Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Возникновение философии. Скачок от мифа к рациональному



3 шага появления философии:

· Критический анализ мифа(накопление эмпирических знаний о мире, высоко развитое искусство: что я должен знать, делать, на что я могу надеяться)

· Философы стали не только задаваться этии вопросами, но они стали уверены в том, что на них можно ответить (рациональным путем)

· Мир делится на два понятия:

Ø Все совокупности явлений, которые даны нам органами чувств

Ø Глубинное основание всего сущего-бытие, которое можно познать очагами разума

Время и место зарождения.

Индивидум воспроизводит все то, что его некая родовая сущность некогда проделала. В отличие от науки философия занимается своим особым мышлением. Индивидуум развивается по законам рода и в соответствии с этим в 8-7 в. до н.э. – философия появляется в Индии; 7-6 в. до н.э –философия появляется в Греции; 5-4 в. до н.э –философия появляется в Китае. Такая последовательность обусловлена временем появления возможности мыслит абстрактно (отвлеченно). Причем представляется, что предфилсофия (совокупность дискурсивных мыслей, когда каждая последующая мысль вытекает из предыдущей, что обуславливает последовательность, системность) была наиболее теоретична в Древней Греции где философии кстати и впервые и обретает свою классическую форму, а философия Востока менее теоретична. Основные возникающие при этом вопросы: 1.Когда и где? 2.Из чего? 3.Почему?

Источники философии.

К источникам философии можно отнести: народное творчество в целом (мифы и т.д.);накапливающийся опыт

«Философия наблюдается в момент разложения мифологического мировоззрения» (Гегель)

В основе философии лежит –понятийно–логический язык в отличие от мифов(образный). Философия проявляет себя в литературных произведениях (Гомер)– в начале были древние летописи.

Существуют 4 основных концепции источников философии: Мифогенная; Гносеогенная;.Теологическая..

Мифогенная. Философия возникает путем закономерного внутреннего развития мифа. Содержание остается, форма изложения меняется. Персональная философия становится общей. Философия–рационализация мифа. (Основные представители концепции: Гегель, Лосев, Коннфорд)

Гносеогенная. Философия возникла в результате обобщения различного рода знаний - космогонии, медицины и т.д. (Представитель концепции: Богданов и др.)

Теологическая. Концепция прослеживается с момента зарождения богословной традиции. Философия–реализация человеком дар божьего.

Наиболее адекватной представляется 4 концепция – синтетическая конструктивно учитывающая элементы каждой из трех названных концепций сводящаяся к представлению о том, что философия возникла из мифологии, накопления знаний, науки.

Предпосылки возникновения философии

С достижением определенного временного этапа наступает необходимость теоретического понимание действительности, чему способствует отделение умственного труда от физического (разделение труда; присущее человеку творчество духа (Эдман Гусман считал, что причина появления философии «страсть человека к познанию и созерцанию мира, свободная от всякого практического интереса»); экономическое развитие общества; формирование полисности

Пифагор: «Жизнь подобна игрищам: Иные приходят состязаться, иные–торговать, а самые счастливые- смотреть».

Предназначение философии и ее роль в обществе.

Назначение философии – поиск удела человека, обеспечение его бытия в причудливом мире, а в конечном счете в возвышении человека, в обеспечении его совершенствования. Специфика философской мудрости состоит в ее нацеленности на смыслы максимально всеохватной (общей, предельной, целостной) и вместе с тем фундаментальной значимости.

Итак, мифологически-религиозное мировоззрение носило духовно-практический характер. Исторические особенности этого мировоззрения связаны с низким уровнем освоения человеком действительности, зависимостью его от неосвоенных, непокоренных сил природы и общественного развития, а также с недостаточным развитием его познавательного аппарата.

По мере развития человеческого общества, установления человеком определенных закономерностей, совершенствования познавательного аппарата появилась возможность новой формы освоения мировоззренческих проблем. Эта форма носит не только духовно-практический, но и теоретический характер. На смену образу и символу приходит Логос – разум. Философия и зарождается как попытка решить основные мировоззренческие проблемы средствами разума, т. е. мышления, опирающегося на понятия и суждения, связывающиеся друг с другом по определенным логическим законам. В отличие от религиозного мировоззрения с его преимущественным вниманием к вопросам отношения человека к превосходящим его силам и существам, философия вынесла на первый план интеллектуальные аспекты мировоззрения, отразив нарастающую в обществе потребность в понимании мира и человека с позиций знания. Первоначально она выступила на исторической арене как поиск мирской мудрости.

