Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
По мнению Сократа, нравственным человек может быть только тогда, когда знает, что такое добродетель. Знание — предпосылка нравственного. Подлинная нравственность — это познание блага. Более того, для Сократа знание и мораль оказываются неразделимыми. В этике Сократа четко выявляется рационалистическая линия: добродетель — это знание, дурное — это незнание. Основные добродетели для Сократа — это сдержанность, мужество, справедливость.
СОКРАТИЧЕСКИЕ ШКОЛЫ – философские школы, основанные после смерти Сократа его ближайшими учениками «сократиками»: Мегарская школа (основана Евклидом из Мегары), Элидская (Федоном из Элиды, впоследствии она была известна как Элидо-Эретрийская школа), Киренская школа (основана Аристиппом из Кирены), школа киников (основана Антисфеном из Афин, развитие получила при Диогене Синопском); Платон основал Академию, история которой самостоятельна, хотя и связана с контекстом сократических школ.
Для всех школ авторитетной фигурой был Сократ, память о котором его последователи стремились зафиксировать в «сократических сочинениях», в основном это были диалоги. Главным персонажем этих сочинений неизменно был Сократ, а главной задачей – описание его характера. Такие сочинения писали возглавлявшие свои школы Антисфен, Федон, Аристипп и Платон (по существу, разработавший на основе традиционного собственный жанр философско-драматического диалога), а также Эсхин и Ксенофонт, не основавшие своих и не примкнувшие к другим сократическим школам.
Сократ пренебрегал к богатству и умел обходиться минимумом в еде, одежде и других материальных благах; элидская школа усвоила взгляд на философию как на моральную проповедь. Все сократики большое внимание уделяли этическим вопросам, считая добродетель необходимым условием счастья, а философию – воспитанием души. Однако в этике у них были различные взгляды.
· Подшучивая и используя иронию Сократ пытался найти истину. Он таким образом подводил своего собеседника к тому, что тот ничего не знает и они пытались ответить на появившиеся вопросы. Государство выступает инструментом и залогом реализаций общих понятий о справедливости.
Платон
Платон (427 – 347 гг. до н.э.) – крупнейший философ Древней Греции, ученик Сократа, основатель собственной философской школы – Академии, основоположник идеалистического направления в философии. Первый древнегреческий философ, оставивший после себя ряд фундаментальных философских произведений, наиболее важными из которых являются «Апология Сократа», «Пармелид», «Горгий», «Федон», «Государство», «Законы». Большинство произведений Платона написано в форме диалогов.
Платон – основоположник идеалистического направления философии.
Платон является основателем идеализма. Главными положениями его идеалистического учения являются следующие:
материальные вещи изменчивы, непостоянны и со временем прекращают свое существование;
окружающий мир («мир вещей» также временен и изменчив и в действительности не существует как самостоятельная субстанция;
реально существуют лишь чистые (бестелесные) идеи (эйдосы);
чистые (бестелесные) идеи истинны, вечны и постоянны;
любая существующая вещь является всего лишь материальным отображением первоначальной идеи (эйдоса) данной вещи (например, кони рождаются и умирают, но они лишь являются воплощением идеи коня, которая вечна и неизменна и т.д.);
весь мир является отображением чистых идей (эйдосов).
Также Платон выдвигает философское учение о триаде, согласно которому все сущее состоит из трех субстанций:
«единого»; (основа всякого бытия, не имеет никаких признаков, есть ничто,выше вякого бытия, первоначало всего-всех идей, явлений, свойств)
«ума»; (происходит от единого, разделен с единым, является сущностью всех вещей, есть обобщение всего живого на земле)
«души» (подвижная субстанция, часть мировой души, смена телесных форм – естественный закон космоса, душу могут изменять вещи и природа)
Касаясь гносеологии (учения о познании), Платон исходит из созданной им идеалистической картины мира:
· поскольку материальный мир является всего лишь отображением «мира идей», то предметом познания должны стать прежде всего «чистые идеи»;
· «чистые идеи» невозможно познать с помощью чувственного познания (такой тип познания дает не достоверное знание, а лишь мнение – «докса»);
· высшей духовной деятельностью могут заниматься только люди подготовленные – образованные интеллектуалы, философы, следовательно, только они способны увидеть и осознать «чистые идеи».
Платон выделяет семь типов государства: идеальное «государство будущего», которого пока не существует и в котором отпадает необходимость в государственной власти и законах, и шесть типов ныне существующих государств. Среди шести существующих типов Платоном указываются:
· монархия – справедливая власть одного человека;
· тирания – несправедливая власть одного человека;
· аристократия – справедливая власть меньшинства;
· олигархия – несправедливая власть меньшинства;
· демократия – справедливая власть большинства;
· тимократия – несправедливая власть большинства, власть военных вождей, армии.
Поскольку тирания, олигархия и тимократия являются несправедливыми формами государства, а демократия – власть большинства – редко бывает справедливой и, как правило, вырождается в тиранию, олигархию или тимократию, двумя стабильными и оптимальными формами государства могут быть только аристократия и монархия.
Также Платон выдвигает собственный план государственного устройства, согласно данному плану:
ü все население государства (полиса) делится на три сословия – философы, воины, работники;
ü работники (крестьяне и ремесленники) занимаются грубым физическим трудом, создают материальные блага, могут в ограниченных размерах владеть частной собственностью;
ü воины занимаются физическими упражнениями, тренираются, поддерживают в государстве порядок, в случае необходимости – участвуют в военных действиях;
ü философы (мудрецы) – разрабатывают философские теории, познают мир, учат, управляют государством;
ü философы и воины не должны иметь частной собственности;
ü жители государства вместе проводят свободное время, вместе едят (проводят трапезы), вместе отдыхают;
ü не существует брака, все жены и дети общие;
ü допускается и приветствуется труд рабов, как правило, варваров, захваченных в плен.
Академия Платона – религиозно-философская школа, созданная Платоном в 387 г. в природе Афин и просуществовавшая около 1000 лет (до 529 г. н.э.). Наиболее знаменитыми воспитанниками академии являлись: Аристотель (учился у Платона, основал собственную философскую школу – Ликей), Ксенокрит, Кракет. Академия была закрыта в 529 г. византийским императором Юстинианом как рассадник язычества и «вредных» идей, однако за свою историю успела добиться того, что платонизм и неоплатонизм стали ведущими направлениями европейской философии.
Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 1198 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!