, например, античные материалисты под законом понимали объективный порядок, внутренне присущий миру, естественный путь развития всех вещей. Современная материалистическая Д. продолжает эту линию, полагая, что законы развития природы и общества носят объективный характер, а значит, и законы науки, которые более или менее точно отражают их, также объективны по содержанию и субъективны по форме своего выражения.

(Этого я вот про Гегеля не говорила: Закон есть отношение между сущностями. Таким образом, закон - это устойчивая, общая, существенная, необходимая, повторяющаяся связь явлений природы и общества).

Законы различаются по степени общности:

всеобщие - это законы Д.,

общие - законы, характерные для большего круга явлений (закон сохранения энергии),

частные законы - законы, отражающие связи определенного круга явлений,

биологические, химические, социальные и др.

Законы различают также по форме проявления в зависимости от типа детерминации и по этому признаку выделяют динамические и статистические законы.

Динамические законы выражают более простую, однозначную связь. Это такая форма связи, при которой начальное состояние системы однозначно определяет все последующие. Зная первое, можно с большей степенью точности предвидеть вторые. Эти законы действуют в каждом явлении, представляющем ту или иную форму движения материи: закон тяготения, инерции. Классическая механика изучала динамические законы движения тел и планет Солнечной системы, разработала способы предсказания небесных явлений, (например, затмений Солнца). Эти законы абстрагируются от случайности, необходимость действует здесь в относительно чистом виде.

Статистические законы - это законы средних чисел, которым подчиняется масса случайностей. Действие статистических законов характерно для больших групп явлений, где велика роль случайности.

Причинность здесь проявляется иначе, чем в динамических законах. Начальное состояние системы лишь с некоторой вероятностью определяет последующие в форме средних, случайных тенденций. Например, закон Бойля-Мариотта, закон естественного отбора Дарвина, законы истории в своем большинстве носят статистический характер.

Кроме того, различают законы развития и функционирования.

Законы развития характеризуют переходы от одного состояния к другому, прев- ращение систем в друг друга и т.д. Это законы Д., биологические законы развития популяций.

Законы функционирования отражают способ существования систем в определенном качестве, воспроизводят тип структурных отношений в результате влияния на систему условий ее существования, других систем, а также взаимовлияния собственных элементов (закон спроса и предложения, ценообразования).

!!! законы науки, отражая законы природы, общества и мышления, являются одной из форм теоретического знания.

В Д. выделяют три основных закона:

· единство и борьба противоположностей (об этом уже много сказано);

· взаимный переход количественных изменений и изменений качественных;

· отрицание отрицания.

(подробнее о них в вопросе о гегеле)

ПОЗНАНИЕ КАК ФИЛОСОФСКАЯ ПРОБЛЕМА. ОСНОВНЫЕ ИДЕИ И ВОПРОСЫ ГНОСЕОЛОГИИ

Познание – философская категория, описывающая процесс построения идеальных планов деятельности и общения, создания знаково-символических систем, опосредующих взаимодействий человека с миром и другими людьми в ходе синтеза различных контекстов опыта.

В целом большинство различий в истолковании и обосновании познания можно свести к двум основным позициям – фундаментализму и функционализму, каждая из которых схватывает одну из существенных сторон познавательного процесса. Водораздел между ними образуется разным пониманием человеческого опыта: в первом случае как деятельности, руководимой рефлексией и ищущей своего рационального объяснения в ходе бесконечного регресса оснований, или, во втором случае, как деятельности, стихийно порождающей рефлексию по мере необходимости и подчиняющей ее своим потребностям и задачам. Наиболее полный образ познания предполагает поиск и нахождение баланса между рядом противоречиво дополняющих друг друга позиций.

Так, с одной стороны, познание в его специфичности требует для своего понимания чего-то принципиально и субстанциального иного – «реальности», «объекта», «материи» (реализм), с другой же – познание может быть понято как самостоятельная идеальная реальность, обладающая внутренней динамикой и источниками развития (трансцендентализм). Однако, будучи самостоятельной реальностью, познание вместе с тем пронизывает все аспекты человеческого мира и лишь в абстракции может быть выделено из него. В таком случае познание надо понимать как процесс, сопровождающий деятельность и общение людей и выполняющий функцию их обеспечения идеальным образом (фундаментализм).