Термин «философия» в переводе с греческого языка означает любовь к мудрости. Слово «философ» впервые употребил греческий математики мыслитель Пифагор (ок. 580-500 гг. до н. э.) по отношению к людям, стремящимся к интеллектуальному знанию и правильному образу жизни. Истолкование и закрепление в европейской культуре термина «философия» связано с именем Платона. Первоначально понятие «философия» употреблялось в более широком значении. По сути дела, этот термин означал совокупность теоретических знаний, накопленных человечеством. При этом следует отметить, что именовавшиеся философией знания древних охватывали не только практические наблюдения и выводы, зачатки наук, но и раздумья людей о мире и о себе, о смысле и цели человеческого существования. Возникновение философии означало появление особой духовной установки – поиска гармонии знаний о мире с жизненным опытом людей, с их верованиями, идеалами, надеждами.

Философия унаследовала от мифологии и религии их мировоззренческий характер, схемы, то есть всю совокупность вопросов о происхождении мира в целом, о его строении, о происхождении человека и его положении в мире. Решение мировоззренческих проблем в зарождающейся философии происходило путем разума. Поэтому можно сказать, что философия- это теоретически сформулированное мировоззрение. Философия – это мировоззрение, система общих теоретических взглядов на мир в целом, место в нем человека, уяснение различных форм отношения человека к миру, человека к человеку. Философия – это теоретический уровень мировоззрения. Следовательно, мировоззрение в философии выступает в форме знания и носит систематизированный, упорядоченный характер. И этот момент существенно сближает философию и науку. Немецкий философ Л. Фейербах, начало философии составляет начало науки вообще. Это подтверждается историей. Философия – мать науки. Первые естествоиспытатели были одновременно и философами. С наукой философию сближает стремление опереться на теоретические методы исследования, использовать логический инструментарий для обоснования своих положений, выработать достоверные, общезначимые принципы и положения.

История свидетельствует, что теоретическая форма обоснования действительности, область знания формируется именно в рамках философии. Точнее, именно такое отношение к действительности на ранних этапах развития цивилизации называлось философией. Но по мере того, как накапливался эмпирический материал и совершенствовались методы научного исследования, происходила дифференциация форм теоретического освоения действительности.

После того как сформировались самостоятельные отрасли научного знания – математика, физика, биология, химия и т. д., философия утратила функцию быть единственной формой теоретического освоения действительности. Но в этих условиях более четко обнаружилась специфика философии как формы универсального теоретического познания. Философия – это форма познания наиболее общих, а точнее, всеобщих оснований бытия. Философской мысли присуще рассмотрение мира за пределами человеческого опыта. Никакой опыт не позволяет постичь мир как целостную, беспредельную в пространстве и непреходящую во времени, бесконечно превосходящую человеческие силы, не зависящую от индивида и человечества в целом объективную реальность, с которой люди должны постоянно считаться. Целостное понимание мира дает мировоззренческую опору конкретным научным исследованиям, позволяет им двигаться вперед, правильно ставить и решать свои проблемы. Итак, универсализм – характерный признак философского способа освоения действительности.

Важной особенностью философского способа освоения действительности является субстанционализм (от латинского слова «субстанция», то есть сущность, лежащая в основе). Субстанция – это предельное основание, позволяющее сводить чувственное многообразие вещей и изменчивость их свойств к чему-то постоянному, относительно устойчивому и самостоятельно существующему. Субстанционализм проявляется в стремлении философов объяснить происходящее, внутреннее устройство и развитие мира не генетически, а через единое устойчивое начало. Следует подчеркнуть, что универсализм и субстанционализм – это не два разных, а единый характерный признак философии, ибо предельные обобщения в философии всегда простираются до выявления субстанции всех вещей. Универсализм и субстанционализм характеризуют особенность философии как теоретической формы освоения действительности.

Специфика философии на самых ранних этапах ее развития проявляется не в особых средствах выражения своих идей, а в особой установке, стиле мышления, который, помимо универсализма и субстанционализма, проявляется в сомнении по поводу устоявшихся взглядов, привычек, обычаев, традиций. Таким образом, одной из характерных черт философского размышления является сомнение. Философы ставят все под сомнение для того, чтобы проверить, насколько прочны определённые человеческие установления, и отбросить те из них, которые отжили свой век, а также те, которые выдержали проверку, поставить на более прочный фундамент знания.

