Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

В чем ценность свободы?



Ценность свободы — это ценность личного, целенаправлен­ного совершенствования существования (жизни, действитель­ности). Свобода есть гуманистическая ценность, поскольку она утверждает достоинство человека как творца, значимость его самоопределения к благу. В самом общем виде свобода — это такое состояние человеческой жизни, которое характеризует меру того, насколько личность самостоятельно выбирает и осу­ществляет лучшее из возможного. Рационалист Г. Лейбниц пи­шет: «Детерминироваться разумом к лучшему — это и значит быть наиболее свободным». В европейской культуре преоблада­ет понимание свободы как познанной и освоенной необходи­мости. Подразумевается необходимость благая. Для античной философии — это необходимость космического порядка — логоса, средневековой — воли и разума Бога, Нового време­ни — законов природы, человеческого естества, мирового духа, общества, трансцендентных ценностей. Для постмодернистов, провозглашающих принципиальный ценностный плюрализм, главное в свободе — свобода коммуникации, дискурса, текста, интерпретации. Свобода — универсалия культуры, атрибут соб­ственно человеческого, ценностно ориентированного, способа жизнедеятельности. Она — мера освоения, «очеловечения» бы­тия. Существуют различные степени свободы. Степень свободы определяется тем, насколько многообразны и упорядочении принятые человеком ценности, высоки приоритеты, велики внутренние и внешние возможности выбора целей и средств их осуществления, насколько он достигает гармонии с собой, с другими людьми, природным миром, бытием в целом.

Философы различают положительную и отрицательную свободу. Отрицательная — «свобода от» — это независимость от чуждых человеку природных, общественных или иных сил, от­сутствие внешнего, пресекающего волеизъявление принужде­ния. Достигается эта свобода через изменение внешних обсто­ятельств (в борьбе за свободу, независимость, самостоятель­ность) и/или через изменения внутреннего настроя (борьба с собой, самоограничение, отказ от желаний и намерений, от­даляющих от высших целей). Так, в концепции прав челове­ка — ведущей начиная с Нового времени в западной гумани­тарной мысли, непременной принадлежностью свободы счита­ется единство личной независимости и самоограничения, проявляющееся в нераздельности прав и обязанностей лично­сти. «Свобода состоит в возможности делать все, что не при­носит вреда другому. Осуществление естественных прав каждо­го человека встречает лишь те границы, которые обеспечивают прочим членам общества пользование теми же самыми права­ми» (Декларация прав человека и гражданина, 1789). Принцип равной свободы (суверенности) людей органично связан с принципами самоопределения личности и ненасилия. Суще­ствует еще одна трактовка отрицательной (негативной) свобо­ды как возможности выбора чего угодно, в том числе и зла. Однако в рамках классической традиции европейской филосо­фии (античной, средневеково-христианской, новоевропейской) такого рода выбор относится не к свободе, а к произволу. Кант, например, считает свободной только волю к добру. По­ложительная — «свобода для» — это самоосуществление через освоение мира: преобразование неблагоприятных (чуждых или отчужденных) обстоятельств в благоприятные (свои), наращи­вания многообразия и целостности личного существования. В этом духе строится идеал Просвещения — свободное разви­тие каждого как условие свободного развития всех. Без «свобо­ды от» «свобода для» недостижима. Но путь отречения, вы­бранный в качестве главного, ведет к мироотрицанию (как, например, в некоторых направлениях индуизма и буддизма), к сворачиванию, упрощению, сужению существования.

Возможности свободы соразмерны степени ответственности. Чем могущественнее человек, чем шире его возможности, тем значительнее благие или неблагие последствия его выбора, тем больше его «авторство» в мире и, следовательно, ответствен­ность. Многие мыслители (Б. Паскаль, И. Кант, С. Кьеркегор, Ф. М. Достоевский, Н. А. Бердяев, М. Хайдеггер и др.) рас­сматривают свободу и как основу достоинства человека, и как бремя, отягощающее грузом ответственности. Ж. П. Сартр даже говорит об «обреченности человека на свободу». Э. Фромм, ис­следовавший феномен «бегства от свободы», утверждает, что от нее можно избавиться, лишь отказавшись от себя, от подлинно­го решения своей жизненной задачи.




Дата публикования: 2015-01-26; Прочитано: 181 | Нарушение авторского права страницы



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.005 с)...