Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Пословицы, поговорки, присказки, загадки, распространённые в Смоленском крае



Пословицы - это краткие, меткие, глубокие по смыслу народные изречения или суждения о жизненных явлениях, выраженные в художественной форме. Длительный опыт социально-бытовой и исторической жизни народа, его мировоззрение, психология и жизненная мудрость нашли в них поэтическое отражение. В народной жизни пословицы употребляются в быту и повседневном труде применительно к тем или иным случаям и событиям. Наиболее полное собрание пословиц (свыше 30 тыс.) представлено в сборнике В. И. Даля “Пословицы русского народа”.

Свыше трехсот пословиц, поговорок (первая половина пословицы: намек на суждение, без притчи; ср.: “Чужими руками жар загребать”/погов./ - “Чужими руками жар загребать легко”/посл./) и присказок (ритмически организо­ванная прибаутка остроумного, чаще комического народного “присловья”: “Хороша Маша, да не наша!”) собрано на Смоленщине во время фольклорной практики студентов педагогического института в последнее тридцати­летие.

Сборник “Русские пословицы и поговорки” (1961 г.), включающий в себя и пословицы нашего края, был подготовлен и издан М. А. Рыбниковой.

Около тысячи пословиц вошли в третью часть “Смолен­ского этнографического сборника” (1894) В. Н. Доброволь­ского, где они сгруппированы по темам, охватывающим различные стороны крестьянского быта.

Наибольшее их количество посвящено труду: “Не так грозна работа, как забота”, “Хозяйство водить - не разиня рот ходить”, “Без хозяина и дом сирота”, “У неумехи руки болеть не будут”, “Пахать - не руками махать” и др.

Виновность и горе, возмездие и благодарность, гордость и зависимость - явления человеческой жизни, над сутью которых люди размышляли всегда: “Свет на волю даден”, «Богачу - красть, а бедняку - отвечать”, “За наше жито нам же и набито”, “Вначале родился вор, затем - пьяница, корчемник, а уж потом - честный человек”, “Не ищи горе, - оно тебя само сыщет”.

Характерной особенностью смоленских пословиц, поговорок и присказок является многогранное отражение в них чувства юмора: “Когда просим - глаза соколиные, когда отдаем - совиные”, “Фома берет, Ерема ручается, а отдать - мне получается”, “На чужой стороне и жук - мясо”, “Пусть ьудет шелудив, - лишь бы со двора не блудил”.

Афористичность внутреннего строения пословиц, несу­щих в себе отрывочное, но полное по сути представление об определенном жизненном явлении, не затмевает в них их музыкальности и ритмичности созвучий: “Не страшна работа,- страшна варкота”, “Нанялся, - запродался”, "Солнце выше ели, - а мы еще не ели”, “Если бы услышал собачий брех, - людей на свете не осталось бы”, “Не мели, и другому не вели”, “Коль карман сух, то и суд глух”.

В пословицах, присказках и поговорках о семье запечат­лены невеселые раздумья о патриархальной крестьянской общине: “Дочь - чужая работница”, “И с сынами трясут сумами”, “Дураков стадо - на них пастуха надо”, “Теперь кривда не в лесу, а в народе”.

Воспитанию у подрастающего поколения бережного и уважительного отношения к исторической и художественной памяти народа посвящены смоленские пословицы с нравоучениями: “Не пускай свой язык по загулью”, “Языком лопочи, а руками делай”, “Хорошее худым не бывает”, “Свой моего потрясет, а в воду не понесет”, “Гнев не строит хлев”, “Упрямая коза - всегда волку корысть”, “Правда кривду перетянет”.

Своеобразие поэтики смоленских пословиц указывает на региональные особенности их зарождения и бытования. Они несут в себе громадный положительный заряд душевной энергии, освещенный народным умом и неповторимыми по красоте художественными образами.

Загадки - это небольшие по объему фольклорные произ­ведения, в которых загадывающий сознательно скрывает понятие об известном предмете или явлении. Слушатель должен определить, угадать это понятие. Исследователи связывают зарождение загадок с тайной речью древних людей, которые представляли себе окружающую природ}' по подобию человека и нередко старались при помощи слова обмануть, перехитрить ее.

Группы русских загадок обширны: человек и его тело, предметы материальной культуры, предметы и понятия духовной культуры, мир животных, растительный мир, все­ленная и явления природы, загадки-шутки, загадки-зада­чи и т. п.

Большинство загадок строится на сравнительном (метафорическом) описании предметов или явлений (“Скатерть бела весь свет одела” /снег/, “Между двух светил я в середине один” /нос/ и т. д.). Имеется большая группа загадок, в которых метафора отсутствует (“Кто родится с усами?” /котенок/, “Течет, те­чет - не вытечет; бежит, бежит - не выбежит” /река/ и т. п.).