Наука – это исторически сложившаяся форма человеческой деятельности, направлена на познание и преобразование объективной действительности, такое духовное производство, которое имеет своим результатом целенаправленно отобранные и систематизированные факты, логически выверенные гипотезы, обобщающие теории, фундаментальные и частные законы, а также методы исследования. Наука – это одновременно и система знаний и их духовное производство, и практическая деятельность на их основе.

Современная наука – чрезвычайно разветвленная совокупность отдельных научных отраслей. Предметом науки является не только внеположный человеку мир, различные формы и виды движения материи, но и их отражение в сознании, то есть сам человек. По своему предмету науки делятся на естественно-технические, изучающие законы природы и способы ее освоения и преобразования, и общественные, изучающие различные общественные явления и законы их развития, а также самого человека как существа социального (гуманитарный цикл). Среди общественных наук особое место занимает комплекс философских дисциплин, изучающих наиболее общие законы развития и природы, и общества, и мышления.

В естественных науках одним из главных приемов исследования является эксперимент, а в общественных науках – статистика.

Общенаучными логическими приемами являются индукция, дедукция, анализ, синтез, а также системный и вероятный подходы и многое другое. В каждой науке различается эмпирический уровень, то есть накопленный фактический материал – итоги наблюдений и экспериментов, и уровень теоретический, то есть обобщение эмпирического материала, выраженное в соответствующих теориях, законах и принципах; основанные на фактах научные предположения, гипотезы, нуждающиеся в дальнейшей проверке опытом. Теоретические уровни отдельных наук смыкаются в общетеоретическом, философском объяснении открытых принципов и законов, в формировании мировоззренческих и методологических сторон научного познания в целом.

3. Структура и функции философского знания. Проблемы методов философствования

Уже античная философия, становясь самостоятельной системой знаний, обретала свою композицию. Эта структура приняла следующий вид: философия начиналась с логики; после логики следует физика как учение о природе; после физики - этика (учение о человеке, о путях его к мудрой, осмысленной жизни). Последняя была главной, поскольку и логика (учение о познании), и физика (учение о природе), при всей важности трактуемых в них проблем, лишь предваряли основные, смысложизненные положения и выводы философа о предназначении и судьбе человека, об отношении его к вечному и бесконечному миру.

В XVII в. (прежде всего благодаря Бэкону и Декарту), в лоне общих систем философии углубленную разработку получила теория познания (гносеология). В понимании того времени она была шире логики, так как рассматривала не только абстрактно-теоретический, но и чувственный уровень познания (ощущения, восприятия, представления). То, что античные философы именовали физикой, философы более поздних веков назвали онтологией (слово "физика" в связи с возникновением специально-научного, опытного знания наполнилось другим, современным смыслом).

Существенную перестройку, переосмысление структуры философского знания осуществил в Новое время И. Кант, В одном из итоговых своих сочинений - в "Критике способности суждения - он говорит о трех частях философии, соотнося их с тремя "способностями души", понимая под последними познавательную, практическую (желание, воля) и эстетическую способности, присущие человеку от рождения. Иными словами, Кант понимал философию как учение о единстве истины, добра и красоты, что значительно расширяет ее узкорационалистическую трактовку только как теории и методологии научного познания (эта трактовка сначала принадлежала просветителям, а затем позитивистам).

Гегель строит свою систему в виде "Энциклопедии философских наук". Как стоики и Кант, он называет три части философского знания:

- логику (которая совпадала у него с диалектикой и теорией познания);

- философию природы;

- философию духа (к последней относится комплекс философских наук о государстве и праве, о всемирной истории, об искусстве, религии и самой философии).

Как видим, логика, диалектика, методология познания давно составляют теоретическое ядро философии. Однако структура современной философии не сводится только к своему ядру. Социальная философия (философия истории), философские вопросы науки (философия науки), этика, эстетика, философская антропология, история философии и т.д. - круг философских дисциплин может быть и расширен.

Онтология и философия природы:

Из чего, как, когда, почему возник весь наш огромный мир и отдельные его части (фрагменты). Он конечен или бесконечен. Каковы наиболее общие, неотъемлемые свойства всего, что есть в мире и мира в целом (такие свойства носят названия, атрибуты). Каковы законы существования и развития мира. Есть ли всемогущий Бог, сверхъестественное или весь мир материален. (учение о бытие)

Социальная философия и философия истории:

Как появились человек и общество. По каким законам существуют и развиваются. Какая из сфер общества (экономическая, духовная, политическая, социальная) является определяющей (главенствующей). Какова структура общества и отдельных его сфер. Какие есть типы обществ (типы цивилизаций). Какова роль личности и народных масс в истории.