Одно из главных отличий человеческого познания от аналогичной психической деятельности животных – конструктивность. Знаково-символические системы, стихийно возникая как эпифеномен деятельности и общения, приобретают затем относительную самостоятельность, и мыслительная работа с ними не только сопровождает все проявления человеческой активности, но и является условием его возможности. Познание не есть копирование некоторой внешней познаваемой реальности, но внесение смысла в реальность, создание идеальных моделей, позволяющих направлять деятельность и общение и приводить в систему состояния сознания.

Объект познания – это то, на что направлена практическая, познавательная и оценочная деятельность человека. Та часть мир, с которой в той или иной мере взаимодействует субъект.

Субъект познания – носитель познавательной деятельности, осуществляющий целенаправленную деятельность и оценивающий ее результаты. Это могут быть отдельные люди, социальные и научные общности, человечество в целом. (по учебнику О.А. Митрошенков Философия)

Теория познания (гносеология, эпистемология) – раздел философии, в котором анализируется природа и возможности знания, его границы и условия достоверности. Теория познания является важнейшим разделом метафизики как философского учения о первоосновах сущего. В самом общем и абстрактном виде теория познания может трактоваться как философское учение о знании и закономерностях познавательной деятельности человека.

Термин «теория познания» был введен в философию относительно недавно – в середине 19 века. Первая систематическая продуманная теория познания была создана И.Кантом в конце 18 в. Ему принадлежит классическая формулировка фундаментальных гносеологических проблем: как возможны математическое, естественнонаучное, метафизическое и религиозное знания и каковы их существенные характеристики?

Более распространенной является позиция, согласно которой считают, что теория познания оформляется в Европе в 16 – 17 вв. в трудах Ф.Бэкона и Р.Декарта. В этот исторический период, связанный со становлением классической европейской науки и идущим параллельно процессом секуляризации общественной жизни, феномен знания, механизмы его получения и проверки впервые превращаются в самостоятельный и важнейший объект философских исследований.

Проблематика теории познания может содержаться в философской концепции в имплицитном виде, например, через формулирование онтологии, которая неявно определяет возможности и характер знания. Знание как проблема рассматривается уже в античной философии, хотя в подчинении онтологической тематике. Теория познания оказывается в центре всей проблематики западной философии 17 века: решение теоретико-познавательных вопросов становится необходимым условием исследования всех остальных философских проблем. Складывается классический тип теории познания. Теория познания продолжала занимать центральное место в западной философии вплоть до середины 20 века, когда появляется необходимость в переосмыслении самих способов постановки ее проблем и способов решения, выявляются новые связи теории познания и других областей философии, а также науки и культуры в целом. Возникает неклассическая теория познания. Вместе с тем в это время появляются философские концепции, которые либо пытаются отодвинуть теоретико-познавательную проблематику на периферию философии, либо даже отказаться от всей проблематики теории познания, «преодолеть» ее.

Понимание характера проблем теории познания предполагает анализ двух ее типов: классического и неклассического. В классическом типе можно выделить ряд особенностей:

1. Критицизм. Философия возникает как недоверие к традиции, к тому, что навязывается индивиду внешним (природным и социальным) окружением. Философия – способ самоопределения личности; она выступает как критика культуры. Теория познания – критика того, что считается знанием в обыденном здравом смысле, в науке данного времени, в науке данного времени, в других философских системах. Исходной для теории познания является проблема иллюзии и реальности, мнения и знания.

