Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Й этап 1953 - 1991 гг



Явное оживление философской мысли начинается примерно с 60-х годов хотя до этого:

-с 1956 г. философию преподают как самостоятельный предмет не только в гуманитарных вузах и университетах, но и в технических;

-в 1958 г. - возникает ещё один философский журнал «Философские науки»;

-с конца 50-х гг. Советс. философы начинают принимать участие в международных фил. конгрессах.

Главные темы работы советских философов:

1. Новое прочтение К. Маркса (-соотношение идей раннего и позднего Маркса, -анализ внутренней логики и диалектики «Капитала») М.М. Розенталь

2. Развитие диалектической логики. Диалектика анализируется как объективный процесс и метод познания. (Ильенков, Байтищев, Библер)

3. Под видом критики происходит, знакомство с зап. фил. (Мельвиль, Матрошилова, Богомолов, др.)

4. Раскрытие проблем гносеологии и теории познания. (П.В. Копнин, В.А. Лекторский, В.С. Швырев)

5. Обсуждение проблемы сознания. Развернулась многолетняя дискуссия об идеальном между Э.В. Ильенковым и Д.И. Дубровским. Продолженная Михайловым, Библером, Мамардашвили.

6. Обсуждение, прежде запрещенной, темы ценностей. «Лекции по марксистко- ленинской эстетике» М.С. Кагана утверждают право на существование аксиологического подхода к сознанию.

7. Выдвижение комплекса взаимосвязанных проблем «деятельность -культура - человек».

-в теме человека (хотя экзистенциональные проблемы обсуждать не разрешалось) обсуждались темы: сущности человека, его свободы, истории, диалектика его жизни; ставились вопросы философской познаваемости человека и единства человечества.

8. Темы, связанные со спецификой философского знания. Она определялась как наука или не наука, выяснялось как она соотносится с другими видами сознания. (Т.И. Ойзерман, П.В. Алексеев).

10. Осмысление социальной жизни. (В.Ж. Келле, М.Я. Ковальзон, Ю.К. Плетников).

Выводы:

1. Диалектико- материалистическая философия в СССР, несмотря на сложные политические и идеологические условия (начиная с 1917 г. и по н.в.), в основном сохранила своё методологическое значение, приобрела начало плодотворных идей из работ известных советских ученых: общественников и

2. Сегодня в России философы продолжают работать, творить. Освободившись от жестких рамок официального марксизма они ищут новые пути в теории, открывают для себя и других прежде неведомые пласты бытия, переживания, мышления.

Общие выводы.

1. Русская философия - это живой и динамичный организм. Она имеет сравнительно не долгую историю, но тем не менее, она внесла значительный вклад в сокровищницу мировой философской мысли.

2. Русская философия несёт на себе отпечаток национальной культуры, национального характера, национального психологического склада, особого типа мышления и мировоззрения, т.е. она является одним из ресурсов ретроспективного портрета народа.

3. Философские концепции отечественной философии всегда были связаны с конкретными социально- политическими обстоятельствами в стране.

4. В русской философии никогда не было «голого» копирования западных философских теорий. Русские мыслители как бы отталкивались от чужого учения и предлагали самостоятельные построения.

5. Русская философия в своей основе высоконравственна. Нередко нравственный аспект был тем стержнем, вокруг которого строилась вся система.

6. Обращение к истории русской философии позволяет военным кадрам обогатить свой державный мир, расширить мировоззрение.

БЫТИЕ КАК ФИЛОСОФСКАЯ ПРОБЛЕМА. ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ И ИДЕИ ОНТОЛОГИИ

Бытие – одно из центральных понятий философии. Онтология – учение о бытии – составляет со времен Аристотеля предмет «первой философии». В зависимости от того, как тот или иной мыслитель, школа или направление трактует вопрос о бытии, определяется общая ориентация данного направления. Понятия «сущее», «сущность», «существование», «субстанция» производны от «бытия» и представляют собой его различные аспекты.

БЫТИЕ, СУЩЕЕ КАК ПОНЯТИЕ ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ.