В ряде мест России загадки разрешалось загадывать лишь осенью и зимой и только вечером, после захода солнца.

Наиболее полный свод русских загадок (5587 текстов) приведен в сборнике “Загадки” (1968), подготовленном к изданию В. В. Митрофановой. Загадки Смоленского края представлены в одноименном сборнике, изданным М. А. Рыбниковой (1932), в собраниях В. Н. Добровольского. Свыше трехсот текстов смоленских загадок хранится в архиве литературного музея Смоленского педагогического института.

В “Смоленский этнографический сборник” включены подблюдные песни, поэтика которых по своей структуре имеет явное сходство с загадками: “За рекой - хомут, за другой - дуга; быть той дуге на том хомуте” /к замужеству/, “Сидит воробей на тычинке, клонит головку на чужу сторону” /к переселению/, “Нивка реденька, снопы частеныш” /к урожаю/, “Сидит петух над воротами: голос - до небес, хвост - до земли” /к пожару/, “Бежала мышка по завалинке, несла пирожок сударушке” /к богатству/ и т. п.

В статье “Пословица и загадка” (1898) В. Н. Добровольский отметил, что “пословицы и загадай нередко сходятся... Некоторые загадки проникнуты древними языческими верованиями и отличаются художественностью образов, прямо свидетельствуют о близости простого человека к природе и о его замечательной чуткости к ее явлениям... И крестьяне, особенно в святочные вечера, развлекаются на Смоленщине загадками”. Довольно полный свод (свыше 200 текстов) смоленских загадок, с распределением их по тематическим принципам, опубликован Добровольским в 1895 году.

Явления природы долгое время оставались для крестьян 'тайной за семью печатями”, разгадать которую они стремились и в загадках: “Расстелю рогожку, постелю горошку, положу хлеба крайчик”/небо, звезды, месяц/, "Летит - молчит, лежит - молчит, как погниет, так заревет” /снег/, “Ждем и просим, а придет - ховаемся” /дождь/, “Висит сито: кругловито, золотое, пови­тое” /солнце/, “Красненький петушок по жердочке скачет” /огонь/, “Возле носа вьется, а в руки не дается” /ветер/ и др.

Загадай нашего края отражают главные думы крестьянства - о земле, об урожае: “Чего на свете богаче нет?” /земли/, "Загадаю загадку, закину на грядку; пусть моя загадка лежит до полетья” /посев озимого зерна/, “Что за шнуры на поле?” /межи/, “Сизые голуби под землей” /лемеха плуга/, "Горбатый конек все поле изъездил” /серп/.

Загадки о быте смоленских крестьян, заключающие в себе обширный историко-познавательный материал, достаточно полно представлены в публикации Доброволь­ского: “Скручен, сверчен, - по избе скачет” /веник/, “Скачет, пляшет по горнице; чем больше крутится, тем толще становится”/веретено/, “Сама - толста, рубаха - коротка” /дежа/, “Лежит волк, осмоленный бок” /заслонка печи/, "Два конца, два кольца, посредине гвоздик” /ножницы/, "Маленька, синенька, а весь свет одевает!” /иголка/.

Существуют смоленские загадки на темы, связанные с человеком и его внутренним миром: “За ельничком, за березничком талалай скачет” /язык за зубами и губами/, Пятеро убегают, пятеро догоняют” /пальцы во время прядения/, “Горшочек умен, семь дырочек в нем” /голова, I паза, уши, ноздри, рот/, “Приехал гость без вестей, просит мяса без костей" /ребенок просит грудь матери/, “Чего легче и быстрее на свете нет?” /мыслей/.

Загадки о животных (“Лезу, лезу, не залезу на мясистую гору” /лошадь/, “Двое светят, четверо стелют, - одна спать ложится” /собака на сене/), о птицах (“Сидит старичок, у него красный колпачок” /дятел/, “По-немецки говорит, а по-русски наворачивает” /сорока/) и о насекомых (“Летит тень; через плетень, села на пень и говорит: “Была я в Ельне, а там - в келье, да монашек ела” /комар/), о дарах природы, (“В маленьком горшочке кашка смашна!” /орех/, “Чашечка красненька, а ложечка беленька” /малина/), об изделиях рук человеческих (“В Москве рубят, сюда щепки летят” /деньги/). Таков далеко не полный перечень смоленских загадок, отличающихся выразительностью и своеобразием народной выдумки и передающих опыт старшего поколения молодежи.

Каждому новому поколению загадка стремится помочь осмыслить явления природы и человеческих отношений в их единстве, в развитии и непрерывном совершенствовании.





Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 1855 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...