2. Фундаментализм и нормативизм. Идеал знания, на основе которого решается задача критики, должен быть обоснован. Все то, что претендует на знание, но в действительности не покоится на этом фундаменте, должно быть отвергнуто. Поэтому поиск оснований знаний не тождественен простому выяснению причинных зависимостей между разными психическими образованиями (например, ощущением, восприятием и мышлением), а направлен на выявление таких знаний, соответствие которым может служить нормой. Следует различать то, что фактически имеет место в познающем сознании, и тем, что должно быть для того, чтобы считаться знанием. В этом своем качестве теория познания выступала не только в качестве критики, но и как средство утверждения определенных типов знания, как средство их своеобразной культурной легитимации. В определенный период происходит разделение теоретико-познавательных концепций на эмпиризм (знание соответствует данным чувственного опыта, в основе которого лежат ощущения (сенсуализм), «чувственные данные» (неореализм), элементарные протокольные предложения (логический эмпиризм)) и рационализм (знание – то, что вписывается в систему «врожденных идей» либо в систему категорий и схем (Гегель, неокантианцы)).

Другое разделение – психологисты (норма, обеспечивающая связь с реальностью, коренится в самом эмпирически данном сознании; определенный факт сознания, а теория познания в этой связи основывается на психологии. Д.Беркли, Д.Юм, Э.Мах) и антипсихологисты (теоретико-познавательные нормы, говорящие не о сущем, а о должном, не могут быть просто фактами индивидуального эмпирического сознания. Нормы имеют всеобщий характер, поэтому они не могут быть получены путем простого индуктивного обобщения чего бы то ни было, в том числе работы эмпирического познания). Антипсихологизм в теории познания был своеобразно продолжен в аналитической философии, где он был понят как анализ языка.

3. Субъектоцентризм. В качестве базиса несомненного базиса, на котором можно строить систему знания, выступает сам факт существования субъекта. Знание о том, что существует в сознании, - неоспоримо и непосредственно; знание о внешних моему сознанию вещей – опосредовано. Так, например, для эмпириков таким неоспоримым статусом обладают данные в моем сознании ощущения; для рационалистов – априорные формы сознания субъекта.

4. Наукоцентризм. Большинство теоретико-познавательных систем исходило из того, что именно научное знание, как оно было представлено в математическом естествознании этого времени, является высшим типом знания, а то, что говорит науки о мире, то и существует на самом деле.

Неклассический тип теории познания:

1. Посткритицизм. Не отказ от философского критицизма, а понимание того фундаментального факта, что познание не может начаться с нуля, на основе недоверия ко всем традициям, а предполагает вписанность познающего индивида в одну из них. Данные опыта истолковываются в теоретических терминах, а сами теории транслируются во времени и являются продуктом коллективной разработки. На смену установки недоверия и поисков самодостоверности приходит установка доверия к результатам деятельности других. Всякая критика предполагает некую точку опоры, принятие чего-то, что не критикуемо в данное время и в данном контексте (но может стать объектом критики в другое время).

2. Отказ от фундаментализма. Связан с обнаружением изменчивости познавательных форм, невозможность формулировать жесткие нормативные предписания развивающемуся познанию. Одни философы считают возможным говорить об отказе от теории познания как философской дисциплине. Другие отождествляют отказ от фундаментализма с концом теории познания и с вытеснением теоретико-познавательных исследований философской герменевтикой. Ряд философов считают возможным дать новое понимание этой дисциплине и в этой связи предлагают разные исследовательские программы, например, программу «натурализованной эпистемологии» У.Куайна. Согласно ей, научная эпистемология должна полностью отказаться от выдачи предписаний, от всякого нормативизма и свестись к обобщению данных физиологии высшей нервной деятельности и психологии, использующей аппарат теории информации.

3. Отказ от субъектцентризма. В современной теории познающий субъект понимается в качестве изначально включенного в реальный мир и систему отношений с другими субъектами. Вопрос не в том, как понять познание (или даже доказать существование) внешнего мира и мира других людей, а как объяснить генезис индивидуального сознания, исходя из этой объективной данности.

4. Отказ от наукоцентризма. Наука является важнейшим способом познания реальности, но не единственным. Она принципиально не может вытеснить, например, обыденное знание. Для того, чтобы понять познание во все разнообразии его форм и типов, необходимо изучать эти до-научные и вне-научные формы и типы знания. Самое важное при этом, что научное знание не просто предполагает эти формы, но и взаимодействует с ними.





Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 451 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.014 с)...