Философская антропология:

3 Какова природа человека, в чем заключается его предназначение, каков смысл его бытия (жизни). Есть ли у человека душа, что с ней происходит после смерти. Что означает быть личностью. Возможно ли бессмертие.

Гносеология:

4. Познаваем ли мир частично или полностью. Какие есть методы (средства, способы) познания. Надо ли все знать. Каково соотношение чувственного и рационального, эмпирического и теоретического. Каково соотношение знания и веры. Как совершаются научные открытия. Какова роль интуиции в познании. Есть ли в мире необходимость и закономерность или в нем господствует произвол, свобода, случай.

Этика, эстетика:

5. Что такое справедливость, добро, зло, прекрасное, безобразное, возвышенное, низменное, трагическое, комическое, долг, совесть, честь, достоинство, счатье и т.д.

6. Какие существуют основные цели и ценности. Как них наиболее важные. Какова иерархия ценностей. Почему существуют антиценности.

Аксиология

Пракссология, философия техники, философия экономики.

7.Какими должны быть образ жизни, характер преобразующий мир, природу и общество деятельности, характер творчества, бытие человека в мире, чтобы сохранились сир, природа, человек, чтобы не разрушалась, а укреплялась их гармония.

Функции философии. Прежде всего, это мировоззренческая функция, которая связана с абстрактно-теоретическим, понятийным объяснением мира, в отличие от всех других видов и уровней мировоззрения.Ставится в центр рассмотрения отношение человека к миру. Это указать на двойственный характер самих философских концепций.

Методологическая функция заключается в том, что философия выступает как общее учение о методе и как совокупность наиболее общих методов познания и освоения действительности человеком. Выработка всеобщих методов.

Прогностическую функцию – формулирует гипотезы о развитии материи и сознания, человека и мира.

Критическая функция – основывается на принципах сомнения. «подвергай все сомнению», со времен античности проповедуемый многими философами, свидетельствует о важности критического подхода и наличии определенной доли скепсиса по отношению к существующему знанию и ценностям. Он играет антидогматическую роль в их развитии. Положительное значение имеет лишь основывающаяся на диалектическом отрицании конструктивная критика, а не абстрактный нигилизм.

Аксиологическая функция (от греч. axios — ценный). Любая философская система содержит в себе момент оценки исследуемого объекта с точки зрения самых различных ценностей: социальных, нравственных, эстетических, идеологических и т.п. Особенно остро эта функция проявляется в переходные периоды общественного развития, когда возникает проблема выбора пути движения и встает вопрос, что следует отбросить, а что сохранить из старых ценностей. Для изучения основывается на различных ценностях.

Социальная функция – охватывает различные аспекты общественной жизни. объяснять социальное бытие и способствовать его материальному и духовному изменению. Именно философии принадлежит прерогатива в разработке всеобъемлющих концепций интеграции и консолидации человеческого общества. Ее задача — помочь осознать и сформулировать коллективные цели и направить усилия на организацию коллективных действий по их достижению. При этом степень жизненности философской концепции определяется тем, насколько каждый индивид может ее понять и принять. Следовательно, несмотря на свой всеобъемлющий характер, философия должна быть адресована каждому человеку.

Гуманитарная функция -должна играть адаптационную и жизнеутверждающую роль для каждого индивида, способствовать формированию гуманистических ценностей и идеалов, утверждению позитивного смысла и цели жизни. Призвана осуществлять функцию интеллектуальной терапии, которая особенно важна в периоды нестабильного состояния общества, когда прежние кумиры и идеалы исчезают, а новые не успевают сформироваться или завоевать авторитет; когда человеческое существование находится в «пограничной ситуации», на грани бытия и небытия, и каждый должен делать свой нелегкий выбор.

Следует подчеркнуть, что все функции философии диалектически взаимосвязаны. Каждая из них предполагает остальные и так или иначе включает их. И вместе с тем только через их целостное единство проявляется специфика и сущность философского знания.

Осн.вопрос философии: об отношении мышления к бытию:что является первичным (бытие или мышление), способен ли человек понять мир

Методы философии:

1. диалектический (рассматривает мир в взаимосвязи и развитии, образуется наука диалектика);

2. метофизический (берется объект и рассматривается в составе, без учета времени)

Специфика проблем:

Ø их предельный характер (сложнее вопросов не существует)

Ø их вечность, инвариантность (остаются актуальными и сейчас)

Ученые разделились на материалистов и идеалистов:

1. считают, что исходное – материя

2. что первичное – мышление, а материя – это продукт мышления.





Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 1497 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.011 с)...