Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Предмет античной философии



Термин “античная философия” объединяет в себе философию древних греков и древних римлян, зародившуюся в VI в. до н.э. и просуществовавшую до VI в. н.э. (до закрытия императором Юстинианом в 529 г. последней греческой философской школы — платоновской Академии).

При всем разнообразии как отдельных периодов в развитии античной философии, так и школ, направлений в рамках этих периодов, мы можем говорить о единстве античной философии как об определенном историческом способе философствования. Каковы же черты, определяющие сущность античной философии, ее своеобразие?

Во-первых, античная философия космоцентрична. Ее теоретическую основу составляет “диалектика идеи и материи, разрабатываемая в виде чувственно-материального космоса, движимого космической душой, управляемого также космическим умом и создаваемого сверхдушевным и сверхумственным первоединством”1. Принцип, согласно которому бытие в конечном счете представляет собой единство, несмотря на множественность существующих вещей, является исходным принципом эллинского мышления и именно он приводит ее к понятию космоса как гармонической взаимосвязи существующих вещей. Предмет античной философии — познание космоса, в том числе и человека как его неотъемлемой части, природы в ее структурности, при этом, с самых начал греческой философии, природа — предмет мысли, а не сила, тяготеющая над умом.

Во-вторых, возникновение античной философии (как и всякой философии вообще) связано с преодолением мифологии как формы родового сознания. Древнегреческая мифология как мировоззренческая форма родового общества проходит сложный путь от образа ритуального действия и мышления через устные сказания и предания до гомеровского эпоса и гесиодовской “Теогонии”. Греческие мифы отразили в яркой символической форме и эпохальные социальные изменения, такие как переход от матриархата к патриархату, от полигамии к моногамии, и память о необходимом единстве человека и природы. В гомеровско-гесиодовской мифологии переход от Хаоса к Космосу связан с борьбой олимпийских богов против своего отца Кроноса.

В-третьих, вся античная философия строится на принципе объективизма. Подлинной формой необходимого единства, а потому и совершенства для античного Демиурга является сфера. Таким образом творец мира не только соблюдает принцип необходимого единства, но должен создать мир сферическим, подчиняясь объективным законам космоса. Душа (принцип самодвижения и движения) и ум (принцип целесообразности космоса как художественного целого) являются в первую очередь объективно-космическими силами, а человеческие душа и ум есть слабое отражение их объективного аналога. Субъект никогда не ставится выше объекта. Более того: человек есть микрокосм, все космические силы и стихии проходят сквозь него и в нем воплощаются. В идее внутренней соотнесенности микрокосма и макрокосма, характерной для античной философии, доминирует направленность от Вселенной к человеку, т.е. эстетический аспект космологии. Основной метод философского познания — интеллектуальное созерцание целого как целого.

В-четвертых, античная философия пантеистична. Космос для нее абсолютен, божественен, а отдельные боги — лишь принципы действия разнообразных сторон космоса или природы. Даже в развитых вариантах космогонических теорий античности боги не творят мир из ничего, а всего лишь придают ему форму, при чем с согласия и при участии необходимости. Суверенитет природной необходимости — одна из онтологических аксиом греческого умозрения.

Мировоззренческий аспект античной философии характеризуется рядом формул. Вот основные из них: “Из ничего не может возникнуть нечто”, “подобное стремится к подобному и познается подобным”, “время — подвижный образ вечности”, оно ассоциируется не с последовательностью, а с одновременностью, не с необратимостью, а с повторяемостью, т.е. время — циклично. Поясняя различия в восприятии времени античной и современной культурой, М.Л. Гаспаров пишет: “Греки представляли себе время движущимся на одном месте — как звездный небосвод, который вращается над миром одинаково и неизменно как за тысячу лет до нас, так и через тысячу лет после нас... Греки не вели летоисчисления по олимпиадам, они не вели вообще никакого летоисчисления.





Дата публикования: 2015-01-26; Прочитано: 1554 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...