В теоретически рефлектированной форме понятие бытие появляется у элеатов. Бытие есть, а небытия нет, говорит Парменид («О природе»), ибо невозможно ни познать, ни выразить небытие – оно непостижимо. В понятии бытия в трактовке элеатов есть три элемента: 1) бытие есть, а небытия нет; 2) бытие едино, неделимо; 3) бытие познаваемо, а небытие непостижимо.

Эти принципы были по-разному интерпретированы Демокритом, Аристотелем, Платоном. Демокрит мыслит бытие как множественное - атомы, а небытие – как пустоту. Принцип единства сохраняется по отношению к атому – он неделим. Остаются в силе главные тезисы элеатов – бытие есть, а небытия нет.

У Платона бытие множественно, но это умопостигаемые нематериальные идеи – истинно сущее. Бестелесные идеи – «сущности», поскольку сущность – то, что существует. Бытию противопоставляется становление – чувственный мир преходящих вещей. Платон признает, что небытие существует (существующее небытие - иное); небытие выступает как принцип различия, отношения, благодаря которому получает объяснение не только возможность познания, но и связь между идеями. Иное ниже бытия по статусу: оно существует благодаря причастности бытию. Бытие как взаимосвязанное множество идей существует и может быть мыслимо лишь в силу своей причастности к сверхбытийному и непознаваемому Единому. Понятие бытия рассматривается в трех аспектах: бытие и небытие; бытие и знание; бытие и Единое.

У Аристотеля сохраняется понимание бытия как начала вечного, самотождественного, неизменного. Но, в отличие от Платона, он ищет постоянно пребывающее также и в изменчивом чувственном мире, стремясь создать науку о природе – физику. Бытие не является категорией, ибо на него указывают все категории: «бытие же само по себе приписывается всему тому, что обозначается через формы категориального высказывания: ибо сколькими способами делаются эти высказывания, в стольких же смыслах обозначается бытие» («Метафизика»). Среди категорий ближе всего к бытию сущность: она в большей степени сущее, чем любой ее предикат (акциденция). Сущность отвечает на вопрос «что есть вещь», поэтому только у сущности имеется суть бытия и определение как обозначение сути бытия. Первая сущность – отдельный индивидуум, вторая – вид (человек), третья – род (животное). Первая сущность не может быть предикатом; вторые сущности «сказываются» только о сущностях же, но не об остальных категориях, которые служат предикатами сущности. Сущность есть нечто самостоятельное: сущее само по себе.

Бытие понимается в двух аспектах: 1) как общий предикат всех вещей, составляющий условие предикации вообще; в этом смысле он не может быть сущностью вещей; 2) высшая из всех первых сущностей: оно есть чистый акт, свободный от материи перводвигатель, который характеризуется как бытие само по себе и изучается теологией.

Неоплатоники. Бытие в качестве условия предлагает сверхбытийное начало, стоящее по ту сторону бытия, а стало быть, и познания. Это начало называется Единым и благом. Только бытие может быть мыслимо. Бытие – не верховное начало, оно происходит от того, что сверхбытийно. Бытие есть только след Единого.

ПОНИМАНИЕ БЫТИЯ В СРЕДНИЕ ВЕКА

Понимание определяется двумя традициями: античной философией и христианским откровением.

У истоков средневековой философии и теологии стоит Августин. Бытие – есть благо. Бог – это благо как таковое, или «простое благо». Сотворенные вещи только причастны бытию или имеют бытие, но сами не суть бытие, ибо они не просты. «Простою же называется та природа, которой не свойственно иметь что-либо такое, что она могла бы утратить» (О граде Божием). Так как высшая сущность есть само бытие, то ей не может быть противоположена никакая другая сущность, но лишь небытие; следовательно, зло – это небытие. Августин рассматривает проблему бытия применительно к догмату о Троице. Бытие – это первая ипостась, Бог-отец; Бог-сын есть знание; Бог-Дух Святой – любовь. Таким образом, истина – это знание бытия, а благо (блаженство как субъективно переживаемое благо) – это стремление, любовь к бытию.

У Боэция, разработавшего систему логики, легшей в основу средневековой схоластики, понятие бытия приобретает завершенность и формулируется в виде аксиом. 1. Разные вещи – бытие и то, что есть; само бытие не есть; напротив, то, что есть, есть благодаря бытию. 2. То, что есть, может быть причастно к чему-нибудь, но само бытие не может быть чему бы то ни было причастным. 3. То, что есть, может иметь что-либо помимо того, что есть оно само; но само бытие не имеет в себе ничего, кроме себя самого. 4. Разные вещи – просто быть чем-нибудь и быть чем-нибудь по своей сущности, ибо в первом случае обозначается случайный признак (акциденция), а во втором – субстанция. 5. Для всего простого его бытие и то, что оно есть, одно и то же, для сложного – не одно и то же. Только в Боге, который есть само бытие, тождественны бытие и сущность. Он есть простая субстанция, которая ничему не причастна, но которой причастно все. Бытие есть благо.

У Фомы Аквинского высшее начало есть бытие, акт которого заставляет вселенную существовать. «Первое из созданий есть само бытие, которое предшествует (в качестве их условия) всем другим созданиям, но которому ничто не предшествует». Различая бытие и сущность, Фома не противопоставляет их, а ищет общие корни. Субстанции (сущности) обладают самостоятельным бытием, в отличие от акциденций, которые существуют только благодаря субстанциям. Субстанциальная форма сообщает вещам простое бытие, акцидентальная – источник определенных качеств. Бытие тождественно благу, зло – это небытие, оно «существует лишь в благе как своем субстрате». Бог, согласно Фоме, есть причина зла не субстанциально, а акцидентально, поскольку совершенство целого невозможно без ущербности некоторых частей.

Томистская трактовка пересматривалась в номинализме 13 – 14 вв. Согласно Оккаму, Бог своей волей творит единичные вещи, не нуждаясь в идеях как их прообразах. Идеи же возникают как репрезентации вещей, вторичные по отношению к ним. Онтологический статус субстанций и акциденций уравнивается, а теоретическая способность утрачивает свой бытийный характер, умы больше не рассматриваются как высшие в иерархии сотворенных сущих. Ум – это не бытие, а представление о бытии.

Мистическое течения: человек есть не просто творение; как «внутренний», духовный человек он рождается в Боге и есть Сын Божий. Важнейшая часть души – божественна, она даже прежде Бога, и Бог должен стать больше, чем Богом, чтобы познать ее. (Экхарт)

БЫТИЕ В ФИЛОСОФИИ 17 – 18 ВВ.

Дух теряет свой онтологический статус, доминирующей становится гносеология, а онтологическая проблематика перерастает в натурфилософию. Бытие все чаще отождествляется с природой, а онтология – с естествознанием. Гоббс, считая предметом философии тело (естественные тела – продукты природы и искусственные, созданные человеческой волей - государства), исключает из ведения философии ту сферу, которая в античности носила название бытия в противоположность изменчивому становлению. Гоббс устраняет связь бытия с сущностью: она лишь соединение имен посредством слова «есть».

В рационалистической метафизики 17 – 18 вв. бытие рассматривается как субстанция, которая есть начало самотождественное, устойчивое и неизменное. Согласно Декарту, только божественная субстанция есть подлинно самосущее, или причина самого себя, от нее производны мыслящая и протяженная субстанция. Но только одна реальность открыта нашему сознанию: оно само.

Кант мыслит бытие само по себе как не зависимое от спонтанности человеческого мышления, не порождаемое ею. Связь с Аристотелевской традицией: бытие не может быть предикатом и не может быть «излечено» из понятия. Бытие закрыто от теоретической способности, которая постигает лишь то, что сама же творит. Только практическая установка переводит нас из мира природы в мир свободы, самосущего, вещей в себе. Но мир свободы – это не то, что есть, но что должно быть, это идеал практического разума, не бытие, а постулат доброй воли. Категорический императив – это апелляция к воле, которая соприкасается с умопостигаемой реальностью, недоступной разуму, но не постигает, а реализует ее. Благо у Канта – не бытие, а долженствование.

БЫТИЕ В ФИЛОСОФИИ 19 ВЕКА

Поздний Шеллинг и Шопенгауэр противопоставили Гегелю волюнтаристскую концепцию бытия. С позиций реализма критику немецкого идеализма повели Ф. Тренделенбург, И.Ф.Гербарт, Б.Больцано. В защиту натуралистической трактовки бытия как единичного природного индивида выступил Фейербах. Существование отдельной личности, не сводимое ни к мышлению, ни к миру всеобщего, противопоставил Гегелю Кьеркегор. Шеллинг объявил свою раннюю философию тождества и выросший их нее панлогизм Гегеля неудовлетворительным именно потому, что в них исчезла проблема бытия. В «Сущности человеческой свободы» Шеллинг видит бытийную основу сущего – как мира, так и самого Бога – в так называемой «божественной основе Бога», которая есть «безосновность», или «бездна» и представляет собой бессознательную волю, темное, неразумное начало. Бытие в иррационалистическом пантеизме Шеллинга – это не продукт сознательного акта благой божественной воли, а результат раздвоения и самораспадения абсолюта. Бытие здесь не тождественно благу, а скорее есть начало зла. Эта тенденция усугубляется в пантеизме Шопенгауэра, который противопоставляет волю духу как бессильному представлению, лишенному онтологического статуса. Бытие не просто индифферентно благу, скорее оно есть зло.

Философские учения второй половины 19 века также рассматривают бытие как нечто противоположное духу, разуму.

Гербарт: отталкивается от аристотелевской традиции: бытие есть то, что тождественно себе; противоречащее себе не может существовать.

БЫТИЕ В ФИЛОСОФИИ 20 ВЕКА

Философия жизни: бытие – поток творческих изменений, неделимая непрерывность или длительность, которая дана нам в интроспекции (Бергсон, Дильтей, Шпенглер).

Феноменология: бытие – не мир истин самих по себе, а имманентная жизнь трансцендентального сознания. (Гуссерль)

Экзистенциалисты: см. вопрос 13

Онтология – учении о бытии как таковом; раздел философии, изучающий фундаментальные принципы бытия, наиболее общие сущности и категории сущего. Иногда онтология отождествляется с метафизикой, но чаще рассматривается как ее основополагающая часть, то есть как метафизика бытия. Термин онтология впервые появился в «Философском лексиконе» Р.Гоклениуса (1613) и был закреплен в философской системе Х.Вольфа.

Онтология выделилась из учений о бытии природы как учение о самом бытии еще в раннегреческой философии, хотя специального термина не было.

[по учебнику «Онтология и теория познания» Миронов В.В., Иванов А.В.]

Онтология с самого начала выступает таким типом знания, которое не имеет природных критериальных основ, в отличие, например, от эмпирических наук. Она должна отстаивать свое право на построение картины мира путем рационально-рефлективного размышления. Поиски философами сущности истины как таковой, добра как такового неизбежно наталкивались на проблему выявления первоначала, которое выступает критерием истинности, моральности и т.д. Достоверность получаемого мыслительным путем знания не могла быть обоснована без внешнего, не зависимого ни от чего критерия, которым могло выступать лишь само бытие, то есть то, что есть на самом деле, в отличие от иллюзорных явлений и вещей.

Основной вопрос: что существует? Что понимать под бытием, какой смысл мы должны вкладывать в это наиболее абстрактное и универсальное среди всех понятий?

Этот вопрос обусловливает два проблемных пласта:

1) Поиски устойчивых структур бытия, сущности вещей (или субстанции)

2) Исследование фундаментального отношения между вещью и мысли об этой вещи, или иначе соотношение бытия и мышления.

Основные понятия: бытие, структура, свойства, формы бытия (материальное, идеальное, экзистенциальное), пространство, время, движение.

Предмет онтологии:

- основные предметом является сущее; бытие, которое определяется как полнота и единство всех видов реальности: объективное, физической, субъективное, социальной и виртуальной;

- реальность традиционно ассоциируется с материей и духом и подразделяется (материалистами) на косную, живую и социальную материю;

- бытие, как то, что может мыслить, противопоставляется немыслимому ничто.





Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 414 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.01 с)...